27 февраля - память равноапостольного Кирилла

Галина Николаевна Николаева
          «Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие»

         Каждому русскому человеку, как и вообще каждому славянину, одинаково дорого и священно имя славянских просветителей. Им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства».
         Святые Кирилл и Мефодий - первые просветители славян, создатели славянской письменности, авторы первых переводов Священного Писания на славянский язык.

         Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (Фессалоники).
         Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим.
         Мефодий с 833 года состоял на военной службе при дворе императора Феофила, а в 835-45 годах был правителем одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

         Кирилл с малых лет отличался большими способностями и в 40-х гг. учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого).
         По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

         Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

         Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

         После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим.
         Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

         Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

         После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания.
         Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

         В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.
         Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
         Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

         К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
         Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
         Помимо того, что святые братья Кирилл и Мефодий  создали нашу азбуку, они оставили нам заветы. О них говорит диакон Владимир Василик:

         «Первый завет — ЗАВЕТ ВЕРЫ.
         Как была изобретена первая славянская азбука? Император Михаил повелел св. Константину-Кириллу идти на проповедь в Моравию, не дав тому ни алфавита, ни переводов книг на славянский язык. Братья наложили на себя пост, стали на молитву и через 40 дней обрели азбуку. Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Пятидесятнице. По наблюдению черноризца Храбра, если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал тридцать знаков, то славянский за краткое время дошел до тридцати восьми букв.
         Именно вера помогала братьям совершать их нелегкое служение, посрамлять трехъязычную ересь, проповедовать необразованным славянам, преодолевать недоверие римского клира, а святому Мефодию — терпеть страшную тяжесть тюремного заключения (871-873 гг.), издевательства и пытки.

         Эта вера без преувеличения отверзала морские глубины. Благодаря горячей соборной молитве святой Константин-Кирилл смог обрести на дне морском мощи священномученика Климента Римского в Херсонесе (860 г.).
         Эта вера глубоко христоцентрична. Удивительна любовь ко Христу, сквозящая во всех творениях святых братьев, в том числе и «Прогласе к Евангелию»:
         «Как предрекли пророки, жившие прежде,
         Христос грядет, чтобы собрать народы,
         Ибо есть Он свет миру всему.
         Предсказали они: «Слепые прозреют,
         Глухие же услышат слово книжное
         И познают Бога, как и достоит».

         Эта вера мерит все страшной и дивной реальностью Страшного Суда:
         Матфей, Лука, Марк и Иоанн
         Поучают народ, говоря:
         «Если хотите красоты душам своим,
         Смотрите, любите и радуйтесь.
         Если же хотите тьму грехов отвергнуть
         И мира этого тлен отмести,
         Если хотите обрести жизнь райскую
         И избежать огня пылающего —
         Внемлите ныне разумом своим».

         Второй завет — ЗАВЕТ ЛЮБВИ.
         Только любовь к Богу и людям заставила их идти в далекую, варварскую для них страну и подвергаться скорбям, непониманию, унижению. Удивительная скорбь сквозит в каноне великомученику Димитрию, написанном святым Мефодием:
         «Почему, о мудрый Димитрие,
         Одни мы, нищие рабы твои, оказались
         Лишенными красоты твоей и славы?
         Ради любви к Создателю, о блаженный,
         Бродим мы по чужим городам и землям,
         Чтоб посрамлять триязычных еретиков
         И принимать муки от суровых воинов».

         И эта любовь выражалась не только в заботе о душе, но и о всем человеке. Когда святые братья проповедовали в Паннонском княжестве князя Коцела, то единственное благодеяние, которое они от него приняли, — освобождение всех взятых им пленников.

         Третий завет — СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО:
         "Слушай, славянский народ!
         Слушайте Слово, ибо оно — от Бога.
         Слово, что питает души человеческие,
         Слово, что укрепляет сердца и умы».

         Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и т. д. Для них это был новоизбранный народ Божий, летящий ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Святые Константин-Кирилл и Мефодий создали Pax Orthodoxa— православный мир (выражение Рикардо Пиккио). Их идеал — единая православная ойкумена, православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви.

         Четвертый завет — ЛЮБОВЬ К СЛОВУ.
         Прежде всего, к Логосу, затем — к слову Божию, животворящему, укрепляющему, питающему душу человеческую:
         И еще одну притчу, мудрую зело,
         Скажем мы из человеколюбия тем,
         Кто не знает веры этой правой,
         Чтобы люди росли Божиим ростом.
         Как семена, что падают на ниву.
         Так и в сердцах человеческих
         Под дождем Божиих букв
         Пусть взрастает Божий плод.

         Удивителен этот образ, тесно связанный и с притчей о Сеятеле (Мф.13:2-6) и с животворящем дождем, низведенным пророком Илиею на землю. Это и слова из Великого канона святого Андрея Критского: «Яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Но самое главное здесь — призыв людям расти Божиим ростом.

         Слово для святого равноапостольного Константина-Кирилла — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с диаволом, ересью, ложью и самою смертью:
         «Если же вы врага ненавидите
         И хотите встать против него твердо,
         Распахните с прилежанием разуму двери,
         Крепко возьмите оружие иное,
         Чем куют книги Господни,
         Книзу склоняя голову лукавому.
         И тем, кто изучит буквы,
         Мудрость Христос дарует,
         И души ваши укрепят
         Апостолы со всеми пророками.
         Повторяющие слова их
         Способны будут врага погубить,
         Принеся победу Богу Доброму,
         Избежав плотского тлена и гниения».

