В начале было Слово 20

Лидия Лукашина
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА  глава 20

1
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2
Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
5
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7
и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9
Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10
Итак ученики опять возвратились к себе.
11
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12
и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
19
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


                ***** КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 20 *****

IX. ТОРЖЕСТВО СЫНА БОЖЬЕГО (Гл. 20)

А. Пустая могила (20,1-10)

20,1 Первый же день недели был воскресеньем. Мария Магдалина пошла ко гробу до рассвета. Вероятно, могила представляла из себя маленький склеп, вырытый в холме или утесе. Камень имел форму монеты - круглую и плоскую. Его подкатывали ко входу, где он плотно входил в паз и закрывал вход в могилу. Мария пришла к гробу и увидела, что камень отвален. Это, кстати, произошло после воскресения Христа, как мы знаем из Матфея 28.

20,2 Мария немедленно бежит к Петру и Иоанну и, затаив дыхание, объявляет, что кто-то унес тело Господа из гроба. Она не говорила, кто это сделал, лишь сказала "они" (в русском переводе это местоимение опущено), подразумевая, что это все, что она знает. Следует отметить верность и преданность женщин: они были рядом с Господом и когда Он умирал на кресте, и когда воскрес. Ученики оставили Господа и бежали. Женщины стояли, не обращая внимания на угрозу личной безопасности. Этот факт нельзя оставить без внимания.

20,3-4 Трудно вообразить, что думали Петр и Иоанн, когда спешили из города к саду у Голгофы. Иоанн, очевидно, был моложе Петра и пришел к гробу первый.

20,5 Вероятно, в могиле был низкий свод, и чтобы войти или заглянуть внутрь, нужно было наклониться.

Иоанн увидел лежащие пелены. Были ли они размотаны или сохраняли форму тела, вокруг которого были обернуты? Мы подозреваем, что верно последнее. Но Иоанн не вошел во гроб.

20,6-7 В это время подоспел Петр и без колебаний вошел в могилу. Ему присуща некоторая импульсивность, что делает его похожим на нас. Он также увидел лежащие там льняные пелены, но без тела Спасителя.

Деталь о плате добавлена, чтобы показать, что уход Господа был спокойным и неспешным. Если бы кто-то похитил тело, он особо не свивал бы ткань!

20,8 Иоанн вошел в могилу и увидел аккуратно сложенные пелены и платок. Но слова "он увидел и уверовал" означают больше чем физическое видение. Они подразумевают, что он постиг. Перед ним было свидетельство воскресения Христа. Оно открыло ему случившееся, и он уверовал.

20,9 Вплоть до этого момента ученики действительно не понимали ветхозаветных Писаний, где утверждалось, что Мессия воскреснет из мертвых. Господь тоже неоднократно говорил им об этом, но они не воспринимали Его слов. Первым это понял Иоанн.

20,10 Итак ученики опять возвратились к себе - вероятно, в Иерусалим. Они решили, что бесполезно ожидать у могилы. Лучше пойти и сообщить о случившемся другим ученикам.

Б. Явление Марии Магдалине (20,11-18)

20,11 Первые два слова разительны: "А Мария". Другие два ученика пошли домой, а Мария... Здесь вновь мы видим любовь и преданность женщины. Ей многое было прощено, поэтому и любовь ее была большой. Она несла одинокое дежурство возле могилы и плакала, думая, что, возможно, тело похищено врагами Господа.

20,12 На сей раз, заглянув в гроб, она увидела двух ангелов, сидящих там, где лежало тело Иисуса. Замечательно, как спокойно, без особых эмоций сообщаются эти потрясающие факты.

20,13 Мария как будто не испугалась и не удивилась. Она ответила на их вопрос, словно их явление было в порядке вещей. Из ее ответа ясно, что она все еще не понимала, что Иисус воскрес и снова жив.

20,14 В этот момент что-то заставило ее оглянуться назад. Перед ней стоял Сам Иисус, но она не узнала Его. Было раннее утро, и еще не совсем рассвело. Она непрерывно плакала, и, естественно, ее взгляд был затуманен. Возможно, и Бог не позволил ей узнать Господа до надлежащего времени.

20,15 Господь знал ответы на эти вопросы; но Он хотел услышать их из ее собственных уст. Она предположила, что это садовник. Спаситель мира может быть очень близко к людям и все же оставаться неузнанным. У Него всегда скромный вид - не так, как у великих мира сего. Отвечая, Мария не назвала Его Господом. Два раза она обращалась к Иисусу, используя местоимение ты. Она переживала только об одном Человеке, и ей казалось необязательным устанавливать личность собеседника.

20,16 Теперь Мария услышала знакомый голос, называющий ее по имени. Ошибки быть не могло - это Иисус!

