Воспоминания о военных годах моих старших родствен

Екатерина Олейникова 2
Мой дед Турик Константин Григорьевич был ветераном войны, имел множество наград, был тяжело ранен, и к своему счастью и нашему выжил и дожил до 1987 года. Он был человеком с сильным характером, говорил что думал, за что его одни люди уважали, а другие не долюбливали(поза глазами).Честь ему и хвала, да и помянуть его в такой день стоит(он заслужил).
Но прости меня, мой дорогой дед, но речь сегодня пойдет не о тебе, а о родных бывших в тылу...
Было у меня вообще то два деда, и оба воевали, но дед по матери бросил бабу Олю после войны, и я о нем не очень знаю, впрочем как и он в свое время не спешил интересоваться мной( царствие ему небесное).
В целом, мои воспоминания будут и об этом....
Пусть простят меня уважаемые читатели(если кто будет читать) за лексику,так как буду писать языком оригинала.
    Бабушка моя по маме была белорусской, и муж ее тоже.Оба они были из под Орши. Не буду врать с какого поселка, и района, так как по молодости, к своему стыду, мало расспрашивала. Не знаю так же по какой причине до войны дед привез бабушку сюда в Украину. Здесь и родилась моя мама Валя и ее младшая сестра Галя, но она родилась уже после войны...

--Гета ж прывез он меня сюды, да так и прожила я здесь скольки лет,--повторяю еще раз бабушка моя юность прожила в Белоруссии, зрелость встретила в Украине, а старость в России(там и похоронена).
--Бацька мне гаварыв , што Мыкола мне не хозяин, да я ж яго не послухала(любила его ирода очень).В сороковом родилась Валя, и почалася война...Мыколу забрали на войну, а мне ен сказал:"Едь к родителям".Вот я вернулась...

    Теперь со слов моей мамы(она уже разговаривала на украинском языке, не скажешь, что родители не украинцы): "Як приїхали ми туди, а там таке почалося, сам чорт не розбире : хто за наших, хто за німців, хто в партизанах. Десь в сорок третьому ми з бабою Олею , її брата жінкою, та бабина мати попали в конц- лагерь там під Оршею. Не знаю чого, а тільки чогось пів села було в лагері, а пів села ні. І дядько Павло, мій двоюрідний брат, деколи міг привезти нам поїсти.
Може того й вижили...Одбули ми там десь місяців з сім. То як вийшли, так в мене була така гульня:землі в купку назгрібаю, по середині поставлю шось похоже на хрестик, і тужу...То мене й просили, а потом і кричали на мене, аби цього не робила, єлі одучили...
   А потом хотіли бабу угнать в Німеччину. Як тільки баба Оля просилася і плакала...Та й серед німців були разні люди: з дітьми не уганяли, от один німець другому й кричав:"Матка! Кіндер!", шо її не треба уганять, так другий за це схватив мене дитину за ногу, та як жбурне! Трохи до стіни не долетіла, а так тільки б квакнула! А мати давай тікать , та заховалась в сіно, так він , падлюка, ходив штривав штик-ножом, поки не надоїло...Шо то не смерть..."

--- А посли войны забрал нас Мыкола з Валей и павез обратно в Украину, нажили мы там Галю, а патом он ушел к другой, на десять лет маложе. Да что же, мужиков на селе мало, на войне поубивали, любой на расхват. А гетат председатель калхоза, да еще и на гармошке играет.Куда там... Дак я и углы снимала, а потом за старшего пошла, ради жилья. На селе гаварили:"Ольга з дедом связалась!" А что мне надо было с двумя детьми делать?
    А дети как дети, к батьу в другое село давай бегать, може там что и ели...Так гэта его "молодая" и надоумила:"Мыкола, дети прибегаюць, едят, пойди забери у Ольги корову! И ен пашел! Дак отбивала через усе село. И отбила!"

     Очень много можно писать, но не хватит и страницы, наверное. А хочется написать и о другом тыле:
Родители моего отца коренные украинцы. Оба с Днепропетровской области, только с соседних сел. Про деда я немного рассказала, теперь напишу о бабе Ганне:
---У нас в селі війна почалася, як стали летіти самольоти. Гули так лячно, а Надька та Їван повибїгали за поріг , та давай з переляку кричать! А потїм прийшли нїмцї. Хат вони не палили, село вцїлїло, а тільки такі бої тут були, що й вспоминать страшно. У нас на городї були окопи. А в сторону Гордівки була лінія фронту, то один раз німцї мене, бабусю і сусідську дівчину заставили нести двері через ту лінію, цє шоб наші не стріляли. Йдем втрьох плачемо, ми старші, а сусідська Ольга йде й та такі молитви читає, шо ми старші, а й не знаємо...Так Бог й проніс."

      Вот так я попыталась немножко рассказать о своих родных и о тех страшных временах, которые к сожалению вторгаются сейчас в жизнь страны, в которой я родилась и живу. Как видите в моей семье переплелось несколько национальностей(учитывая, что у меня муж русский) И поэтому мне всегда смешно, обидно, и я считаю дикостью, когда слышу слова о "притеснениях" и прочей ерунде. Неужели у людей нет больше забот как эти выяснения, неужели заняться больше нечем? 21 век, век развития технологий, и человеческой деградации....
  Добра Вам люди и мира.