2015 - 1 конкурс. Итоги. Ульяна Карпова

Золотой Пегас
Ульяна Карпова: http://www.stihi.ru/avtor/vbzib

«Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».
С. Т. Кольридж

Добрый день, уважаемая публика!

Давно не приходилось выступать в роли арбитра, но надеюсь, это ни в коем случае не скажется на объективности оценки текстов. В качестве точки опоры хочется взять эссе «Письма о русской поэзии» любимого и почитаемого Николая Степановича Гумилёва. Приведу несколько цитат,  которые станут ориентирами в расстановке приоритетов.
«Стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства: недаром же люди даже Господа Бога создали по своему образу и подобию».
«… поэт, для того чтобы его слова были действенными, должен ясно видеть соотношение говорящего и слушающего и чувствовать условия, при которых связь между ними действительно возможна. Это является предметом поэтической психологии».
«… от всякого отношения к чему-либо, к людям ли, к вещам или к мыслям, мы требуем прежде всего чтобы оно было целомудренным. Под этим я подразумеваю право каждого явления быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия, и другое право, более высокое,- служить другим».
Стихотворение «должно иметь: мысль и чувство – без первой самое лирическое стихотворение будет мертво, а без второго даже эпическая баллада покажется скучной и мёртвой».
«Теория поэзии может быть разделена на четыре отдела: фонетику, стилистику, композицию и эйдологию…. Эйдология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта. Каждый из этих отделов незаметно переходит в другой, а эйдология непосредственно примыкает к поэтической психологии.»
«Поэзия и религия – две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы».
И, наконец, «будем верить, что наступит время, когда поэты станут взвешивать каждое своё слово с той же тщательностью, как и творцы культовых песнопений».

***

1. Нига
Основная линия повествования - бренность бытия на фоне некоего символа постоянства, в данном случае это Нига. Что здесь дерево знаменует собой – душу ли, божество, осталось загадкой. Так же как и образ рыцаря-странника – появился, исчез. С другой стороны, композиционно он оправдан тем, что, возможно, является причиной существования Ниги. Честно говоря, ждала дальнейшего развития романтической истории. Но во второй части, чуть продержавшись, сказочный муар неожиданно спал, уступив место гусеницам. Заявленная тема противопоставления жизни и смерти, сказки и реальности оставила впечатление незавершённости, видимо по причине расплывчатого сюжета…

2. Срок давности
Потрясающее стихотворение, несмотря на сбой ритма в первом двустишии.
Далее всё  выравнивается, и уже ничто не мешает включиться в текст. В историю, которая действительно завораживает фабулой и нетривиальным изложением. Судьба человека, вовлечённого в вихрь непростой эпохи. Стоит отметить стройность композиции, начало и логическое завершение, есть «мысль и чувство». Картина может показаться написанной в духе идеализма, но именно гиперболичность проявленного добра, пафос, тема вечных ценностей несут основной эмоциональный накал, основную идею -  не важно, какой ты национальности, веры, человек всегда должен быть человеку братом, а не волком в бесконечном водовороте бытия…


3. Грабли
Отмечаю иронию автора в наблюдении за ходом жизни… «Дежавю» и «грабли» выступают в контексте синонимами, создавая движение сюжета. Но есть у этих событий трагический подтекст, определяемый внутренним экзистенциальным конфликтом героя, из которого «выхода нет».  Нет и присутствия Бога в высшем понимании, примиримости с данностью… Складывается впечатление, что персонаж, от лица которого ведётся повествование, - атеист, увлёкшийся постулатами буддизма. Не легли на слух и «внутренняя пустыня неуспеха», и «отрыжка изобилия событий». В целом же, мысль передана прозрачно, я бы сказала по-современному.

4. по прогнозам
О войне много пел Юрий Юлианович, в начале прочтения не могла о нём не вспомнить,  думаю не зря. Стихотворение просто врезается в сердце своей искренностью, ненадуманным пафосом и патриотизмом лирического героя. Это воин из нашей с вами действительности, для которого приказ есть приказ, который знает, что стоит за салютами, знает изнанку событий. Который заслуженно требует «пару слов», внимания, сочувствия хотя бы за то, что ему приходится (и он готов!) жертвовать собственной жизнью и здоровьем ради мира и благополучия других. Сложная тема для исполнения, но автор справился с задачей.

5. Особенности национальной поэзии
Финал особенно хорош, оправдывает несколько затянувшееся перечисление приглянувшихся автору поэтов. Тема смысла творчества, мук вдохновения, поиск признания сводится к формуле - «если можешь, не пиши». Но выход ли это для лирического героя? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»… Конфликт с собственным самолюбием решить не просто, как и ответить на вопрос - зазвучит ли твой голос однажды наравне с Цоем, Мандельштамом, Маяковским…
«Смотришь на лист, но видишь не лист, а лезвие. И начинаешь мыслить почти по-трезвому:
Резать ведь надо не поперёк, а вдоль». Гениально! Весомая изюминка стихотворения.

6. Мальчик-чувства
А был ли мальчик... Не совсем понимаю героев подобного типа, но хочется отметить довольно гладкую стилистику исполнения сюжета. Думаю, автору удалось раскачать не только мои эмоции. «Послесловие» несколько расстроило - казалось бы, прощение должно восторжествовать, время лечит раны, но как можно утверждать, что дальше жизнь начнётся без предательства и измен, кто может нам дать такие гарантии… Что изменилось в «обновлённом мире», если слово «Тварь» там по-прежнему живёт…

7. Ну, вот он, через реку шумный брод... 
Совершенно прелестное стихотворение! Есть одно «но».  Я бы отметила музыкальность, стиль, гармонию образов, если бы не «прожорливая пасть», являющаяся неблагозвучным аккордом в конце  и с точки зрения мелодики стиха, и с точки зрения философичной красоты природы, которой не возможно не проникнуться, чьи объекты так органично сочетались  друг с другом на протяжении всего текста… В отношении тонких психологических финалов всегда неизменно приятно удивляет поэзия ХуанаРамона Хименеса. Хочется, чтобы автор данного произведения не бросал столь чудное творение в пропасть и последние 4 строчки довёл до совершенства.