Она назвала Его "Раввуни", что означает "Учитель". Фактически, она все еще думала о Нем как об Учителе, которого знала. Она не понимала, что теперь Он больше чем ее Учитель, - Он ее Господь и Спаситель. Господь был готов объяснить ей более новый и более совершенный способ узнать Его в будущем.

20,17 Мария лично знала Иисуса как Человека. Она видела чудеса, которые Он творил, находясь в человеческом теле. Поэтому она заключила: если Он ей померещился, а Сам невидим, то она не может иметь никакой надежды на благословение. Господь должен был исправить ход ее мыслей. Он сказал: "Не прикасайся ко Мне просто как к Человеку во плоти, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. После того как Я вернусь на небеса, Дух Святой будет послан на землю. Когда Он придет, Он откроет Меня твоему сердцу так, как ты никогда не знала Меня прежде. Я буду ближе и дороже тебе, чем это было возможно при Моей жизни здесь".

Затем Он велел ей идти к Его братьям и возвестить им о Его новом наказе.

Впервые Господь назвал учеников "Мои братья". Они должны знать, что Его Отец - их Отец и Его Бог - их Бог. Только теперь верующие стали "сыновьями" и "наследниками Божьими".

Господь Иисус не сказал: "Отец наш", но: "Отец Мой и Отец ваш". Дело в том, что Бог является Его Отцом не в том смысле, в котором Он - наш Отец. Бог - Отец Господа Иисуса от вечности. Христос - Сын вечный. Сын равный Отцу. Мы - приемные сыновья Божьи. Эти отношения начинаются, когда мы получаем спасение, и никогда не закончатся. Как сыновья Божьи, мы не равны с Богом и никогда не будем равны.

20,18 Мария Магдалина повиновалась своей миссии и стала, как кто-то назвал ее, "первоапостольной". Можем ли мы сомневаться, что эта большая привилегия дана ей в награду за преданность Христу?

В. Его появление перед учениками (20,19-23)

20,19 Был воскресный вечер. Ученики собрались вместе, возможно, в той верхней комнате, где они встречались три ночи назад. Двери были заперты из опасения от иудеев. Внезапно они увидели Иисуса, стоящего посреди, и услышали Его голос: "Мир вам!" Ясно, что Господь вошел в комнату, не открывая двери. Случилось чудо. Следует помнить, что после воскресения Его тело было реальным телом из плоти и костей. Все же Он имел власть проходить через преграды и действовать независимо от естественных законов. Слова "мир вам" теперь обрели новое значение, потому что Христос обеспечил мир Своей Кровью на кресте. Оправданные верой имеют мир с Богом.

20,20 После объявления мира Он показал им следы страданий, посредством которых был получен мир. Они увидели раны от гвоздей и рану, нанесенную копьем. Радость наполнила их сердца, когда они поняли, что это действительно Господь. Он сделал так, как сказал. Он воскрес из мертвых. Воскресший Господь - источник радости для христианина.

20,21 Стих 21 очень красив. Верующие не должны сами наслаждаться Его миром. Они должны разделить его с другими. Он посылает им мир, поскольку Отец послал его Ему.

Христос пришел в мир как бедный Человек.
Он пришел как Слуга. Он отдал всего Себя.
Он с радостью исполнил волю Отца.
Он принял образ человека. Он делал только добро.
Он творил силой Духа Святого.
Его целью был крест.

Теперь Он сказал ученикам: "Так и Я посылаю вас".

20,22 Это один из наиболее трудных стихов во всем Евангелии. Мы читаем, что Иисус дунул на учеников и сказал: "Примите Духа Святого". Трудность заключается в том, что Дух Святой не был дан ранее Пятидесятницы.

Как же Господь мог говорить эти слова, если эти события происходили не одновременно?

Есть несколько объяснений: 1) одни предполагают, что Господь просто пообещал, что в день Пятидесятницы они получат Духа Святого. Это вряд ли надлежащее объяснение; 2) другие указывают, что в действительности Спаситель сказал здесь: "Примите Духа", а не: "Примите Духа Святого". Из этого они заключают, что в тот момент ученики получили Духа Святого не во всей Его полноте, а только частичное служение Духа, например, большее знание истины или власть и руководство для их миссии. Они говорят, что ученики получили гарантию, или предвкушение Духа Святого; 3) иные заявляют, что в это время произошло полное излияние Духа Святого на учеников. Это кажется маловероятным ввиду таких утверждений, как у Луки (24,49) и в Деяниях (1, 4, 5, 8), где о приходе Духа Святого все еще говорится как о грядущем событии. Из 7,39 ясно, что Дух не мог сойти во всей полноте до тех пор, пока Иисус не будет прославлен, то есть пока Он не возвратится на небеса.

20,23 Это еще один трудный стих, который вызывает много противоречий. Первая точка зрения такова: фактически Иисус дал Своим апостолам (и их предполагаемым преемникам) власть прощать грехи или оставлять их. Такое мнение полностью противоречит Библии, которая учит, что только Бог может прощать грехи (Лк. 5,21).

