Рассуждение об искусстве сочинительства

Вадим Ильич Росин
      

                «Искусство – хлеб души и праздник чувства, и песни звёзд.
                Да здравствует искусство!»
                / Владимир Луговской/

      Поэзия, как живопись и музыка, является средством для выражения «души» - нашего эмоционального состояния. Это и отношение к самому себе и к окружающему миру, философское осмысление и отражение происходящего вокруг нас. Это ещё и способ воздействия на людей, на их чувства при помощи слова, ноты или цветовой гаммы, т.е. посредством пера, кисти или смычка, воздействие чувством на чувства.

     Чтобы заниматься творчеством помимо желания человек должен обладать ещё и кое-какими знаниями и стремлением к постоянному совершенствованию.

     Бытует мнение, что поэзия, как вид искусства, намного проще, доступнее по сравнению с музыкой, живописью. Она не требует от нас столько знаний, усилий, постоянных упражнений, самоистязания, тренировок памяти, как музыка, т.е. полной самоотдачи. К тому же нужно ещё одно природное качество – обладать музыкальным слухом. А тут, хочешь заниматься сочинительством, бери карандаш и записывай, что Бог на душу положит. Легко и просто. Очень многие так и поступают. А что, если душа просит.
Да, здесь не требуется умения водить кистью или смычком, но здесь тоже есть свои правила, существует теория – искусство стихосложения, и здесь, как и в музыке, существует размер, ритм, метр и ещё рифма.

     Поэтический язык, как и музыкальный, это язык чувств, с помощью которого создаётся желаемый образ (образы), та или иная картина или жизненная ситуация. Нужное впечатление (представление) достигается не только умелым использованием эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий, гипербол (если надо), гротесков, недосказанности - «откровенная нагота менее привлекательна, чем нагота едва прикрытая» по мысли В.Гюго, но и правильным подбором размера стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, гекзаметр и т.д.), количества стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение, в музыке это метр). От этого тоже зависит эффект восприятия. Умелое сочетание формы и образа даст нужный эффект для восприятия стихотворения. Так что, заметим, и здесь не так всё просто как кажется. В каждом стихе есть своя мелодия. Талант автора состоит в том, чтобы музыка его стиха зазвучала в других сердцах.

     "Когда вы любуетесь пейзажем, то воспринимаете все его составляющие в единой системе: например, лес у озера, над ними облака, пролетающий с клекотом птичий клин, ветер, колышущий траву. Уберите один элемент – и пейзаж потеряется. Так и в поэзии. Ритм, рифма, мелодия и смысл – равнозначные величины, передающие в своем единстве гармонию мира."/Н.Левитов/

     Важно для искусства, говорил А.Блок,  «не то, что объединяет творческих людей, а то, что их разнит». Известно, что у каждого художника (поэта, музыканта) существует свой стиль, свой почерк, своя палитра. Но и это не всё. Главное здесь –  передача ощущения, чувствования, предельно концентрированной мысли. Как сказал Платон «Поэт должен творить мифы, а не рассуждения». При этом поэзия должна быть доступной для понимания. Поэт, как и художник, пишет картину, только не кистью, а пером. Вот наглядный пример изобразительного искусства:

«Сквозь волнистые туманы
пробирается луна.
На печальные поляны
льёт печальный свет она.
По дороге зимней скучной
тройка борзая бежит,
колокольчик однозвучный
утомительно гремит…»      / А.С.Пушкин/

«Ночевала тучка золотая
на груди утёса великана» 
 
"Старинная башня стояла,
чернея на чёрной скале"

...душевного состояния:

"Мне грустно потому,
что весело тебе"    /М.Ю.Лермонтов/

"Я пришёл к тебе с приветом,
рассказать, что Солнце встало,
что оно горячим светом
по листам затрепетало;
рассказать, что лес проснулся,
весь проснулся веткой каждой,
каждой птицей встрепенулся
и весенней полон жаждой." /А. А. Фет/
               
«Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
решал всё тот же я мучительный вопрос,
когда в мой кабинет огромный и туманный
вошёл тот джентльмен, а с ним лохматый пёс…» / А.А.Блок/

«Золото холодное луны.
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
голубой и ласковой страны…»

«Вот оно глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат»                / С.Есенин/

      Словно не пером, а кистью рисует картину гениальный художник.
А вот ещё, каких-то два-три и готов портрет:
      
      "Пускай ты выпита другим,
      но мне осталось, мне осталось:
      твоих волос стеклянный дым
      и глаз осенняя усталость...."


