На Чулышман с детьми? А почему бы и нет?

Дмитрий Поздеев
        Вопрос о том, как провести летний отпуск, для нас не существует уже давно. Конечно – в поход и, конечно – всей семьей. Дети – эмоциональный народ, не любящий однообразия, поэтому и маршруты путешествий мы разрабатываем, как правило, комбинированные, с элементами водного, пешеходного, горного и даже спелеотуризма. Не многие в Чувашии, например, могут похвастать, что в 12 лет спускались в настоящую пещеру со сталактитами и  сталагмитами, а мы гордимся, что в нашей группе такой человек есть! Получается изучение географии своей страны не только за партой, но и своими собственными глазами.
        Как-то мы открыли для себя, что очень интересно плыть по озерам: здесь – и ориентирование по компасу, и борьба с волной, и использование попутного ветра, и гибкая тактика движения вплоть до перехода на ночное плавание, когда озеро успокаивается. Карельские и Верхневолжские озера, Селигер, Иссык-Куль, Байкал не раз устраивали нам серьезные испытания, но тем и интересней поход, чем больше впечатлений.
        К 1996 году мы посчитали, что накопили достаточный опыт для похода по Алтаю. Этот район у всех туристов-водников в первую очередь ассоциируется с двумя труднейшими реками VI категории сложности: Чулышманом и его притоком Башкаусом, сплав по которым как наших, так и зарубежных спортсменов не раз кончался трагически. Страшновато с детьми – в такое пекло, но заманчиво: ведь Чулышман несет свои воды в Телецкое озеро – жемчужину Алтая, и если добавить сюда пеший подход к Чулышману в начале похода и сплав по реке Бия, вытекающей из Телецкого озера, в конце, то получится великолепный маршрут! С одним "но": сплав по Чулышману начать ниже по течению, в устье реки Утукая, где пороги не превышают уровень III - IV категории сложности...
        Алтай наяву превзошел все наши домашние ожидания и расчёты. Сначала – знаменитый Чуйский тракт – главная дорога, связывающая Россию с Монголией. В 1913 - 1914 годах его проектировал известный сибирский писатель В.Я. Шишков, автор романа «Угрюм-река».
        Более 12 часов идет маленький ПАЗик по равнине, тайге, обрывистым берегам рек Катуни и Чуи, взбирается серпантином на крутые перевалы, пересекает альпийские луга и высокогорные степи. Это одна из живописнейших дорог нашей страны. Здесь, на берегу Катуни – село Сростки – родина В.М. Шукшина, пос. Манжерок, где в 1966 году проходил фестиваль Советско-Монгольской дружбы. Иногда встречаются каменные изваяния для ритуальных обрядов алтайцев – каменные бабы, а на одной из скал нам показали не разгаданные до сих пор учеными наскальные надписи. По словам местных жителей, испокон веков на берегу Чуи стояла выдолбленная в скале огромная каменная чаша – место посадки корабля пришельцев из космоса. Находясь там, верится, что такое могло быть. Увы, сейчас этот кусок скалы аккуратно вырезан и куда-то вывезен.
        Пешеходная часть маршрута включала преодоление двух перевалов и заняла 5 дней. Для водников, дополнительно несущих, в отличие от чистых пешеходников, средства сплава, она  является не самой легкой частью похода. Тропа идет горной тайгой, которая выше переходит в альпийские луга и скалы, пересекает кристально чистые ручьи и речушки, иногда приводит к домику охотника или  аилу* пастухов. Выписка из дневника:

        "Разведка показала: тропа есть и даже неплохая. Идем медленно вверх вдоль ручья. Очень холодная и чистая вода. Два раза переходим вброд. Тяжеловато. За 3 часа прошли около 2 км, встали на ночь у зимовья. Здесь изба, хорошая поляна. Завтра пойдем челноком".

