Немного о поэзии скальдов

Литературный Квест
             «Мы бы, конечно, приняли скальдические стихи за плод ученых 
              занятий в четырех стенах, если бы из саг не следовало со всей
              очевидностью, что авторами их были неграмотные воины, 
              привычные к вольной жизни под открытым небом и умеющие
              постоять за себя в жестоких схватках».
                А. Хойслер








Ведущий проекта - З.М. сказал нам учить матчасть.
С матчастью встретиться - проблема сложная. В помощь авторам немного текста о поэзии скальдов.


Скальд — древнескандинавский поэт-певец. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в. Основными жанрами их поэзии были: драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины и выражали героические идеалы), нид и отдельная виса. За хорошее произведение скальд мог получить целое состояние.
Скальды могут только сообщить факты, непосредственными свидетелями которых они были. Содержание их стихов не выбрано ими, а предопределено действительностью. Понятия «художественного вымысла» ещё не существовало, он для человека эпохи викингов был бы неотличим от лжи.
В причудливом мире скальда - основное место отводится метафоре. Поэзия весьма метафорична: она отражала образно всю жизнь, окружавшая скальда, — его врагов и друзей,  его оружие, родню, северную природу с ее березами и темнолесьем, и прежде всего море, для описания которого скальд обладал большим запасом сравнений и образов-загадок.
В стихосложении скальды пользовались очень необычными приемами, практически утраченными сегодня. Усложненный синтаксис стихов зачастую препятствует восприятию текста. Но учтите, что скальд писал для простых людей. Следовательно, готовых к оценке его творений. Готовимся и мы.


Основные формы и размеры поэзии скальдов


Виса.
Простое восьмистишие — виса — непосредственный отклик на событие, стихотворение-эпиграмма остается важной формой их творчества. Это вполне соответствовало тому оттенку импровизированности, который постоянно подчеркивался скальдами. Из вис составлялись более сложные поэтические конструкции. Но и сама по себе она имела поэтическую ценность как отдельное произведение.

Дротткветт.
Наиболее распространённый стихотворный размер — дротткветт (dr;ttkv;tt), им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии.
Станс дротткветта состоит из восьми строк. В каждой его строке должно быть шесть слогов, три из которых несут метрическое ударение, и две-три аллитерации. Ударные слоги одновременно несут и словесное ударение. Как правило, они долгие, но иногда два кратких слога могут заменить один долгий. Каждая строка заканчивается хорейной стопой.
В нечетных строках использовались неполные внутренние рифмы и так называемый скотхендинг (skothending), когда рифма получается одинаковым набором согласных с различными гласными, не обязательно в начале слова.
Чётные строки обязательно начинались с ударного аллитирирующего слога. В них использовались полные внутренние рифмы и так называемый адальхендинг (a;alhending) — рифмовка схожих слогов, не обязательно в конце слова.
Дротткветт подразумевает одни из наиболее жестких правил в скальдической поэзии. Требования были настолько жесткими, что часто поэма записывалась двумя синтаксами, т.е. отдельные предложения могли переплетаться друг с другом. Общие правила переплетения: одно из двух первых предложений должно закончиться раньше, чем начнётся третье. Частный тип вставки занимает всю предпоследнюю строку полустрофы и первую половину последней строки.
***
Лей мне пива, Эльвир
Бледен ибо с пива.
Дождь из дрота зубра
Дрожью в рот мне льется.
Ты, железна ливня
Клен, стоишь преклонно.
Ныне хлещет ливень
Влаги Хрофта сладкий.
***

Квидухатт.

Квидухатт (др.сев. kvi;uh;ttr от kvi;a «эпическая песнь» и h;ttr «размер») - размер скальдической поэзии. Размер двухтактный. Трехсложные строки регулярно чередуются с четырехсложными. Не имеет внутренних и конечных рифм. Расстановка аллитерирующих слогов более свободная, чем в других скальдических размерах.
***

Глума вал
На бахвалов!
Другам - мед
Мерной речи.

