Падение Иерихона

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вашему вниманию следующую (45-ю) главу из книги вестницы Божьей -
Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

(Эта глава основана на книге Иисуса Навина 5:13-15, 6 и 7 главах).

"Евреи вошли в Ханаан, но это не значило, что они завоевали его. С человеческой точки зрения борьба за обладание
этой землёй обещала быть длительной и тяжёлой. Ханаан населяли сильные племена, готовые в любой момент защитить свою
территорию. Страх перед общим врагом ещё теснее сплотил их. Их конница, железные боевые колесницы, знание местности,
воинская выучка давали им большое преимущество перед неприятелем. Кроме того, страна охранялась крепостями -
"городами большими с укреплёниями до небес" (книга Второзаконие 9,1). Только полагаясь на силу свыше, израильтяне
могли надеяться на успешный исход борьбы.

Прямо перед ними на небольшом расстоянии от Галгала, где они остановились, располагалась одна из могущественных
крепостей страны - большой и богатый город Иерихон. Возвышаясь на границе плодородной равнины, изобилующей роскошной
и разнообразной южной растительностью, этот город, укрытый массивными зубчатыми стенами, своими дворцами и храмами,
где царили роскошь и порок, казалось, бросал вызов Богу Израилеву. Иерихон - главный центр языческого служения - был
посвящён Астарте, богине луны. Здесь сосредоточивалось всё самое низкое и безнравственное в религии хананеев.
Израильский народ, в памяти которого были ещё свежи воспоминания о страшных последствиях своего греха на Ваал-Фегоре,
смотрел теперь на этот языческий город с чувством отвращения и ужаса.

Иисус понимал, что взятие Иерихона - первый шаг в завоевании Ханаана. Но прежде всего он искал заверения
в Божественном водительстве, и оно было ему дано. Оставив стан в желании наедине предаться размышлениям и молитве
к Богу Израилеву, чтобы Он Сам повёл вперёд Свой народ, Иисус Навин увидел вооружённого воина величественного вида,
с повелительным взглядом и с обнажённым мечом. На вопрос Иисуса: "наш ли ты, или из неприятелей наших?" - последовал
ответ: "Я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда" (книга Иисуса Навина 5,13-14). То же повеление, что было дано
некогда Моисею на Хориве: "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято", открыло истинную
сущность таинственного незнакомца. Это Христос, Повелитель небесных воинств, стоял перед вождём Израиля.
Преисполненный благоговейного страха, Иисус Навин упал ниц и поклонился Ему. Затем он услышал слова обетования:
"Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нём людей сильных!" - и получил указания относительно
взятия города.

Повинуясь Божественному приказанию, Иисус должен был выступить впереди израильского войска. Предстояло не нападать
на город, но обойти вокруг него, неся ковчег Божий под звуки труб. Процессию возглавляли вооружённые люди, отборные
воины - им следовало теперь одержать победу не своим военным искусством и доблестью, но повиновением Божественным
указаниям. За ними шли семеро священников с трубами. Затем священники, облачённые в свои одеяния, несли ковчег
Божий, окружённый сиянием Божественной славы. Потом двигалось израильское войско, где каждое колено шло под
собственным знаменем. В таком порядке они обходили вокруг обречённого города. Всё стихло - раздавалась лишь поступь
огромной массы народа и торжественные звуки труб, которые эхом разносились среди холмов и возвращались на улицы
Иерихона. Когда заканчивался обход города, люди в молчании расходились по своим шатрам, и ковчег устанавливался
на прежнее место в скинии.

С удивлением и тревогой стражи города отмечали каждое движение и сообщали обо всём своим начальникам. Они не понимали
значения всего этого, но когда увидели, как вооружённое воинство со священным ковчегом и в сопровождении священников
каждый день обходит город, таинственность происходящего наполнила сердца жрецов и горожан ужасом. Это побудило их
вновь осмотреть укрепления города, и они вновь уверились в том, что сумеют отразить самую сильную атаку. Многие
с насмешкой отвергали всякое предположение о том, что такое странное шествие может причинить им какой-либо вред.
Другие, объятые священным страхом, следили, как каждый день вокруг города двигалась необычная процессия. Они
вспоминали, что когда-то перед евреями расступилось Красное море, что именно так им был открыт путь через Иордан.
Они не знали, какие ещё чудеса может совершить для них Бог в дальнейшем.

