Клава Шлемакова из Лодейного Поля

Надежда Колноузенко
     Мы не были с ней знакомы и никогда не могли повстречаться. Но, начну по порядку.

     Было это довольно давно, в 1980 году.  Подходило к концу одно из моих замечательных путешествий — на теплоходе по маршруту Ростов-Ленинград-Москва.  Размеренный шум сердца теплохода, спокойное течение рек и каналов и экскурсий непрерывный бег. Впечатления от увиденного накапливались и их было даже сверх меры — каждый день новый город с его изюминками истории, архитектуры, культуры, природы... И какие города! Саратов, Волгоград, Ярославль, Горький, Кострома...  Вы когда-нибудь наблюдали закат солнца 6 раз подряд за один вечер? Нет? А мне это удалось, когда каскад из шести шлюзов примерно за час поднял наш корабль на 90 метров и после каждого шлюзования вечер начинался заново: солнце скатывалось за горизонт, темнело... И так 6 (шесть!!!) раз подряд!  Незабываемое зрелище!

     И вот очередная остановка в маленьком городке с богатой историей – Лодейное Поле. По указу Петра  I на реке Свирь в 1702 году  началось строительство Олонецкой верфи и уже 22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец  Балтийского флота – 28-пушечный фрегат «Штандарт».

     Как обычно, привезли нас и на кладбище – почтить  память героев.  Запомнился скромный памятник над могилой девушек-саперов, погибших при разминировании территории близ городка. С одной фотографии и смотрела на нас улыбающаяся девушка Клава Шлемакова. Гибель девушек потрясла весь город и на похоронах паренек по имени Костя (к сожалению, его фамилия стерлась из памяти) дал себе слово продолжить их дело. Слово это Костя сдержал. Но судьба его не пощадила: Костя погиб при разминировании где-то в Архангельской области. Выполняя просьбу-завещание, похоронили его рядом с могилой Клавы Шлемаковой и её подруг. Скромные памятники, на ухоженных могилках свежие цветы.

     Мы слушали эту историю и тут экскурсовод поздоровался с двумя пожилыми женщинами, называя их по имени-отчеству, и представил нам: "Это мамы Клавы и Кости..."  Пишу сейчас и слезы наворачиваются на глаза... И тогда трудно было справиться с волнением. Две мамы потеряли единственных детей 35 лет назад и каждый (!)  день приходили вдвоем к ним на могилки... В этот момент война словно приблизилась и мы почувствовали её острее, хотя за время путешествия побывали у множества памятников и обелисков.

     Так навсегда и остались в памяти две осиротевшие мамы с букетиками цветов в руках... И улыбающаяся с фотографии Клава Шлемакова из Лодейного Поля.


8 мая 2015 года.