Габелин приводит вторую точку зрения: "Обещанные власть и авторитет даны в соответствии с проповедью Евангелия. Ученики лишь объявляют, на каких условиях можно получить прощение грехов, и если эти условия не принимаются, грехи будут оставлены". Третья точка зрения (подобная второй), которую мы разделяем, такова: ученикам дано право объявлять прощении грехов.

Позвольте проиллюстрировать третье мнение. Ученики проповедуют Евангелие. Некоторые люди раскаиваются в грехах и принимают Господа Иисуса. Ученики уполномочены сообщить им, что их грехи прощены. Другие отказываются покаяться и не верят в Христа. Ученики имеют право сказать таковым, что они все еще во грехах и когда умрут, то погибнут навеки.

В дополнение к этому объяснению мы должны также обратить внимание на то, что Господь дал ученикам особую власть иметь дело с определенными грехами. Например, в Деян. 5,1-11 Петр использовал эту власть, что привело к смерти Анании и Сапфиры.

Павел оставляет грех на развращенных (1 Кор. 5,3-5.12.13) и отпускает грех (2 Кор. 2,4-8). В этих случаях прощение от наказания за грехи следует в этой жизни.

Г. Сомнение, превращенное в веру (20,24-29)

20,24 Не следует делать поспешный вывод, что Фома повинен в том, что не был с учениками. Мы не знаем причины его отсутствия.

20,25 Фому нужно обвинить в неверии. Он хотел иметь видимое, материальное доказательство воскресения Господа, иначе он не поверит. И сегодня многие рассуждают так же, но это не разумно. Даже ученые верят многим вещам, которые не видят и не могут "пощупать".

20,26 Неделю спустя Господь вновь предстал перед Своими ученикам. На сей раз Фома был с ними. Опять Господь Иисус необычным образом вошел в комнату и приветствовал их словами: "Мир вам!"

20,27 Господь весьма дружелюбно и терпеливо беседовал со Своим неверующим последователем. Он предложил ему вложить руку в рану от копья в ребре, чтобы убедиться в Его действительном воскресении.

20,28 Фома убедился. Мы не знаем, потрогал ли он рану на боку у Господа. Но он узнал наконец, что Иисус воскрес и есть Господь и Бог. Джон Бойз красиво написал об этом: "Он признал невидимую Божественность через видимые раны".

20,29 Важно отметить, что Иисус принимал поклонение как Бог. Если бы Он был только человеком, Он запретил бы так обращаться к Себе. Но вера Фомы была не совсем угодна Господу. Ибо эта вера основывалась на видимом. Более блаженны не видевшие и уверовавшие.

Вернейшее свидетельство - Слово Божье. Если мы верим словам Божьим, то этим оказываем Ему почтение; и, напротив, не проявляем к Нему почтения, если требуем дополнительных свидетельств. Мы должны просто верить, так как это сказал Он, а Он не лжет и не ошибается.

Д. Цель Евангелия Иоанна (20,30-31)

Не все чудеса, сотворенные Иисусом, записаны в Евангелии от Иоанна. Дух Святой выбрал те из них, которые наиболее отвечают Его замыслам. Именно такова книга, написанная Иоанном. Она написана, чтобы читатели уверовали, что Иисус - истинный Мессия и Сын Божий. Веруя, они будут иметь жизнь вечную во имя Его. Вы уверовали?



                === К ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ ====

1-10

НЕДОУМЕВАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ (Иоан. 20,1-10)
Никто не любил Иисуса так, как Мария Магдалина. Он сделал для нее что-то такое, чего никто другой не мог сделать, и она не могла этого забыть. Предание говорит, что у Марии была дурная репутация, но Иисус восстановил ее, простил и очистил.

По обычаю Палестины умерших посещали в течении трех дней после погребения. Люди верили, что дух усопшего витает вблизи погребения три дня, а потом удалялся, потому что тело становилось неузнаваемым от процесса разложения. Друзья Иисуса не могли придти ко гробу на другой день, потому что была суббота. Совершать путешествия в субботу было нарушением закона.

Мария пришла ко гробу не в субботу, а в первый день недели, то есть в воскресенье. Она пришла весьма рано, в четвертую стражу, в промежуток между 3 и 6 часами утра. Время было предрассветное, но Мария не выдержала и пришла в сад ко гробу.

Придя, она удивилась и поразилась тому, что там увидела. Гробницы в те далекие времена не имели дверей, но перед входом в нее была выемка в земле, и по ней прикатывали камень, подобный громадному колесу и приваливали его к отверстию гробницы. Кроме того, как говорит Матфей, начальники приставили стражу и приложили ко гробу печать, чтобы никто не посмел притронуться к камню (Мат. 27,66). Мария весьма удивилась, когда увидела, что камень отвален. Две вещи могли придти ей в голову: она могла подумать, что иудеи унесли тело Господа, чтобы еще как-то надругаться над ним, не удовлетворившись мучениями Креста, или что воры похитили тело в поисках добычи.