В течение шести дней израильские воинства совершали обход вокруг города. Настал седьмой день, и с первыми
проблесками зари Иисус снова пошёл во главе Господнего воинства. Теперь им было велено обойти вокруг Иерихона семь
раз и под сильный звук труб издать громкий клич, ибо Бог предал город в их руки.

Огромное войско отправилось торжественной процессией вокруг обречённых стен. Всё было тихо, и только мерные шаги
идущих людей и внезапный звук труб нарушали тишину раннего утра. Могучие каменные стены, казалось, дрожали
от дыхания множества людей. С возрастающим страхом стражи на стенах города следили за всем происходящим. Вот пройден
один круг, за ним второй, третий, четвёртый, пятый и шестой. Какова цель этих таинственных процессий? Какое великое
событие последует за всем этим? Им не пришлось долго ждать. Как только окончился последний круг, длинное шествие
остановилось. Трубы, ненадолго смолкшие, теперь зазвучали с необычайной силой, и от их звука, казалось, содрогнулась
сама земля. Тогда стены из цельного камня с их массивными башнями и вышками зашатались от самого основания
и с грохотом рухнули. Жители Иерихона оцепенели от ужаса, и израильские ополчения вошли в город и завладели им.

Израильтяне одержали победу не своими силами. Эта победа принадлежала Господу - как и первый плод земли, город
со всем, что находилось в нём, должен был стать жертвой, посвящённой Богу. Таким образом Израиль понял, что при
завоевании Ханаана надо преследовать не собственные интересы, но стать орудием исполнения воли Божьей, искать
не богатств или самовозвышения, но славы Иеговы, своего Царя. Накануне взятия города было дано повеление: "Город
будет под заклятием, и всё, что в нём - Господу". "Берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию...
и на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды!".

Всех жителей города и всё живущее в нём: "и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов" - истребили.
Только верная Раав со своими домочадцами была пощажена, согласно обещанию соглядатаев. Сам город был предан огню.
Его дворцы, храмы, великолепные строения с роскошными украшениями, богатыми драпировками и дорогостоящей утварью -
всё было сожжено. То, что не могло сгореть, "серебро и золото, и сосуды медные и железные", было посвящено
на служение в скинии. Прокляли даже место, где стоял город. Крепости Иерихону не суждено было более существовать.
Суровая кара ожидала всякого, кто дерзнул бы восстановить стены, разрушенные Божественной силой. В присутствии всего
Израиля прозвучали грозные слова: "Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон;
на первенце своём он положит основание его, и на младшем своём поставит врата его!".

Полное истребление жителей Иерихона было не чем иным, как исполнением указаний, когда-то данных через Моисея
относительно жителей Ханаана. "И поразишь их... и не щади их". "А в городах сих народов... не оставляй в живых
ни одной души!" (книга Второзаконие 7,2 и Второзаконие 20,16). Многим эти повеления кажутся противоречащими духу
любви и милости, которым проникнуты другие места Библии, но они были воистину продиктованы безграничной мудростью
и добротою. Бог желал поселить израильтян в Ханаане и сделать их таким народом и с такой формой правления, чтобы они
стали образцом Его Царства на земле. Они должны были быть не только наследниками истинной религии, но и
распространять её принципы по всему миру. Хананеи же были привержены самому отвратительному и разнузданному
язычеству, и следовало очистить землю от того, что наверняка препятствовало бы исполнению благих намерении Божьих.

Жителям Ханаана предоставлялись все возможности для раскаяния. Сорок лет назад путь, проложенный через Красное море,
и суды, свершённые над Египтом, явили неоспоримую власть Бога Израилева. И теперь свержение мадиамских царей,
покорение Галаада и Васана говорили о том, что Иегова выше всех богов. Его святость и отвращение к нечистому
проявились в судах, посетивших Израиль за участие в отвратительных обрядах на Ваал-Фегоре. Все эти события были
хорошо известны жителям Иерихона, среди которых было немало тех, кто разделял мнение Раав, хотя и отказался
повиноваться и признать, что Иегова, Бог Израилев, есть "Бог на небе вверху и на земле внизу". Подобно жителям
допотопного мира, хананеи жили только для того, чтобы поносить Небо и осквернять землю. И любовь, и справедливость
требовали немедленного уничтожения их как хулителей, восставших против Бога, и как врагов человека.