8. На крыше
Приветствую автора, который затронул действительно актуальную проблему, знакомую мне не понаслышке. Но если рассматривать психологический аспект произведения, вряд ли выражение «мир дальше обойдётся без тебя» будет являться мощным стимулом прожить отрезок жизни, данной Богом. В состоянии аффекта может исчезнуть даже страх смерти, потому что смерть самоубийцами часто воспринимается как избавление от страданий. А вот горечь родных и то, что «всё может быть» ещё являются неким шансом, и то … смутным… как показывает практика… Что-то осталось недоработанным в смысловом отношении, хотя эмоциональный накал на высоте.

9. "Площадь на букву С."
Честно говоря, придраться не к чему, только хвалить. 
Нота выдержана, лексика оправдана  общей идеей стихотворения: «вру», «индивидиха», «хохоча» не выбиваются из стилистического строя. А как тонко автор обыграл тему! Все времена -  на ладони. Очень здорово!

10. Приговор
Интересное стихотворение. Идёт скупая фиксация состояний: видел, слышал, ждал. Но в контексте прописанных  реалий сна возникает стойкое чувство тревоги. На протяжении всего повествования, звучат намёки на событие, которое и в этой жизни не даёт лирическому герою покоя… Мне всё-таки не хватило некой прозрачности сюжета, чтобы до конца понять конфликт. Быть может, он заключается  в невольном воплощении среди разных «времен и зеркал», когда ты то жертва, то палач. Память в итоге требует духовного очищения, которого не происходит…

11. Ты молишься неведомым богам...
Стихотворение прекрасно ложится на слух, но в сюжете много противоречий. В первой части идёт речь о неведомых богах, которым молится лирический герой, одновременно он рушит земные храмы. Можно представить его в образе Мельмота или же в любом другом с оттенком  мрачного романтизма. Но далее говорится о том, что за «неимением другого бога», герой должен «каяться себе»… Так всё таки, были боги или нет…  Во второй части история  меняет направление, неведомые дороги от света к тьме приводят к вопросу о таланте. Признаться, не увидела взаимосвязи, как и раскрытия темы о древних скрижалях - о чём они толковали, что отрицал герой?... Концовка звучит отлично, но опять-таки логически не соотносится  с началом текста.
«На отчеканенной тобой медали / придуманное наспех божество / тебя услышит, / но поймёт едва ли…»

12. Розовое
Неожиданный финал порхающих строк. Исполнено очень хорошо, но не совсем понятна авторская идея. Образ героини женственный, лёгкий, словно лепесток чайной розы. Возможно, конфликт заключается как раз в соотношении подразумеваемой жёсткой реальности и наносного шика,  поверхности, которая не требует углублений,  «легко обо мне подумай, легко обо мне забудь». И вроде бы герой оценил хрупкость создания, перед которой рассыпал нежности, и вроде бы героиня была счастлива, но всё бессмысленно оборвалось. Хотя… так всё в жизни и происходит порой…

13. Армагед-год
Мне показалось, что стихотворение имеет политический подтекст, наверное, из-за слова «путч», которое вызывает бесконечный ряд ассоциаций. Загадкой остался и персонаж, к которому обращается автор,  и остальные герои, несомненно, заключающие в себе определённый символический смысл. Делаю вывод, что передо мной некая аллегория. Но без авторского комментария я в ней не разберусь.

14.  утренняя страшилка
«Месяц-жиголо» - интересный образ. Стихотворение в духе «фолк-рок», поэтому, наверное, мне больше любопытно, чем страшно. Психоделика подкреплена оригинальными тропами.  В музыкальном сопровождении  всё смотрелось бы весьма неплохо.

15. Мэри 
Опять-таки тот случай, когда финал восполняет недочёты основного повествования. Женщина - загадка окружена немного заезженными приметами роскошной жизни буржуа. В основном автор уделяет время описанию того, что можно было бы сократить. Жаль, что не всё пространство стихотворения наполнено такими яркими, свежими, оригинальными красками, которые встречаются в конце:
На улице ночью морозно,
а Мэри стоит на балконе
и ловит горячие звёзды,
в открытые настежь ладони.
Повтор «красивые» немного обедняет описание, «толстые тихие стены»- смысловой повтор, «ценной» и «редкой» явные синонимы, гардеробная уже предполагает определённое пространство, поэтому не стоило добавлять ещё и «большой». Желаю автору справиться с такими обидными заковырками и довести стихотворение до уровня последних строк.

16. Случайные миры
Шикарно. Восхищена! Здесь и каждое слово на месте, и каждый образ в деле. Тема пути, поиска, познания…  Философский, тонкий взгляд на мир, космос... Редкий бриллиант!

Итак, теперь попытаюсь расставить всё по местам. Не имела намерения обидеть какого-либо из авторов.  Подборка финальных стихотворений произвела на меня очень приятное впечатление, спасибо вам, дорогие поэты!

1.Срок давности
2.Случайные миры
3."Площадь на букву С."
4.по прогнозам
5.Ну, вот он, через реку шумный брод... 
6.Особенности национальной поэзии
7. Приговор
8. Грабли
9. утренняя страшилка
10. На крыше
11.Армагед-год
12.Розовое
13.Мальчик-чувства
14. Ты молишься неведомым богам
15. Мэри
16.Нига