Творчество Александра Анатольевича Косарева

Александр Косарев Гагин
       

  Трудно писать в прошлом о человеке, который еще недавно был другом. И не просто другом - товарищем по цеху, критиком, а главное, талантливым Поэтом. Этот талант я оценила по-настоящему только теперь, когда Александра нет с нами... Жизнь поэта часто бывает трагичной и недлинной. Это странно, ведь он - не шахтер и не солдат. Саша был домоседом, жил с родственниками, в уютной квартире в центре столицы, ездил отдыхать в деревню. Но почему-то, не заблудившись в густых Вологодских лесах, он пропал в центре Москвы - ушел из дома, и не вернулся...
Родился Саша в 1962 году в городе Шуя. Ивановской области. Отец был инженером.
  Мама, Антонина Леонтьевна, выросла в этом городе от простой ткачихи до депутата и члена ВЦСПС. Много ездила за границу, встречалась с интересными людьми.
Большая семья переехала в Москву. Саша был вторым сыном, старший - брат Олег, которого уже нет...
  Саша интересовался стихами со школы. Он перечитал тонны книг, особенно много - классиков прозы и поэзии.
После школы - текстильный институт, из которого поэт ушел через полгода, затем завод, и вот - призыв в армию. На Дальнем востоке Александр служил в самолетных войсках. Армия пройдет сквозной темой разговоров и произведений Александра. Из армии он был комиссован по состоянию здоровья.
  В 1983 году он поступает в библиотечный техникум. Этот год был судьбоносным для него: там он встретил Александра Михайлюка, который в 1987 году стал одним из организаторов поэт-группы «Вертеп», куда приняли и Сашу Косарева. Вертеповцы выступали на Арбате, имели популярность. В 1989 году их напечатал поэт Андрей  Вознесенский в журнале «Юность».
 Как и его товарищи, Саша освоил футуризм – конёк «Вертепа». В 1989 году авторы издали книгу своих стихов под названием "Вертеп". Это была уже вторая Сашина публикация.
В 31 год, в 1993 году, Саша женился на коллеге по техникуму Наташе Костиковой.
 Что можно сказать о поэзии Косарева?  Больше всего у  него было стихов о поэте и поэзии.. Он был поэтом на все 100%. Много было у него стихов о любви. Интересно, что у поэта много «муз», пусть воображаемых. И он переживал даже мнимое охлаждение к себе. Позже, однако, пришла здоровая афористичность.
     ***

   Куда пропала женщина?
   Ведь только что была!
   Сказала: "Деревенщина!"
   И скрылась, и ушла!

   Зачем её разыскивать?
   Найдёшь - себе больней!
   Ведь женщина - не истина,
   чтоб так грустить о ней.

   Многие строчки поэта, я уверена, могут стать афоризмами. Так сложилось, что у Саши не было детей. Тем не менее, у него получались неплохие детские стихи.
    У поэта были и взлеты, и кризисы. По его словам, в 1994 году, он выкинул пачку тетрадей. Впрочем, он наверстал это с лихвой. Образ жизни Саши был постоянным: годами он писал много стихов, иногда до десятка в день. По характеру он был замкнутым человеком, хотя добрым и дружелюбным, и с ним хотели дружить. Александр – москвич, но по нескольку месяцев в год жил в своей деревне Гаврино Вологодской области, которую очень любил.
    В 2004 году была издана первая авторская книга поэта "Березовое Солнце".
Книга наполнена любовью к родному краю, деревне. Этим, да и стилем, А.Косарев напоминает Николая Рубцова.
   Саша все время искал свое место в жизни, искал - и не мог найти     Он то писал стихи и прозу, то читал Библию и церковную литературу, в 1990-е годы крестился, подумывал даже уйти в монастырь. С 16 лет он изучал "Теорию мозга", по-современному, нейропсихологию. Читал техническую литературу - результат - цикл научно-фантастических рассказов: "Вечный кот", «Астероид». Он любил науку, даже не имея диплома, называл себя "ученым". Но он указывал на двоякую роль науки.
"Атом может быть и адом,
Если он изучен гадом"...
   Александр написал много хороших стихов о войне, были и рассказы  – «Кошка без хвоста» - о польском гетто. У него были к этой тематике все предпосылки, сам он служил на Дальнем востоке, и, как писал: "Оба деда на войне у меня погибли". Отец мальчишкой ушел на фронт, "прошел он от Берлина до Буга и Карпат". Был пограничником старший брат - Олег. Поэтому те стихи не были надуманными. Саша остро воспринимал несправедливость жизни, которая несправедлива не к нему одному. Болезнь не сделала его эгоистом, он был отзывчив, но замкнут. Саша не был оптимистом. Он был реалистом.  Поэт не был сильным человеком, и не скрывал этого, но у него была тонкость. Но это давало видеть не одни радужные картины. «Много знаний – много скорби». Утешение поэт находил в вине. Его последние стихи чем-то напоминают позднего Высоцкого с его "гибельным восторгом" и сладостью запретного плода. Многие стихи Александра - с оттенком упадничества. Но это было не показное упадничество декадентов. Оно отражает его жизнь, как бытие определяет сознание. И пожалуй, пиша, Косарев превзошел самого себя и свой пессимизм, как Алексей Маресьев, ползший раненным по снегу.   
Роковой перелом наступил весной 2014 года, после смерти Сашиных отца и старшего брата.. У автора - предчувствие трагедии. Саша перестал выходить из дома, жаловался на плохое настроение, стал больше выпивать.  Тревожно изменился и почерк поэта  - он вдруг резко съезжал вниз. Шли процессы. И мы, друзья, должны были протянуть руку, дать надежду. Мы делали это. Но...мало.
   13 ноября 2014 года в 7 часов утра, он вышел из дома. Больше его не видели.
   Саша, по сути, был человеком из прошлого. Его кумирами были русские классики: Чехов, Пушкин, другие класики… Когда я его увидела, это был человек в стиле "ретро". У Саши не было компьютера, позволившего бы ему набирать многочисленные стихи, мобильного телефона, прочих атрибутов современности. В его комнатке и не было модной мебели. Зато там стоят стеллажи книг и горы тетрадей - с его стихами.
Стихов у Александра Косарева не просто много, а очень много. Чтобы не утонуть в этом море, и донести их до читателя, мы, его друзья, выбирали лучшее. Я старалась отобрать побольше оптимистичных стихов. Это становилось все труднее.  Саша чувствовал свою невостребованность и оторванность от жизни. Он хотел, но мало что пытался изменить, да и мог ли?

  ***
Не понимаю жизни этой.
Она проходит в стороне,
Как ожидание рассвета
В какой-то дальней стороне.
Я жду ее, и помню это.
Но забываю все во сне,
Пока вращается планета
И звезды плавятся в огне
Вселенского Большого Лета.
   И только теперь ясно, что у него был немалый талант. Не спорим, иногда он писал слабые стихи. Но иногда поднимался почти до гениальности. По мнению Александра Михайлюка, лучшие стихи Косарева стоят на уровне серьезной русской поэзии – как Николай Рубцов, Сергей Клычков, Николай Глазков и другие. А это многого стоит.
     Март 2015 года.