Как легко небесное воинство сокрушило стены Иерихона, этого гордого города, чьи укрепления сорок лет назад внушили
столько страха соглядатаям! Могущественный Вождь Израиля сказал: "Я предаю в руки твои Иерихон!" - и против этих
слов человек был бессилен.

"Верою пали стены Иерихонские" (Послание к Евреям 11,30). Вождь воинства Господня говорил только с одним Иисусом.
Он не явился всему собранию, и люди могли поверить словам его или же проявить сомнение - стоит ли повиноваться
приказаниям, данным им во имя Бога. Им не дано было видеть ангельские сонмы, следовавшие за ними во главе с Сыном
Божьим. Они могли возразить: "Что за бессмысленные шествия, что за смешное ежедневное представление - ходить вокруг
городских стен, дуя при этом в бараньи роги? Это всё равно не может оказать никакого действия на массивные
укрепления". Но сами эти процессии на протяжении столь длительного времени до момента окончательного разрушения стен
способствовали укреплению веры Израиля. Это должно было запечатлеть в сознании людей мысль, что их сила заключается
не в человеческой мудрости или могуществе, но только в Боге их спасения. Таким путём они должны были научиться
полностью полагаться на своего Божественного Наставника.

Для тех, кто верит Ему, Бог готов многое свершить. Тогда почему же Его народ не отличается особой силой? Да потому,
что люди слишком полагаются на собственную мудрость и не дают Господу возможности проявить Своё могущество для их же
пользы. Он стремится удовлетворить любую потребность Своих детей, доверяющихся Ему, если только они всецело
полагаются на Него и с верой повинуются Ему.

Вскоре после падения Иерихона Иисус решил напасть на Гай, небольшой город среди ущелий, который находился
в нескольких милях к западу от Иорданской долины. Посланные туда соглядатаи вернулись с сообщением, что жителей там
немного и захватить его будет нетрудно.

Блестящая победа, которую Бог совершил для них, сделала израильтян самоуверенными. Так как Бог обещал им Ханаанскую
землю, они чувствовали себя в безопасности и не сознавали, что только с Божественной помощью смогут достичь успеха.
Даже Иисус Навин, составляя план захвата Гая, не обратился за советом к Богу.

Израильтяне преисполнились самомнения и с презрением смотрели на своих врагов. Ожидая лёгкой победы, они думали, что
для взятия города достаточно трёх тысяч человек. Они вступили в бой, не будучи уверенными в том, с ними ли Бог или
нет. Подойдя к воротам города, они встретили самое решительное сопротивление. Придя в ужас от численности врага,
израильтяне в смятении бросились вниз по крутому склону. Хананеи упорно преследовали их "от ворот... и разбили их
на спуске с горы". Хотя израильтяне понесли небольшие потери: только 36 человек было убито, - но это поражение
лишило мужества всё собрание. "Сердце народа растаяло и стало, как вода". Это был первый случай, когда они
встретились с хананеями непосредственно на поле битвы, и если их обратили в бегство жители этого маленького города,
что же будет с ними, когда начнётся большое сражение?

Иисус Навин смотрел на их неудачу как на последствия Божьего гнева; в отчаянии, охваченный мрачным предчувствием,
он "разодрал одежды свои, и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и
старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои".

"О, Господи Владыка! - молился он. - Для чего Ты перевёл народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев
и погубить нас?... О, Господи! Что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи и все
жители земли услышат, и окружат нас, и истребят имя наше с земли! И что сделаешь тогда имени Твоему великому?"

Господь ответил ему: "Встань! Для чего ты пал на лицо твоё? Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я
завещал им!". Настало время, когда нужно было немедленно и решительно действовать, а не отчаиваться и причитать.
В стане был совершён тайный грех, который нужно было обличить и удалять, чтобы присутствие и благословение Божье
снова могло быть среди них. "Не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого!".

Один из тех, кто приводил в исполнение Божий приговор, нарушил Его повеление, и это навлекло проклятие на весь народ.
Они "взяли из заклятого, и украли, и утаили". Иисус получил указания, как разоблачить преступника и наказать его.
Для этого бросили жребий. Виновный не был прямо указан, дело некоторое время оставалось неясным, с тем чтобы народ
почувствовал ответственность за свои грехи и, заглянув в своё сердце, в смирении обратился бы к Богу.