Мария поняла, что здесь что-то такое, с чем она не может справиться сама, и она возвратилась в город, чтобы отыскать Петра и Иоанна. Мария была одной из тех редких личностей, которые могут любить и верить даже, когда ничего не понимают. Но именно такая любовь и такая вера, в конечном счете, достигают славы.

ВЕЛИКОЕ ОТКРЫТИЕ (Иоан. 20,1-10 (продолжение))
Что особенно трогает нас в этой истории, так это то, что Петр все еще остается признанным старшим из апостолов. К нему побежала Мария. Несмотря на отречение от Христа (такая весть должна была быстро разлететься), Петр все еще был главным. Мы часто говорим о срыве Петра, но должно было быть что-то выдающееся в человеке, который мог смотреть в глаза ближним после своего бегства. Что-то должно было быть в человеке, которого другие готовы были оставить своим вождем и после такого крушения. Пусть же его мимолетная слабость не заслонит в наших глазах нравственной силы Петра, и того факта, что он был рожден вождем.

Итак, Мария побежала к Петру и Иоанну, и как только они узнали от нее, в чем дело, они отправились ко гробу. Они не пошли, а побежали туда. Иоанн же, который был, по-видимому, моложе Петра, поскольку дожил до конца столетия, опередил Петра и прибежал ко гробу первым. Он заглянул внутрь, но дальше не пошел. Петр же со свойственной ему импульсивностью, вошел во гроб и был сильно удивлен тому, что там увидел. Пока Петр удивлялся, Иоанн начал кое-что соображать: если грабители унесли тело Иисуса, почему они оставили погребальное одеяние и платок, которым была обернута его голова?

Рассуждая так про себя, Иоанн обратил внимание еще на одно обстоятельство: вещи лежали не в беспорядке, а так, как будто бы их вообще никто не трогал, с теми же складками, какие должны быть, когда в них завернуто тело. По-гречески так именно и говорится, что вещи лежали нетронутыми и платок лежал сложенный отдельно. Суть этого подробного описания этой картины в том, что пелены и платок лежали так, как будто бы Иисус из них испарился. Иоанн вдруг сообразил, в чем тут дело, и уверовал, не потому что читал что-то об этом в Писании, а потому что увидел все сам воочию.

Любовь играет в этой истории исключительную роль. Мария, которая так сильно любила Господа, пришла ко гробу первой; Иоанн, любимый ученик Господа и тоже крепко любивший Его, первым уверовал в Его Воскресение. Несомненно, это навсегда осталось его самым радостным переживанием. Ведь он был первым человеком, который понял и поверил. Любовь открыла ему глаза на признаки Воскресения и сердце для воспринятия его. Иоанн посмотрел, понял и поверил.

Здесь мы также находим один великий жизненный принцип. Мы не можем толковать мысли другого человека, если мы не близки к нему всем существом сердечно. Например, когда дирижер плохо знаком внутренне с произведением композитора, он не может передать его чувства другим посредством оркестра. Любовь самый лучший толкователь. Любовь постигает истину, пока разум блуждает в темноте неуверенности. Любовь познает значение вещей, пока исследование все еще слепо к нему.

Один молодой художник принес к Доре портрет Христа, написанный им, чтобы тот дал ему оценку. Доре медлил с ответом, но, наконец, произнес только одну фразу: "Вы не любите Его, иначе вы изобразили бы Его гораздо лучше". Мы не можем ни любить Иисуса, ни помогать другим понимать Его, пока мы не отдаем Ему наши сердца.

11-18

ВЕЛИКОЕ ОПОЗНАНИЕ (Иоан. 20,11-18)
Кто-то назвал это событие величайшим признанием во всей литературе. Марии Магдалине принадлежит честь быть первой, увидевшей Воскресшего Христа.

Все эти действия пронизаны любовью. Она возвратилась ко гробу. Затем она отправилась известить Петра и Иоанна, а потом, вероятно, отстала от них, когда они поспешили ко гробу. Немного позже, когда она опять пришла туда, их уже не было там. Итак, она стояла там и плакала. Нет надобности искать каких-то сокровенных причин, почему Мария не узнала Иисуса. Самый простой и яркий факт дает нам объяснение: она не рассмотрела Его сквозь слезы.

Ее разговор с Тем, Кого она приняла за садовника, показывает о ее любви к Иисусу: "Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и Я возьму Его". Она не упомянула имени Иисуса. Она думала, что каждый должен знать о Ком она говорит. Ее мысли были так заняты Им, т для нее не существовало больше никого в целом мире.

