Лао-цзы Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы

Хасай
Лао-цзы, время жизни около VI—V веков до н. э. Древнекитайский философ, один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин»(Канон Пути и Добродетели).
Нельзя обожествлять бесов.
***
Нет греха тяжелее страстей.
***
Голос истины противен слуху.
***
Не ссорящийся не осуждается.
***
Мудрец избегает всякой крайности.
***
При наличии Пути не застаиваются.
***
Довольствующийся самим собой — богач.
***
Когда нет врагов, то не бывает войны.
***
Коль много накопишь, то много исчезнет.
***
Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
***
Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
***
Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
***
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
***
Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
***
Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
***
Закон достойных — творить добро и не ссориться.
***
Нет большей беды, чем недооценивать противника.
***
Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
***
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
***
Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
***
Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
***
Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
***
Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.   
***
Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
***
Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
***
Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
***
Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
***
Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
***
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
***
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
***
Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
***
Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
***
Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
***
Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
***
И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
***
Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
***
Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.
***
Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
***
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
***
Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
***
Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
***
Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
***
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
***
Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
***
Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
***
Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
***
Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
***
Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
***
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
***
Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
***
Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
***
Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
***
Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
***
Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
***
Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
***
Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
***
Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
***
Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость. 
***
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
***
Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.   
***
В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
***
Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.
***
Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
***
Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
***
Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
***
Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством. 
***