 Не зря говорят: «всё гениальное  просто», но не всё, что просто – гениально. Об этом тоже нельзя забывать.

        Не лишне вспомнить ещё один постулат: «краткость – сестра таланта», но не сам талант, смею заметить. Талант поэта состоит в умении с помощью буковок, слов не только написать картину происходящего, но и воссоздать предельно правдиво панораму давно минувших событий так, чтобы заставить читателя радоваться, страдать, смеяться или плакать, сопереживать героям, чувствовать тепло, идущее от души, или холод могилы, испытывать на себе действие флюидов, исходящих от написанного автором, сейчас или очень  давно, совершенно не важно, если ваше сердце начинает трепетать и учащённо биться при одном взгляде на эти самые буковки, сложенные в слова. «Стихи должны писать художник или мыслитель», говорил Эдмонд Гонкур. Но в наш век пишут все и тут уж ничего не поделаешь. Не могу точно сказать хорошо это или плохо. Важно то, о чём и как писать.
          Не могу не сказать об одном нашем современнике. Поэт, который настолько же талантлив, насколько скромен. Вы только посмотрите, как он ответил на это:       http://stihi.ru/2012/10/27/7743
Он нашёл такие слова, от которых испытываешь потрясение:

"Всё та же белая пурга. Холодный свет и блеск от свечки. И одуревшая тоска бредёт, как смерть, по Чёрной Речке...И всё опять, и ничего. Чужие тени, блики, дали. И нет Великого Его, Его в любви или печали...Судьба. И только лишь молчать, когда не внять и не исправить. И грусти Божия печать давно поставлена на память...Ни слова более в ответ, ни строчки. Смысла нет и чуда. Лишь Тот, Кого так больше нет, приходит снова ниоткуда...И "Буря мглою" кудри вьёт. И взгляд глядит в юдоль другую. И только сердце не поймёт чего-то снова ни в какую...Прощай и будь всегда, Любовь! С тобою мы чисты и честны...И только тени тени вновь, как бесы с ангелом у бездны..."
Саня Грех.
          Конечно было бы неплохо, если бы все были столь же талантливы как Пушкин, как Саня Грех. Но так не бывает. Таланту нельзя научить, как и сделать умного из дурака. Но вкус, культуру речи привить можно. И здесь на портале подавляющее большинство любителей элитного жанра обладают этими качествами.   
Но как и в любом обществе нет людей одинаковых, так и среди любителей поэзии.
         Погоня за красивостью или излишнее мудрствование, тяга к труднопроизносимым или иностранным словам либо «убийственным» гротескам, жаргону, если это не дружеский шарж или шутка, а лирическое произведение - портит впечатление.
Знаменитое изречение классика «Красота спасёт мир» может возыметь и обратное действие, если злоупотребить «красотой», так же, как если бы жизнь состояла из одних удовольствий, жить было бы скучно. Наступает пресыщенность красотой,
ибо она (красота) по законам диалектики превращается в собственную противоположность. Красивость становится также скучна, как и однообразие.
     Самое печальное то, что не всякий сочинитель способен дать правильную оценку своим творениям, а собратья по перу порой оказывают медвежью услугу, подбадривая его положительными отзывами, что приводит к завышенной самооценке. Человек, не понимая того, продолжает плодить безвкусную продукцию, другими словами - производит макулатуру, причём страшно расстраивается, когда ему на это указывают.
 
     Стала уже крылатой кем-то сказанная фраза: «признаю любой жанр, кроме скучного». Одной из составляющих таланта, безусловно, является безупречный вкус. «Я начинаю думать, - говорил Анатоль Франс, - что отсутствие вкуса и есть тот таинственный грех, о котором говорится в Писании, - величайший, единственный, незамолимый грех».
    
       На мой взгляд, не стоит также авторам увлекаться чересчур длинной строкой в стихе.
Длинность – утомляет. «Дар поэта – ласкать и карябать…» /С.Есенин/, но не утомлять и раздражать своим «пением». К сожалению, не редко приходится сталкиваться с головоломками вместо стихов, не с художественным произведением, а словесной эквилибристикой, вместо того, чтобы наслаждаться искусством - разгадывать кроссворды.

