Одна дзен-буддийская притча

Марина Суханова -Тигра
Одна дзен-буддийская притча:

"Отсутствие сострадания
Жила в Китае старая женщина, которая больше двадцати лет кормила одного монаха. Построив ему небольшую хижину, она содержала монаха, пока тот медитировал. Наконец она спросила себя, каких же успехов он за это время достиг.
Чтобы выяснить это, она заручилась помощью девушки, богато наделенной страстью. “Пойди и обними его, — сказала она, — а потом неожиданно спроси: “Ну, и что теперь?””
Девушка отправилась к монаху, без особых затруднений приласкалась к нему и спросила, что он намерен с этим делать.
— Старое дерево одиноко растет зимой на холодной скале, — поэтично ответил монах. — Нет здесь нигде тепла. — Девушка вернулась и рассказала, что слышала.
— И подумать только, что я двадцать лет кормила этого человека! — сердито воскликнула старая женщина. — Он не проявил ни внимания к твоей потребности, ни намерения объяснить твое состояние. Он не был обязан отвечать на страсть, но по крайней мере был должен высказать хоть какое-то сочувствие.
Она немедля отправилась к хижине монаха и сожгла ее дотла."


О чём эта притча? О Сострадании? И Да и нет. Как часто ища в других сострадание, мы не видим отсутствие его в нас самих.

Давайте прочтём её между строк:
Эта притча о чудовищном развитии в себе чувства собственной правоты, которое разъедает всё то, что нам кажется Благими накоплениями. Старая женщина, взяв на себя обязанности по содержанию бедного монаха, хотела скопить заслуги для очищения кармы, однако само её намерение, как бы ни казалось на первый взгляд благим, на самом деле было ни чем иным, как раздуванием своего смутного чувства"я". Поэтому, через 20 лет, она решила, что уже достаточно скопила добродетельных заслуг и пора избавляться от надоедливого монаха. Она решила, что поднялась так высоко, что имеет право экзаменовать своего содержанта и сконструировала ситуацию ложной подставы, которая должна была стать оправдательным вердиктом к её прекращению обслуживания монаха. Монах, не о чём не подозревая повёл себя естественным образом, что и послужило для старой женщины тем самым условием, которого она и искала. Любая его реакция на подделку стала бы для неё опорой для выполнения задуманного решения. Она манипулировала понятием Сострадания, будучи сама в неведении к этому понятию. Поэтому она и сожгла хижину, якобы наказав монаха. На самом же деле её раздутое чувство собственной правоты сожгло её иллюзорный путь выхода из сансары.
Притча действительно говорит об отсутствии Сострадания, но не у монаха, а у старой Женщины, взявшей на себя право -- судить монаха. Но в большей степени притча рассказывает о ложных представлениях о скоплении заслуг и о взращивании чудовищного ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ на почитании своего смутного чувства"я".