"Я возьму Его". Как она своими женскими силами могла бы сделать это? Собиралась ли она действительно взять Его? Куда она думала отнести Его? Она даже не размышляла ос" этих трудностях. Ее единственным желанием было выплакать свою любовь над Иисусом. Как только она окончила свой разговор с Тем, Которого приняла за садовника, она снова повернулась ко гробу повернувшись, таким образом, спиной к Иисусу. И тогда услышала единственное слово: "Мария!" и она ответила: "Раввуни" (Раввуни - это арамейская форма слова раввин - учитель, господин; между ними нет разницы).

Итак, мы видим, было две простых и глубоких причин, почему Мария не сразу узнала Иисуса.

1. Она не могла узнать Его из-за своих слез. Они ослепили ей глаза и она не могла видеть. Когда мы теряем дорого человека, боль поднимается в нашем сердце и слезь; застилают наши глаза. Но мы должны помнить, что в такое время наши слезы эгоистичны, потому что мы плачем о нашем одиночестве, утрате, опустошении, то есть о самих себе. Мы не, можем плакать о том, что кто-то ушел, чтобы стать гостем Бога. Мы о себе плачем. И это естественно и неизбежно. Но в то же самое время мы не должны позволять нашим слезам ослеплять нас так, чтобы мы уже не видели славы небес и вечной жизни. Слезы должны быть, но через них мы должны видеть славу.

2. Мария не узнала Иисуса, потому что больше старалась смотреть в другом направлении. Она не могла оторвать глаз от гроба и поэтому была спиной к Иисусу. И это тоже очень похоже на нас. В таких случаях наши глаза тоже прикованы к сырой земле могилы; но нам нужно оторвать наш взгляд от нее. Не там наши любимые, хотя их изношенные тела могут быть и там, но сам человек, его истинная сущность, находится на небесах в общении с Иисусом, лицом к лицу со славой Бога.

Когда приходит горе, мы не должны позволять слезам закрывать небесную славу, и не будем приковывать взгляда к земле настолько, чтобы забыть небо. Один пастор рассказывает как ему однажды пришлось проводить похоронное собрание для людей, которые не имели ни христианской веры, ни христианской связи: "Когда служба окончилась, одна молодая женщина посмотрела в могилу и с надрывом произнесла: "Прощай, отец!" Это конец для тех, которые не имеют христианской надежды". Для нас же это только "до свидания, до встречи с Богом!" В буквальном смысле: "до скорой встречи".

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ (Иоан. 20,11-18 (продолжение))
В данном отрывке есть одно весьма трудное место. После того, как Мария встретила и узнала Иисуса, Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". Но спустя всего несколько стихов, мы видим, что Иисус приглашает Фому прикасаться к Нему (Иоан. 20,27). В Евангелии от Луки мы находим, что Иисус приглашает учеников рассмотреть Его: "Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук. 24,39). У Матфея читаем, что ученики при встрече с Иисусом, "ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мат. 28,9). У Иоанна же даже сам оборот речи труднее. У него Иисус говорит: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему", как будто бы к Нему можно будет прикасаться, когда Он взойдет к Отцу. Ни одно объяснение этого места не удовлетворяет вполне.

1. Всему этому делу придают духовное значение, и говорят, что по-настоящему Иисусу можно прикоснуться только после Его Вознесения, и что не физическое прикосновение важно, не касание руки к руке, но контакт посредством веры с воскресшим и вечно живым Господом. Это несомненно верно и дорого, но нам кажется, что не об этом говорит данный отрывок.

2. Говорят также, что греческий перевод с арамейского допустил ошибку. Иисус, конечно, говорил по-арамейски; Иоанн передает нам слова Христа в греческом переводе оригинального арамейского. Поэтому предполагают, что на, самом деле Иисус сказал: "Не прикасайся ко Мне, но прежде, чем Я взойду к Отцу Моему, пойди и расскажи братьям". То есть иными словами: "Не трать теперь времени на поклонение Мне в радости твоего открытия, не пойди и поделись твоей радостью с остальными учениками". "Весьма возможно, что это и есть правильное объяснение. В греческом языке повелительное наклонение в настоящем времени и в строгом смысле должно означать: "Перестань трогать Меня", то есть: "Не держись за Меня сама, потому что Я скоро уйду к Отцу, и хочу видеться с Моими учениками как можно чаще до Моего Вознесения. Пойди и расскажи им про твою и Мою радость, чтобы ни одной минуту Моего земного пребывания не прошло даром". Это имеет смысл и именно так и поступила Мария.