Рано утром Иисус собрал весь народ по коленам, и торжественное, впечатляющее следствие началось. Расследование, шаг
за шагом продвигалось. Вначале было выделено колено, потом племя, семейство, а затем и член семьи - Ахан, сын
Хармия, из колена Иудина, был указан перстом Божьим как причина несчастья в Израиле.

Для того чтобы доказать несомненность его вины и чтобы избежать обвинений в несправедливом осуждении преступника,
Иисус торжественно потребовал от него сказать правду. Несчастный полностью сознался в своем преступлении:

"Точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым... Между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и
двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано
в земле среди шатра моего, и серебро под ним". Немедленно в указанное место были посланы люди, которые раскопали
землю, и "вот, всё это спрятано было в шатре его, и серебро под ним. Они взяли это из шатра, и принесли к Иисусу...
и положили пред Господом".

Преступнику был вынесен приговор, который немедленно привели в исполнение. "За то, что ты навёл на нас беду, Господь
на тебя наводит беду в день сей!", - сказал Иисус. Поскольку народ стал ответственным за грех Ахана и понёс на себе
его последствия, они должны были принять участие в его наказании. "И побили его все Израильтяне камнями".

Затем над ним набросали огромную груду камней, которая явилась словно свидетелем этого преступления и наказания.
"Посему то место называется долиною Ахор", что значит "беда". В книге Паралипоменон в память о нём написано: "Ахан,
наведший беду на Израиля" (1-я книга Паралипоменон 2,7).

Ахан согрешил, явно пренебрегая самым ясным и серьёзным предупреждением Божьим и в высшей степени могущественными
проявлениями Его силы. "Берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию", - было объявлено всему
Израилю. Это повеление прозвучало сразу же после чудесного перехода Израиля через Иордан, после совершения в народе
обряда обрезания как признания Божьего завета; после празднования Пасхи и появления Ангела завета. Вождя воинства
Господня. За этим последовало завоевание Иерихона, свидетельствующее о наказании, которое постигнет всех нарушителей
Закона Божьего. Тот факт, что только благодаря Божественной мощи израильтяне одержали победу и что своими усилиями
они никогда не завладели бы Иерихоном, придавал особенный вес повелению, запрещающему расхищать воинские трофеи.
Бог могуществом Своего Слова сокрушил эту крепость; завоевание было Его, и только Ему одному должен был быть
посвящён этот город со всем, что в нём находилось.

Из миллионов израильтян только один человек осмелился в тот торжественный час победы и Божественного суда нарушить
повеление Божье. Алчность Ахана возгорелась при виде богатой вавилонской одежды, и даже тогда, когда он из-за своей
жадности лицом к лицу столкнулся со смертью, он назвал её "прекрасной Сеннаарской одеждой". Один грех повлёк
за собой другой. Он присвоил себе и золото, и серебро, посвящённые сокровищнице Господней. Он обокрал Бога в первых
плодах земли Ханаанской.

Смертельным грехом, явившимся причиной гибели Ахана, была алчность, самый распространённый из всех грехов,
к которому относятся весьма легкомысленно. В то время как другие грехи обличают и наказывают, нарушение десятой
заповеди редко вызывает осуждение. Из истории Ахана можно убедиться в чудовищности этого зла и его ужасных
последствиях.

Алчность - грех, который развивается постепенно. Ахан вынашивал в своём сердце жадность к наживе, пока это не стало
его привычкой и не овладело всем его существом. Вынашивая это зло в своём сердце, он не думал о том, что навлечёт
несчастье на весь Израиль, его чувства были притуплены грехом, и он стал лёгкой добычей искушения.

