Экспертный обзор. Андрей Широглазов. Апрель-2015

Большой Литературный Клуб
Честно говоря, я никогда не понимал, да так до конца и не смогу, видимо, понять такой формы бытования поэзии как «поэтический конкурс», поскольку плохо представляю себе – по каким, собственно, критериям можно производить отбор и подводить итоги. Тем более, если речь идёт о поэзии разножанровой. Даже «уровень поэтического мастерства» чаще всего никаким однозначным мерилом не является: можно быть виртуозом рифмы, изобретателем нового размера, создателем фантастических образов – и при этом выдавать одну красивую «пустышку» за другой. А можно писать коряво, на грани фола, использовать клишированные рифмы, о размере не задумываться вовсе – и быть при этом поэтом. Почему так происходит – сказать трудно. Наверное, потому, что в первом случае человеку было просто не о чем говорить. И никакие чисто технические приёмы скрыть этого, увы, не в состоянии. А во втором – человека разрывало на части от невозможности молчать, и он сумел выплеснуть свою внутреннюю боль наружу. И отголоски этой боли коснулись читателя и оказались созвучны какой-то теперь уже читательской боли. И на волне этого резонанса возникла поэзия. Так какие же должны быть критерии для того, чтобы сравнить несравнимое?
Я всегда считал, что Бог даёт человеку не просто талант, но талант вполне определённый, имеющий некие неподвластные уму границы или ограничения. С этой точки зрения каждый Поэт абсолютно самодостаточен и уникален. Именно потому, что является необходимым кирпичиком в непостижимом здании Божественного Промысла. Сравнивать поэтов – занятие неблагодарное и бессмысленное, почти такое же, как попытка логически объяснить этот самый Божественный Промысел…
Именно поэтому я крайне редко соглашаюсь быть «конкурсным экспертом». Да и на этот раз отбивался до последнего (организаторы не дадут соврать), пока в ход не пошла «тяжёлая артиллерия» в лице Юли Вольт. Она каким-то немыслимым образом всё же сумела меня убедить в том, что… Ну и… вот…

Скажу сразу: за очень редким исключением практически вся подборка мне понравилась. И если бы она вышла где-то отдельной книгой, я бы эту книгу купил и с удовольствием перечитывал. Да и сам по себе факт, что стихи дошли до меня без упоминания авторства, сделали их прочтение занятием интригующим и крайне интересным. Отсутствовал фактор привязки к личности. Перед моими глазами не маячили ни «пылкий юноша», ни «дама бальзаковских лет», и каждое стихотворение являлось как бы самосозданным и внепространственно-вневременным.

Впрочем, не совсем так. В двух случаях этот принцип не сработал. Во-первых, со стихотворением «Облади-облада». Я совершенно чётко знал, что принадлежит оно перу Саши Габриэля, поскольку давно и хорошо его знаю (в смысле – стихотворение). Более того, когда-то я даже написал на него музыку, и в качестве песни оно появилось на диске, который выпустил в Ганновере Александр Крафт. Поэтому пусть остальные авторы простят меня за пристрастность: первое произведение моего шорт-листа определилось сразу. Я очень люблю поэзию Габриэля: и за пресловутое «поэтическое мастерство», и за необычайную лиричность, и за тонкий, мягкий и добрый юмор. А ещё его стихи очень музыкальны и гармоничны. Такое счастливое сочетание встречается крайне редко.

И ещё одно произведение сразу же показалось мне знакомым – «Не понять, не постичь, не сберечь…». Я проверил себя и оказался прав: это Евгений Витковский – ещё один человек, в сторону творчества которого я неровно дышу. В своё время он вошёл в мою жизнь как замечательный переводчик. Потом я открыл Витковского-поэта, а уж потом – и Витковского-писателя. Но это вовсе не означает, что Евгений получил место в моем шорт-листе «по совокупности заслуг». Само по себе стихотворение достаточно сильно выделяется на общем фоне: своей мощью, своей обобщённостью, своей звукописью. Ведь недаром же когда-то я его отметил для себя и запомнил его предгрозовые раскаты.

Ещё одно стихотворение, которое я включил в пятёрку наиболее понравившихся, - «Белая река». В этом случае автор мне не знаком. Я даже не знаю – мужчина он или женщина. Мне почему-то кажется, что женщина. Во всяком случае, видение мира здесь более женское, чем мужское… Но в любом случае поэта с полным правом можно назвать «художником слова». Я ушёл в ткань стиха и буквально ощутил привкус едва солёной воды на языке, услышал гудки пароходов, увидел столь знакомые для меня высокие берега Северной Двины и почувствовал неумолимое движение времени, которое понемногу стирает прошлое и уносит его к далекому морю.