        Конечно, здесь – не прогулка за город, но именно в таких условиях воспитывается мужской характер наших мальчишей. А где еще полюбуется ослепительным ковром альпийских жарков, наберешь столько кедровых шишек, увидишь живого соболя, бурундука или даже марала? Только на пешеходной части! Или тропу, которая на расстоянии 500 метров теряет в высоте 500 метров?! А ведь именно по такой мы спускались в долину Чулышмана. Удивительно, но факт: совместное преодоление тяжелых испытаний делает взрослых и детей единомышленниками, и последние в таких условиях даже иногда начинают слушаться. Кроме познавательного еще и педагогический эффект похода налицо.
        Чулышман сразу покоряет шумом порогов и грандиозностью своего ущелья. Его притоки многометровыми водопадами срываются со скал. Впечатление такое, будто находишься в сказочном царстве, а тебя обступили исполины-великаны и не хотят пропустить к охраняемой ими сокровищнице – Телецкому озеру. Первые пороги проходим разгруженными и без детей. Выписка из дневника:

       "На участке около 200 метров – 3 мощных порога со сложной линией движения и прижимом в конце. Расставили сигнальщиков и спасателей вдоль берега. Один из катамаранов-четверок развернуло на камне и затянуло в слив кормой, на втором – смыло двух человек, к счастью они во-время ухватились за судно. Двойка прошла более успешно, правда, её как перышко бросало по валам и кружило в бочке, так что у Володи треснул зуб – вечная память о Чулышмане. В одном из порогов у него же вырвало весло. Плавал за ним, чуть не утонул, но весло спас. Суровая река…"

        Вскоре оказалось возможным посадить на катамараны и детей. Они ловко управляют носом судна. Качаемся, как на американских горках, а справа и слева с уханьем проносятся назад громадные обливные валуны. Впечатляет…
        В нижнем течении Чулышман успокаивается и двумя рукавами величаво впадает в Телецкое озеро. Впереди – 78 км кристально чистой, холодной ( 10° С) и глубокой (325 м) воды. Ширина озера – 4-5 км, но из-за окаймляющих его гор это расстояние скрадывается, кажется: вот он, противоположный берег. Густая тайга покрывает склоны вершин, только изредка видны небольшие поляны. Между скал пробивают путь многочисленные горные реки, завершающиеся бурными водопадами. Фантастический вид приобретает озеро во время восхода и захода солнца или в ясную лунную ночь, когда оно озарено пурпурными лучами или сверкает серебристыми блестками. По берегам растет красная и черная смородина, крыжовник, малина, облепиха, черемуха, выше в горах – полевая клубника. Особенно запомнились остановка в пос. Беле, где нас угощали – надо же в Сибири! – большими сочными яблоками, радиальные выходы на изумительные по красоте водопады рек Кокши и Корбу, величественные и неприступные скалистые мысы озера, круто обрывающиеся в воду. И встречи с людьми: охотниками, пастухами, рыбаками, ихтиологами, егерями, для которых озеро – это их рабочее место, как для нас с вами – станок или письменный стол.
        У поселка Артыбаш озеро сужается, появляется уклон, и... начинается великая сибирская река Бия. Скорость наша с 4 км/ч увеличивается до 8-9 км/ч, вновь появляются пороги и шиверы, но после Чулышманских они кажутся игрушечными. Плыть по Бии – одно удовольствие: можно почти и не грести, а километры бегут. Как на экскурсии: сиди и любуйся живописными пейзажами по сторонам – солнечные поляны, березовые рощицы, хвойные боры и, по-прежнему, скалы и скалы всех цветов и оттенков. Правда, здесь они уже пониже, но так же чарующе привлекательны. Два дня такого удовольствия, и мы – в районном центре Турочак, откуда автобус доставил нас в г. Бийск. Увы, поход окончен.
        При запасе времени можно плыть и дальше вплоть до Бийска, но ниже течение Бии замедляется, пороги исчезают и придется уже хорошенько погрести. А еще ниже Бия сливается с Катунью, и самая великая наша река Обь устремляется к Северному Ледовитому Океану. Но это уже тема отдельной статьи.
        Следует отметить, что Восточный берег Телецкого озера и реки Чулышман относятся к ведению Алтайского государственного заповедника, дирекция которого находится в пос. Яйлю. Для остановок здесь надо иметь пропуск в заповедник. Для любителей плановых маршрутов в  Артыбаше и в устье реки Чулышман работают турбазы, где предлагается сплав по нижней части Чулышмана и реке Бия, а также экскурсии по Телецкому озеру.

* Аил – летний деревянный домик по форме напоминающий юрту с отверстием в крыше для выхода дыма.

Июль-август 1996 г.
Чебоксары