***

Тёглаг, тоглаг (t;glag, toglag) — скальдический размер стихосложения. Этимология этого названия неясна. Тёлаг — размер четырехсложный, двухтактный с той же строфической композицией, расположением аллитераций и хендингов, что и в дротткветте.
Пример двустишия тёглага (Сигхват сын Торда «Драпа о Кнуте», пер. С.В. Петрова):
***
Князь был бос,
Нес он посох.
***

В этом размере допускались некоторые вольности в отношении числа слогов, аллитерации и хендингов.
Теглагом было сочинено несколько хвалебных песен.


Хрюнхент.

Хрюнхент - стихотворный размер скальдической поэзии, обычно применялся в хвалебных песнях. Размер восьмисложный, четырехтактный, аналогичный дротткветту. В этом размере ударные и неударные слоги обычно располагаются по хореической схеме.
 ***

Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.


***


Рунхент — стихотворный размер скальдической поэзии. Это единственный скальдический размер с конечной рифмой. Наряду с ней, есть и аллитерация. Рифмы в рунхенте бывают мужские и женские, но всегда только смежные. Встречается двух-, трёх- и четырёхтактный рунхент.

***
Серп жатвы сеч
Сек вежи с плеч
А ран рогач
Лил красный плач

***

*************************************

Метафоры.



Прием поэтического иносказания, основанного на цепи ассоциаций и синонимов, был одним из излюбленнейших в скальдической поэзии. Назывался этот прием «хейти». Снорри приводит в своем трактате такие, например, образцы различных хейти:
Хейти неба: «твердь», «безоблачное», «ураганное», «беспредельное», «лучистое», «вьюжное», «верх», «бездонное», «высь», «молния», «покров», «широкосинее».
Хейти солнца: «светило», «круг», «всякое сияние», «пресветлое», «лик», «дивное колесо», «целительный свет», «забава Двалина», «сияние альвов», «иврёдуль», «красное».
Хейти луны: «месяц», «полумесяц», «ущербная», «счет лет», «светило», «светоч», «призрак», «спешащая», «серп», «светлая».




Кённинг.

Кеннинг является основной единицей поэтического языка скальдов – скальдическим словом, поэтому разделение его на части можно сравнить с так называемым тмесисом – стилистическим приемом, состоящим в разъединении морфем одного слова.

В скальдических стихах не могут быть нарушены жестко регламентированные законы построения кеннингов.
Согласно одному из них, синтаксически независимые безударные слова, относящиеся ко всему предложению, обычно встречаются в его начале. В соответствии с другим правилом, в "самостоятельных" предложениях (т.е. тех, которые открываются любой частью речи, кроме сочинительного или подчинительного союза) личная форма глагола никогда не отодвигается дальше второго места от начала предложения. Сравнивая положение глагола в "самостоятельных" и "связанных" предложениях в скальдической поэзии с его местом в главных и придаточных предложениях в немецком языке, Кун относит различие между двумя типами предложений к реликтам древнейших особенностей германского синтаксиса, возможно, обусловленным интонацией и ударением.




Инверсии. 


Обилие метафор и сложных синонимов повлияло и на усложненность синтаксиса скальдической поэзии, изобилующей инверсиями.
Глагол может встречаться перед существительным, а не после него. Как правило, инверсия сказуемого по отношению к подлежащему вызвана тем, что первое место в предложении занято второстепенным членом предложения – дополнением, обстоятельством и т.д. Трудно судить, обусловлена ли эта инверсия требованиями метрики или желанием добиться большей экспрессивности.


Многие эпизоды в сагах говорят о том, что скальдическая драпа не всегда могла быть немедленно оценена аудиторией. Так, конунг, выслушавший в свою честь хвалебную песнь, часто спрашивал других скальдов о том, хорошо ли она сочинена. Вместе с тем саги содержат указания на то, что и отдельные висы не обязательно могли быть разгаданы слушателями в момент их произнесения.


Скальдическая строфа не представляет события в линейной последовательности, но собирает мозаичные картины отдельных ситуаций или образов.
 


Продолжение следует.