3. Но есть еще одна возможность. В остальных трех Евангелиях подчеркивается испуг у тех, которые Его внезапно узнавали. В Мат. 28,10 Иисус говорит: "Не бойтесь". У Мар. 16,8 говорится: "Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому, что боялись". В повествовании Иоанна, как видно, нет этого благоговейного страха. Иногда переписчики делали ошибки при переписке манускриптов, потому что их было не легко разобрать. Некоторые богословы думают, что Иоанн не написал ме аптоу - "не прикасайся ко Мне", но ме птооу - "не бойся". (Глагол птоеин означает трепетать от страха). В таком случае Иисус сказал Марии: "Не бойся, Я еще не восшел к Отцу Моему, Я все еще здесь с тобою".

Ни одно объяснение не является вполне удовлетворительным и исчерпывающим, но второе из трех, упомянутых нами объяснений, пожалуй, самое подходящее и вероятное.

Но как бы то ни было, Иисус послал Марию к ученикам, чтобы она рассказала им о том, что то, о чем Он им не раз говорил, скоро исполнится, и Он возвратится к Его Отцу. Мария побежала и сообщила им радостную новость: "Я видела Господа!"

В этой вести Марии сокрыта самая суть христианства, потому что христианин тот, который может сказать: "Я видел Господа". Христианство не есть знание об Иисусе, но знание Иисуса. Оно не значит спорить о Нем, но значит встретиться с Ним. Оно означает уверенность в том, что Иисус жив.

19-23

ХРИСТОВО ПОРУЧЕНИЕ (Иоан. 20,19-23)
Весьма вероятно, что ученики продолжали собираться в той горнице, в которой провели последнюю вечерю со Христом. Но теперь они собирались там в страхе. Они знали о ядовитой озлобленности иудеев, которым удалось достигнуть смерти Иисуса, и которые теперь могут устремиться на них. Поэтому они собирались в страхе и трепете, прислушиваясь к каждому шагу снаружи и к каждому стуку в дверь, боясь, что вот-вот посланники Синедриона придут арестовать их тоже. И когда они сидели так однажды, Иисус вдруг стал посреди них и произнес самое обычное приветствие. Мир вам". Это значит гораздо больше, чем: "Будьте в покое от всех трудностей", а значит: "Пусть будет вам от Бога все доброе". После этого приветствия Иисус дал ученикам поручение, которое Церковь не должна никогда забывать.

1. Он сказал, что как Бог послал Его, тем и он посылает их. Уэсткотт назвал это "Хартией Церкви". Это значит следующее.

а) Это значит, что Иисус Христос нуждается в Церкви, которую апостол Павел называет "Телом Христовом" (Еф. 1,23; 1 Кор. 12,12). Иисус пришел с вестью ко всем людям, и теперь возвращался обратно к Отцу. И Его послание никогда не достигнет всех людей, если его не понесет Церковь. Она имеет уста возвещать слова Иисуса; ноги -исполнять Его поручения; руки - исполнять Его труд. Благая весть была поручена Церкви. Церковь исполняет труд прославления Спасителя во всем мире.

б) Это значит, что Церковь нуждается в Иисусе. Чтобы быть посланным, нужно, чтобы был Пославший, дающий силы и авторитет посланию и к Кому можно обратиться за помощью. Без Иисуса Церковь не имеет послания, не имеет силы, не имеет света и защиты. Церковь нуждается в Иисусе.

в) Поручение Иисуса Церкви поставлено наравне с поручением Отца Иисусу. Но никто, читающий это четвертое Евангелие, не может не видеть, что отношения между Иисусом и Богом-Отцом основаны на совершенной покорности, смирении и любви Иисуса. Иисус мог только потому быть совершенным посланником Бога, имея вот это совершенное послушание и совершенную любовь. Потому и Церковь годится быть посланницей Иисуса и орудием в Его руках только в том случае, если будет вполне послушна Ему и пребывать в совершенной любви к Нему. Церковь никогда не должна распространять свои собственные идеи, но она обязана распространять только учение Христа - Его благую весть. Она не должна следовать человеческим уставам, но должна исполнять волю Христа. Церковь терпит урон, когда пытается разрешать свои проблемы собственными силами и мудростью, не принимал в расчет воли и руководства Иисуса Христа.

2. Иисус дунул на Своих учеников и дал им Духа Святого. Нет сомнения, что в этом есть напоминание о сотворении человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2,7). Это похоже и на то, что видел Иезекииль на поле, полном мертвых, сухих костей, и слышал слова Господа: "От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых и они оживут". (Иез. 37,9). Пришествие Духа Святого подобно новому творению, подобно пробуждению жизни от смерти. Когда Дух Святой исполняет Церковь, она возрождается для исполнения своего дела.

3. Иисус сказал ученикам: "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20,23). К истинному значению этих слов мы должны быть особенно внимательны, дабы понять его правильно. Одно ясно: ни один человек не может прощать грехи другого. Но и другое совершенно очевидно - Церковь имеет великую привилегию: передать людям Божию весть прощения. Допустим, кто-то принес нам какую-то весть от другого человека. Наша оценка этого сообщения будет зависеть от степени знакомства его с тем лицом. Если кто-то берется толковать для нас чьи-то мысли, мы знаем, что ценность его интерпретации зависит от его близости к тому, кого он толкует.

