Гранат Вакха

Николай Григорьевич Закуцкий
Поэту Индии
Гранат,
Передаёт наш
Славный Вакх.

В тебе Силена
Разглядел,
Ведь ты совсем
Не похудел.

Осла тебе он
Посылал,
Но крепко ты
Тогда стоял.

Подарком
Вакха
Пренебрёг
И вот итог...

Осла прибрал к
Рукам Сатир,
И все Вакханки
Были с ним.

Но выпить с ним
Ты отказался и
Очень он
Засомневался.

Тебя в стихах я
Разглядел,
Ведь ты всегда
Про Вечность пел.

Теперь гранат я
Посылаю,чтобы
Ты вспомнил
Сладость Рая.

И наш по Индии
Круиз,
Ведь я исполнил
Твой каприз.

Бурдюк бездонный
Для тебя
Вином тогда
Наполнил Я.

Неужто выпил ты
Его,
Теперь понятно,что
Слабо.

Ведь водка в мире
Появилась,
Вина сиянье
Закатилось.

И только верные
Вакханки
Вином блистают
Перед танцем.

А все поэты
Пьют коньяк,
А в нем сияет
Тоже Вакх.

Пояснения:

Полубог Силен, олицетворяющий собой бурдюк (мех для вина), является, естественно, по мифам древней Греции, воспитателем Диониса (Вакха) — бога вина.

В искусстве полубог Силен имеет два совершенно различных типа.

На античных барельефах и гравированных камнях полубогу Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы бога Диониса (Вакха) и изящные, легкие формы спутников Диониса — сатиров и менад. Состояние вечного опьянения, в котором пребывает полубог Силен, требует вечной поддержки. В вакхических праздниках полубог Силен принимает участие сидя верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока. Подле Силена всегда идут сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону.


В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие нимфы, божества рек, Силен верхом на осле, целая толпа сатиров, фавнов и вакханок.

Когда царь Индии Дериад (;;;;;;;;) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.

Кроме вакханок-менад, свиту бог Диониса (Вакха) составляла еще многочисленная толпа особых божеств греческой мифологии — сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.
Бог Дионис едет на колеснице, предшествуемой сатиром, несущим кратер (на спине) и канфар — особые разновидности древнегреческой керамики.

Мифологические сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

По античной мифологии, между сатирами и панами существует большое различие. Сатир занимает более высшую ступень в иерархии этих божеств. Сатир более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, сатир смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже себя.

Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов — сатириками.