По поводу стихотворения «Я вернулся и умер» сомнений в половой принадлежности автора у меня не возникло: стихотворение абсолютно мужское. И не только потому, что написано от мужского имени, но и по мировосприятию. Произведение это очень разноуровневое и весьма неоднозначное. В нем как бы пересекаются разные пласты сознания, превращаясь на выходе в нечто цельное и неделимое. И ты видишь не столько «картинку», сколько мятущуюся душу самого поэта со всей её мужской силой и слабостью. Возможно, я не до конца понял всю глубину образов и внутренних посылов, но поэтической мощью от стихотворения дохнуло, и неизбежная в таких случаях мурашка по спине пробежала, а это для меня главный показатель того, что имеешь дело с чем-то настоящим.

И последнее стихотворение из моей «пятёрки»: «Циля». Я просто не могу перечитывать его без улыбки – настолько оно светлое и доброе. Такое просто невозможно написать между делом – такое рождается только из большой любви к близкому человеку. Эта любовь неизбежно захлёстывает и читателя. И только потом начинаешь обращать внимание на то, КАК это сделано. А сделано это абсолютно виртуозно: умопомрачительные рифмы, строго и главное – единственно верно подобранные образы, специально выбранная несколько повествовательная манера изложения. В общем, всё работает на конечную цель. Остаётся только развести руками: здорово…

Я не литературовед. И особой объективности от меня ждать бессмысленно. Просто на тот момент жизни, в который меня «догнала» поэтическая подборка БЛК, именно эти пять стихотворений больше всего легли мне на душу. Вот и всё. Я не эксперт, я – читатель.

Это вовсе не значит, что стихотворение «Отцы и дети», к примеру, чем-то хуже по уровню. Я тоже прочитал его с огромным удовольствием. И отметил зарубкой где-то в глубине души. И стихотворение «Мир ромашковый невпопад» резануло болью, и тоже вполне достойно «победы». Я уж не говорю про «Оранжевого солдатика», после которого на глаза навернулись слёзы. И «Баллада капель» всколыхнула в душе что-то давно, казалось бы, позабытое, ан нет – вполне способное выбраться наружу после поворота поэтического ключика в замке собственного равнодушия. И «Мой Мастер» лёг на сердце, заставляя звучать мои внутренние филологические струнки. И даже моя бардовская составляющая очень живо откликнулась на такой простой по форме, но такой непростой по содержанию «Дым».

Да что там… И «Вдоволь», и «Марш ихтиандров», и «Повзрослели, кажется…», и «Такое лето, брат», и «Смена сезонов», и «Райские яблоки», и «На круги своя», и «Варенье» - все эти стихи очень и очень достойны того, чтобы дойти до читателя. И вполне возможно, что в других конкурсах именно они займут призовые места.

В общем, не судите строго: подвёл итоги, как сумел. Пусть не совсем профессионально, зато искренне. Постарался обойтись без поэтических, политических и конфессиональных пристрастий. Только текст, только стихи, только поэзия… Ничего личного.
Ещё раз хочу поздравить сайт «Стихи.ру» с такой профессиональной и глубокой поэтической подборкой!

Всем вдохновения и удачи!

                Андрей Широглазов.


Первая пятерка:


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ «Облади-облада»
http://www.stihi.ru/2015/04/19/8257 номинатор Тейт Эш

ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ «Белая река»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/119 отборочный тур для резидентов

АНДРЕЙ ШИРЯЕВ «Я вернулся и умер»
http://www.stihi.ru/2015/04/01/1952 номинатор Наталья Крофтс

ЕВГЕНИЙ ВИТКОВСКИЙ «Не понять не постичь не сберечь»
http://www.stihi.ru/2015/04/02/5207 номинатор Наталья Крофтс

ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Циля»
http://www.stihi.ru/2015/03/28/4445 квота Главной редакции

Остальные стихи шорт-листа:

КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА ДМИТРИЕВА «Отцы и дети»
http://www.stihi.ru/2015/02/26/10992 отборочный тур для резидентов

КАТЯ СОЛДАТЕНКО «мир ромашковый невпопад»
http://www.stihi.ru/2015/03/24/5361 отборочный тур для резидентов

СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ «Оранжевый солдатик»
http://www.stihi.ru/2015/04/11/7941 отборочный тур для резидентов

НИКА БАТХЕН «Баллада капель»
http://www.stihi.ru/2015/03/20/10969 номинатор Алексей Исхаков

СВЕТ МОЙ «Мой Мастер»
http://www.stihi.ru/2012/01/09/10183 квота Главной редакции (от Сергея Кудаева)

СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «Дым»
http://www.stihi.ru/2012/01/10/5846 номинатор Андрей Моисеев


------------
Примечание. Эксперт выбирал стихи по обезличенной подборке, в ней присутствовали только названия стихотворений. Имена авторов и ссылки проставлены нами.

ГР БЛК