      Нельзя обойти вниманием и такой раздел как «матерные стихи», поскольку он существует на сайте. Русский язык и без того богат, однако уж коли существуют в нём, мягко говоря, «крепкие» слова и выражения, люди их применяют. Одни - из «удали молодецкой», другие - чтобы «усилить впечатление», иные – из желания «быть ближе к народу», мол, «мы как народ», «из песни слова не выкинешь», находя в этом какой-то особый смак. При этом авторы, как бы в оправдание, ссылаются на авторитеты - Пушкина, Есенина (даже на Баркова). Не стану отрицать, есть у  Александра Сергеевича несколько стихов с «крепкими» выражениями: «Рефутация на господина Беранжера», «Вот перешед чрез мост Кокушкин…», «Брови царь нахмуря…» и др. Да и как сказать иначе, если переполняют патриотические чувства, а тут какой-то г…капитан…; или, чтобы показать, что «за морем» всё не так, и даже вешают по другому… НО, «Quod licet Iovi, non licet bovis» , что в переводе означает: что дозволено попу,  то не дозволено дьякону. В Пушкинских выражениях нет пошлости. На то он и гений. «Гений, - как сказал Кант,  -  это талант изобретения того, чему нельзя учить или учиться.»
Но не дай Бог, когда за подобное берётся посредственность.
       Блестящий пианист, общественный деятель Николай Петров сказал по поводу представленной на телеканале «Культура» на суд музыкальной общественности чернухи – сюиты на тему «Котлована» Платонова: « …признаю любой музыкальный язык, кроме хамского». Когда я слушал это, с позволения сказать, произведение, у меня было состояние такое, как будто бы меня в течение всего этого времени поливали помоями. То же состояние я испытываю, натолкнувшись на сайте на подобную грязь.

       Поэзия – элитный жанр литературы, открывающий перед нами волшебный мир красоты, душевных порывов, страстей, иногда безудержных, бесшабашных - это когда
«сносит башню», как говорит молодёжь, затрагивающих самые интимные стороны человеческих отношений, о которых не говорят вслух. И, тем не менее, когда сердце переполняют чувства, оно ищет выход. А как ему высказать себя? - довериться 
перу-бумаге. И здесь очень важно чувство меры, такт, внутренняя культура, чтобы в порыве откровенности не опуститься до пошлости. Интеллект здесь не всегда помогает, всё зависит от воспитания, от вкуса. Творец должен сеять «разумное, доброе, вечное», а не мерзость.
      
       Не малую роль в написании стихов играет вдохновение. Такое состояние, когда чувства переполняют, когда душа даже не просит, а требует – пиши, этакий порыв.
Но для этого должны быть особые причины. А если их нет, а надо как бы выполнять заказ? Михайло Ломоносов говорил по этому поводу: «Вдохновение – это такая девка, которую всегда можно изнасиловать». Это доказал Маяковский, которому часто приходилось «делать стихи» на заказ и он успешно с этой задачей справлялся.
 /см. статью «Как делать стихи?»/

      Я не ставил задачей написание трактата о поэзии, об искусстве делания стихов. Здесь отражены вкратце лишь некоторые мысли, пришедшие мне во время общения с авторами, выносящими на суд общественности свои творения на сайт стихи.ру. А кроме того, упаси меня Боже, не собирался кого-то учить, потому как знаю, самая неблагодарная вещь на свете - это давать советы. Ибо, как сказал Цицерон: «Никогда ещё не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя».

       Сейчас я скажу самое важное:

       Поэт - это, прежде всего, художник-творец, предтеча-пророк, учитель, а потому помимо чувствительного сердца должен обладать интеллектом, внутренней культурой, умом и вкусом и, конечно, чувством меры.

      "Я сомневаюсь, что можно научиться писать талантливые стихи. Можно обучиться поэтике как науке, научиться разбираться в стихах, но не писать их."
                /Н.Левитов,/

      И последнее, о чём бы хотелось сказать - плагиат. Нередко мне приходилось видеть записи, что некто у кого-то заимствует продукты мозговой деятельности, выдавая их за свои. Это конечно печально. Лично я считаю, что красть не хорошо даже у себя, и отрицательно отношусь к ремейкам, ремаркам, разве что в виде дружеского шаржа…
Однако, хочу поддержать классика в вопросе заимствования: «Когда мы видим, что у нас крадут мысль, посмотрим, прежде чем поднимать крик, действительно ли это наша мысль» /Анатоль Франс/.
     Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, хочется сказать несколько добрых слов в адрес организаторов сайта «стихи.ру», благодаря которому я познакомился со многими очень интересными и талантливыми людьми. Они отражены в моём списке избранных. Полагаю, этот список неокончательный. Есть таланты в моём Отечестве и это радует.

18.02.2014 г.                Ваш В.Росин