Лизанька, поэма

Восенаго
ПРОЛОГ

Достану с  книжной полки старый том.
Все то ж в нем, что когда-то прочиталось?
Широк, как прежде, фамусовский дом,
Где чуть ни с детства часть души осталась?
 
Что Чацкий? Так же – с корабля на бал?
Чуть свет – уж на ногах? Ума палата?
А Фамусов? Куда ни кинь – скандал? 
В поступках скор, да платье узковато.

В Саратов Софье путь – хлебать борщи?
Вернется скоро в отчий дом она едва ли.
Ей гнев отцовский мигом форс отшиб.
В глуши теперь пускай уймет свои печали.
Молчалин что ж? Попал, как кур в ощип –
Ни места, ни невесты, ни медали.
Платон Михайлович сказал, что перегиб;
Не диво  – на Москве не то видали!..

Однако скучно в старой колее –
Сюжет знаком, герои всё не новы.
Вот если б, как с рисунком ришелье,
Узор придумать – заглянуть в альковы,
Снять с отношений тайные покровы,
И, следуя неглупому совету,
Пускай немного против этикету,
Для сих филологических прогулок
Найти иной сюжетный закоулок.
Изволь!..

Волшебных строк рифмованный гипноз.
Еще не писан «Вий», «Онегин», «Нос»;
А Лизанька в кресла’х  уже вздремнула.
Молчалин с Софьей заперлись.
Одна.
Кто героиня наша?
Пусть она.
Закончен снов раёшных медонос –
«Светает!.. Ах! Как скоро ночь минула!»



ЯВЛЕНИЕ 1. ФАМУСОВ               

                «Лиза:  Ну, кто придет, куда мы с вами?
                Фамусов:  Кому сюда придти?»*


Пал Афанасич хоть куда – «не хвастает сложеньем,
Но бодр и свеж», и добр, и полон сил;
«Свободен, вдов», себе он господин
И вовсе не монашеским известен поведеньем.

Детей, на барина похожих, полон дом,
Дворецкая, и флигель, и людская,
Буфетная, конюшня, поварская,
Чулан, чердак, кладовки, мастерская,
В сенях – везде они! Все рыжие притом;
И стать у каждого, и рожа плутовская,
Ступают важно, чистым барчуком.

До женских прелестей большой охотник,
В амурных шалостях работник,
Глаз барский Фамусов на Лизу положил,
К себе зазвав, ей лаской говорил:
«Ой! Зелье, баловница!
Скромна, а ничего кроме'
Проказ и ветру на уме».
Она ему: «К лицу ль вам эти лица!
Опомнитесь, вы старики».
Но барину перечить не с руки.
И пусть он стар, пускай не зван,
А все ж давала лезть под сарафан.

Потом, когда уйдет подале,
Перечит: «Бед на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь».


ЯВЛЕНИЕ 2. МОЛЧАЛИН               

                «София:  Как думаешь? Чем заняты?
                Лиза:  Бог весть, сударыня, мое ли это дело?»
                «Лиза: Ну! люди в здешней стороне!
                Она к нему, а он ко мне».



«Вы, сударь, камень, сударь, лед».
Сама дрожит – а вдруг придет!
Ладони липкие, холодные – противно.
Все, что потом, не можется взаимно.

Зажмет, бывало, у окна
И станет молча домогаться.
Куда тут Лизаньке деваться?
Махнет рукой и скажет: «На!»


ЯВЛЕНИЕ 3. ЧАЦКИЙ               

                «И Чацкий, как бельмо в глазу;
                Вишь, показался где-то здесь внизу».
               

Нет судей у него; друзей сердечных нет;
Отсутствуют любовницы, гетеры.
Другие Александру близки сферы –
Он критик, диссидент, антагонист, поэт.

Он в Софью не влюблен. Ну, может быть, чуть-чуть.
А к Лизаньке и вовсе равнодушен.
С судьбою борется, но ей, как раб, послушен.
И сам не рад, узрев ослины уши,
В них желчь излить и словом острым щегольнуть.

Да, Чацкий «странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож».
От сумасшествия он может остеречься,
Пуститься вдаль, «простыть, охолодеть;
Не думать о любви» научится уметь,
«Теряться по' свету, забыться и развлечься».

Одна беда: «Молчалин избран ей!»
Что ж, пусть и он. «Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?»


ЯВЛЕНИЕ 4. СКАЛОЗУБ               

                «Лиза:  В глазах темно, и замерла душа;
                Грех – не беда. Молва не хороша...
                Вот, например, полковник Скалозуб:
                И золотой мешок, и метит в генералы».


Вот Скалозуб. В мазурках преуспев,
Готов в постель к невесте прямо в шпорах;
А Лиза попадется между дел –
Марш к ней под юбку в темных коридорах.

Он в этом устремленьи дерзком
Подстать уланам гренадерским!

«Жениться? Я ничуть не прочь», –
Сказал он Фамусову, другу.
Да не окажете ль услугу?
Искать готов, да где ж найти досугу;
Один не справлюсь, лучше вместе, цугом;
Да так, чтобы была бела лицом супруга;
И талья чтоб была упруга.
К чинам «есть многие каналы»,
Я мечу скоро в генералы;
А значит, пару лет подале,
Но более пяти едва ли,
Ей быть женой при генерале!

Пал Афанасьевич кивал,
И, выслушав, по дружбе отвечал:
«А вот: сестра есть у кого, иль дочь.
Невестам нету перевода.
Чего? Плодятся год от года;
А, батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва».

Потом про ордена, про битвы, про отвагу;
И чтоб продолжить разговор такой:
«Сергей Сергеич, дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу;
Вот вам софа, раскиньтесь на покой».

Про Лизаньку и речи нет, само собой –
Не девку ж дворовую взять женой?!
Об ней, само собой, не сказано ни слова.
И в том, само собой, нет ничего дурного.


ЯВЛЕНИЕ 5. ПЕТРУША   

             «Одна лишь я любви до смерти трушу, –
              А как не полюбить буфетчика Петрушу!»


В Петрушу влюблена, в мальчишку из буфетной.
Как жаль, что Лизаньки любовь осталась тщетной, –
Избранник недостойный ото всех секретно
Мартына любит пылко, страстно, безответно.


ЭПИЛОГ

                «Лиза:  Боюсь, чтобы не вышло из того...
                Фамусов:  Чего?»

               
Прости мне вольности, читатель, –  в игривой шутке злобы нет. Ни Чацкий, сумрачный мечтатель, ни Фамусов, отец-страдатель, не ищут Лизаньки привет. Не скалит зубы Скалозуб; Молчалин выгоды не взыщет; Мартын с Петрушею не груб; как прежде Софья мужа ищет. Что суждено – тому и быть. Судьба героев не плачевна... Мой Бог! что будет говорить редактор Марья Алексевна!


                «Всю ночь читает небылицы,
                И вот плоды от этих книг!»

О Грибоедовский колосс!..
Комедия надежд не обманула...
Великих архетипов медонос...
«Светает!.. Ах! Как скоро ночь минула!»



       
               
               
                10. 5. 2015               
                гор. Приморско-Ахтарск
               






___________________________________________
*Здесь и далее в кавычки взяты прямые цитаты из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.