Не совершаются ли и теперь подобные грехи вопреки всем серьёзным и недвусмысленным предостережениям? Нам так же
чётко запретили потворствовать корыстолюбию, как Ахану присваивать добычу из Иерихона. Бог относит этот грех
к идолопоклонству. Нас предостерегли: "Не можете служить Богу и маммоне!" (Евангелие от Матфея 6,24).
"Берегитесь любостяжания!" (Евангелие от Луки 12,15). "И всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться
у вас!" (Послание к Ефесянам 5,3). Перед нами страшная участь, постигшая Ахана, Иуду, Ананию, Сапфиру. Ещё раньше
мы узнали то же о Люцифере, "сыне зари", который претендовал на более высокое положение и навеки утратил сияние
и славу небес. Однако невзирая на все эти предостережения корыстолюбие процветает. Повсюду можно видеть, куда ведёт
скользкая дорожка этого греха. Он становится причиной недовольства и разлада в семьях, возбуждает зависть
и ненависть в бедном против богатого, заставляет богатого преследовать бедного. Этот грех существует не только
в мире, но и в церкви. Сколь обычными стали здесь эгоизм, скупость, обман, пренебрежительное отношение
к благотворительным делам, обкрадывание Бога "в десятинах и приношениях". Сколь многие из "благонравных" и регулярно
посещающих церковь людей - увы - Аханы. Многие не пропускают ни одного собрания, принимают участие в Вечере
Господней, и в то же время среди их имущества таятся незаконные приобретения, проклятые Богом. Ради прекрасной
вавилонской одежды многие жертвуют своей совестью и надеждой на вечное спасение. Многие меняют свою честность
и способности на кошелёк с серебром. Вопли несчастных бедняков остаются неуслышанными, свет Евангелия
не распространяется; поступки мнимых христиан вызывают насмешки окружающих, создавая у них ложное представление
о верующих, и всё же, несмотря на это, алчные "христиане" продолжают и дальше копить свои сокровища.
"Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня!", - говорит Господь (книга пророка Малахии 3,8).

Грех Ахана навлёк бедствие на весь народ. За грех одного человека гнев Божий останется на Его церкви, пока
беззаконие не будет обличено и искоренено. Больше всего церковь должна опасаться не открытых противников истины,
безбожников и ругателей, но неискренних последователей Христа. Именно они являются причиной того, что Господь
не посылает благословений Израилю, именно они навлекают несчастье на Его народ.

Когда церковь переживает трудности, когда холодность и духовный упадок доставляют радость врагам Божьим, тогда,
вместо того чтобы заламывать руки и оплакивать своё жалкое положение, члены церкви пусть зададутся вопросом - нет ли
Ахана среди них? Со смирением заглянув в своё сердце, каждый пусть старается обнаружить скрытые грехи, которые стали
преградой для Божественного присутствия.

Ахан признал свою вину, когда было уже слишком поздно. Он видел, что после битвы при Гае потерпевшие поражение
израильтяне вернулись разочарованные, но не вышел перед всеми и не исповедал своего греха. Он видел, как Иисус
и старейшины в несказанной скорби пали ниц. Если бы он тогда исповедал свой грех, это в какой-то мере
свидетельствовало бы о его раскаянии, но он продолжал хранить молчание. Ахан слышал, как народу было объявлено
о совершённом преступлении, слышал даже точное определение его, но уста его сковала печать рокового молчания.
Какой ужас охватил его душу, когда он узнал, что было указано его колено, затем его племя и его семья! Но, как и
прежде, он не произнёс исповедания до тех пор, пока перст Господень не указал именно на него. Теперь, когда грех уже
нельзя было далее скрывать, он рассказал всё, как было. Увы, признания часто совершаются подобным образом.
Одно дело - признать факты тогда, когда они уже доказаны, и совсем другое - сознаться в своих грехах, известных
только Богу и тебе. Ахан никогда не сознался бы, имей он надежду предотвратить последствия своего преступления.
Но его признание только ещё раз подтвердило справедливость заслуженного наказания. Он сознался в своём грехе, но
в этом исповедании не было ни истинного раскаяния в совершённом преступлении, ни отвращения ко злу, оно не означало
никакой светлой перемены в его душе.

Подобное исповедание сделают те, кто будет стоять пред судом Божьим после того, как дело каждого будет решено
к жизни или смерти. То, что ожидает каждого из нас, принудит виновных сознаться в своих грехах. Страшное чувство
вины и мучительное ожидание суда заставят людей сделать это. Но такое признание не может спасти грешника.

Доколе только возможно, многие скрывают свои беззакония от ближних, подобно Ахану, они чувствуют себя в безопасности
и льстят себя надеждой, что Бог не будет столь строг, чтобы отметить их нечестие. Слишком поздно многие поймут, что
никакие жертвы и приношения не очистят их от грехов. Когда откроются небесные книги, Судья ничего не скажет
виновному о его преступлении - только бросит пронизывающий многозначительный взгляд, и беззаконник ясно припомнит
каждый свой проступок. Тогда не нужно будет, как во дни Иисуса, отыскивать виновного от племени и семейства, уста
каждого исповедают его стыд, и скрытые от людей преступления станут известны всему миру."

                ******