Апостолы имели наивысшее право возвещать слово Христа в мир, потому что они лучше знали Его. Если они видели искреннее раскаяние человека, они могли возвестить ему с полной уверенностью о совершенном прощении, дарованном ему Христом. С другой стороны, если они видели, что кто-то не имеет раскаяния в своем сердце и спекулирует на любви и благодати Божией, они говорили тому, что пока его сердце не изменится, нет для него прощения. Эта фраза не означает, что когда-то право прощать грехи было доверено одному человеку, или группе людей, но она означает, что право возвещать прощение было дано апостолам, а потом и всем ученикам Иисуса Христа, равно как и право предупреждать о том, что прощение не дается не раскаявшимся во грехах. Эта фраза говорит об обязанности Церкви возвещать прощение кающимся и предупреждать некающихся о том, что они лишают себя милости Божией.

24-29

СОМНЕВАЮЩИЙСЯ УБЕЖДЕН (Иоан. 20,24-29)
Крест не был для Фомы неожиданностью. Когда Иисус сказал, что он направляется в Вифанию после того, как пришло известие, что Лазарь болен, Фома сказал: "Пойдем и мы умрем с Ним (Иоан. 11,16). Фома не был трусливым, но был природным пессимистом. Нет никакого сомнения в том, что он любил Иисуса и был готов идти с Ним в Иерусалим и умереть там с Ним, когда другие апостолы колебались и боялись. Случилось то, чего он ожидал, но когда случилось, он был потрясен настолько, что не мог смотреть людям в глаза, и уединился где-то со своим горем.

Король Георг Пятый говорил, что одним из его правил жизни было следующее: "Если я должен страдать, дайте мне страдать, как хорошо тренированному животному - в одиночестве". Фома хотел перенести свое страдание один, и поэтому, когда Иисус пришел в первый раз, его не было с остальными учениками и когда он узнал об этом, ему показалось чересчур замечательным, чтобы поверить ему, и он отказался верить. Упорный в своем пессимизме, он заявил, что никогда не поверит, что Иисус воскрес из мертвых, пока сам не увидит и не потрогает его ран, и не вложит пальцев и рук своих в рану от копья в боку Иисуса (о ранах на ногах Иисуса нет упоминания, видимо, при распятии ноги чаще не прибивали, а привязывали). Прошла целая неделя и Иисус снова явился ученикам. На этот раз Фома был тоже там. Иисус все знал о нем. Он повторил его слова, предложив ему испытать как он хотел. Сердце Фомы переполнилось любовью и преданностью, и все, что он мог произнести, было: "Господь мой и Бог мой!" Иисус сказал ему: "Фома, тебе нужно было увидеть твоими глазами, чтобы поверить, но придет время, когда люди будут видеть Меня очами веры и будут верить".

Из этого повествования нам становится вполне ясным характер Фомы.

1. Фома ошибался, когда избегал христианского общения. Он искал одиночества, вместо общности. И потому, что его не было со своими братьями, он пропустил первый приход Иисуса. Мы много упускаем, когда отделяем себя от общения верующих, и стремимся больше к одиночеству. То, что может нам дать общение в Церкви, не даст одиночество. Когда приходит скорбь и печаль охватывает нас, мы часто стремимся замкнуться и не встречаться с людьми. Но именно тогда, несмотря на нашу скорбь, мы должны искать общения с верующими в Иисуса Христа, ибо так мы скорее встретимся с Христом лицом к лицу.

2. Однако у Фомы было два великих достоинства. Он не мог сказать, что он понимает, когда не понимал, или что верит, когда не мог верить. Это была его бескомпромиссная честность. Фома, имея сомнения, не станет притворяться, что не имеет их. Он не был таким человеком, который высказывает определенные суждения, не вполне понимая их значения. Фома должен быть всегда уверен и этого у него не отнимешь.

В человеке, который стремится быть уверенным, больше истинной, чистой веры, чем в таком, который бойко повторяет общие вещи, которые он никогда хорошо и не продумал и в которые он толком и не верит. Пытливая неуверенность в итоге переходит в полную уверенность.

3. Еще одним достоинством Фомы было то, что когда он удостоверился, он признал все, как есть. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул он. У Фомы не было половинчатости. Он не высказывал своих сомнений просто ради того, чтобы поупражнять свой ум. Он сомневался, чтобы лучше убедиться, а когда убеждался, отдавался этому убеждению полностью. Когда человек пробивается сквозь сомнения к убеждению в том, что Иисус Христос есть Господь, он достигает большей уверенности, чем тот, кто бездумно принимает вещи, которых никогда не в силах достигнуть.

ФОМА В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДНИ (Иоан. 20,24-29 (продолжение))
Мы не знаем точно, что именно произошло с Фомой в последующие дни, но существует апокрифическая книга "Деяния Фомы", которая якобы представляет собой его историю. Конечно, это только предание, но за преданием возможно скрывается немного истории. В ней Фома остается верным своему характеру. Приведем часть этой истории. После смерти Иисуса ученики разделили между собою мир, чтобы каждому досталась определенная часть для распространения Евангелия. Фоме досталась Индия (церковь Фомы в Южной Индии берет свое начало от него). Сначала Фома отказался туда идти, говоря, что он слишком слаб для такого далекого путешествия. Он говорил: "Я иудей, как могу я проповедовать истину среди индусов?" Иисус явился ему ночью и сказал: "Не бойся Фома, иди в Индию и проповедуй там слово, ибо благодать Моя с тобою". Но Фома упрямо отказывался идти: "Посылай меня куда хочешь, но к индусам я не пойду".

В это время в Иерусалим приехал странствующий торговец из Индии. Его звали Авванес. Он был послан царем Гундафорусом с поручением найти хорошего плотника и привезти с собою в Индию на обратном пути. Фома был плотником. Иисус пришел на базарную площадь к Авванесу и спросил: "Хочешь купить плотника?" Тот ответил: "Да", на что Иисус сказал: "У Меня есть раб плотник и Я хочу продать его", и при этом он указал на стоящего в стороне Фому. Они договорились о цене, и Фома был продан, а договор о продаже гласил: "Я Иисус, Сын плотника Иосифа, подтверждаю, что продал Моего раба Фому Авванесу - торговцу индийского царя Гундафоруса". Когда купчая была подписана, Иисус привел Фому к Авванесу. Авванес спросил: "Это твой Господин?" Фома сказал: "Да". Авванес сказал: "Я купил тебя у Него". И Фома ничего не сказал, но утром встал рано и молился, а потом сказал Иисусу: "Я пойду, куда Ты послал меня. Да будет воля Твоя". Это был истинный Фома - медленный на веру, медленный на согласие, но верный, когда принял решение.

Далее история повествует, что царь Гундафорус велел Фоме построить дворец. Фома ответил, что исполнит это повеление. Царь дал ему порядочно денег, чтобы закупить материалы и нанять рабочих, но Фома все раздал нищим. Царю же говорил, что дворец постепенно воздвигается. Царь заподозрил что-то и послал за Фомой: "Ты выстроил уже дворец?" - спросил царь. Фома ответил: "Да". - "Ну, тогда пойдем и покажи мне его", - сказал царь. Фома ответил: Ты не увидишь его сейчас, но когда умрешь, тогда увидишь. Сначала царь был страшно зол и жизнь Фомы была в опасности, но потом царь уверовал в Иисуса Христа, и таким образом Фома принес христианство в Индию.

В характере Фомы есть что-то милое и восхитительное. Ему всегда было нелегко верить, и послушание тоже не давалось ему легко. Он должен был иметь уверенность, он должен был заранее вычислить издержки, но когда он делался уверенным и принимал все издержки, его невозможно было остановить и он достигал крайних пределов веры и послушания. Такая вера, как вера Фомы, лучше поверхностного исповедания, и его послушание лучше молчаливой покорности, которая соглашается на все, а потом легко изменяет.

30-31

ЦЕЛЬ ЕВАНГЕЛИЯ (Иоан. 20,30.31)
Можно предположить, что по первоначальному плану Евангелие должно было закончиться этими стихами. Следующая глава выглядит как бы послесловием или приложении. Никакие другие стихи, как эти не суммируют так хорошо цели всего написанного во всех Евангелиях.

1. Очевидно, что целью Евангелий не было представление полного жизнеописания Иисуса. Они не следуют за Ним день за днем. Они разборчивы. Они повествуют не обо всем, что Иисус говорил и делал, но показывают, каким Он был и как делал дело Свое.

2. Ясно также, что Евангелия не должны были быть биографиями Иисуса. Они призваны показать Его Спасителем, Учителем и Господом. Их целью было не дать информацию, но дать жизнь. Они должны были нарисовать такой портрет Иисуса, чтобы читающий о Нем мог увидеть, что Человек, Который так говорил и учил и поступал, был ни кем иным, как Сыном Божиим и Спасителем, и уверовав в это, мог найти секрет истинной жизни.

Если мы подходим к Евангелиям, как к историям или биографиям, наш подход будет в неправильном духе. Мы должны читать их не как историки в поисках информации, но как люди, которые ищут Бога.

*****************

По материалам сайта http://allbible.info/bible/sinodal/joh/20/

*****************

Внимание! Приведённые выше комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!