         Именно поэтом столь жизненен призыв святых братьев к учению книжному:
         «Или уста, не ощущая сладости,
         Безчувственным не делают ли человека?
         Еще более того душа безкнижная
         В мертвеца его превращает.
         Обо всем этом, братия, размышляя,
         Говорим мы, что необходим свет,
         Всех людей отучивший бы
         От жизни скотской и от похоти.
         А если ум твой не просветлен,
         На чужом языке звучит тебе Слово,
         Как звон медного колокола».

         Наконец, пятый завет – ЗАВЕТ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВСЕМИРНОЙ ПРОПОВЕДИ, и во имя их — ДУХОВНОЙ БОРЬБЫ — вот что еще нам оставили святые равноапостольные братья:

         Ведь жизнь мирская кратка, как сон.
         Не падая, а крепко встав,
         Явятся пред Богом храбрецами,
         Стоящими одесную Божиего Престола,
         Когда станет Он огнем судить народы.
         Возрадуются с ангелами во веки веков,
         Вечно славя Бога Милостивого,
         Всегда песнопениями книжными
         Бога воспевая Человеколюбивого,
         Ибо подобает Ему всяческая слава.
         Честь же и хвала Божиему Сыну
         С Отцом и со Святым Духом
         Во веки веков от всей твари. Аминь».

         Именно славянская традиция, заложенная святыми Кириллом и Мефодием, оказалась самой жизнеспособной в современном мире.
         В наше время праздник создателям русского слова стал государственным.   
         В 1992 году был установлен в Москве чудесный памятник Кириллу и Мефодию с неугасимой лампадой на Славянской площади, счастливо переименованной из площади Ногина. Памятник как символ возрождения России и как все тот же залог славянского единства.
         В «Повести временных лет» есть такие слова: «да аще хто хулить Словеньскую грамоту да будеть отлучен от церкве».

         В Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в своем слове священномученик Фаддей  (Успенский) архиепископ Тверской сказал:
         «Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем» (Ис.2:2—3, 5).
        Память празднуемых ныне святых Кирилла и Мефодия, просветителей народов словенских, побуждает нас, братие, бросить взор на судьбы Церкви вообще и русской в особенности. Эти судьбы одинаковы во всякое время: вечно презираемая и уничиженная в глазах сильных и знатных людей мира сего, она тихо и безвестно совершает дело свое, хотя имеет в себе сокрытую красоту и славу внутренней жизни, делающую учение ее выше всех учений человеческих. Ее жизнь питается от имеющего в себе неистощимую жизненность корня, который должен дать отпрыск и плодами его наполнить всю вселенную (Ис.27:6) в грядущие дни.

         Таковы были судьбы Церкви во дни Исаии пророка. «Гора дома Господня», около которой сосредоточивалась духовная жизнь Израиля, была презираема им, и сыны Израиля отпали сердцем от Бога своего. «Они, — по слову пророка, — многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его... И преклонился человек, и унизился муж» (Ис.2:6—9), подчинив себя игу чужих народов.
         Чтобы призвать Израиля к хождению путями Господними, пророк указывает Израилю на будущее возвышение горы Господней над всеми горами и холмами (Ис.2:2), провидит, что отрасль Господа явится некогда в красоте и славе для спасенных сынов Израиля, что «воды Силоама, текущие тихо», то есть дом Давидов, прославится чрез происшедшего из него Еммануила (Ис.4:2,8:6), что презираемый Израилем краеугольный камень Сиона, то есть царство Давида, или Церковь, особенно же Сам Основатель Церкви Христос сделается камнем многоценным, испытанным, крепко утвержденным (Ис.28:16).

         И как исполнились все эти слова пророка во дни Христовы! Ибо поистине учение Христово возвысилось над всеми прочими учениями, и пред высотой христианской добродетели невольно должны были преклониться и преклоняются самые крайние поборники неверия (как, например, Вольтер и Руссо в так называемый «век просвещения» XVIII век).
         Некогда и в земле Русской прославлены были горы киевские, на которых воссиял Крест Христов в предзнаменование будущей их славы чрез просветителей народов славянских, «преложением Божественных писаний» и для русского народа открылся «источник богопознания». Только, к сожалению, недолго русский народ ходил в свете нового христианского учения. И русский народ скоро, как Израиль, вступил в широкое общение с народами иноземными, чрез которое все более и более утрачивал свое первое достояние веру Христову.

         Пред какими только учениями народов Запада, еретическими и развращающими, он не преклонялся! Какими только мнимо-просветительными средствами не пытался и не пытается он заменить просвещение ума чрез Слово Божие: и театрами народными, и естественнонаучными знаниями без мысли о Боге, сотворившем мир, и учениями об общественной жизни без мысли о Промысле Божием, направляющем жизнь народов к назначенной цели!
         И вот наполнилась земля Русская злодеяниями, запятнала себя все более учащающимися убийствами; «выражение лица» сынов ее, по слову Исаии пророка, «стало свидетельствовать против них, и о грехе своем стали они рассказывать открыто» (Ис.3:9), оправдывать преступление, чего не было дотоле среди людей русских, по словам знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского.

         Ныне снова слышит земля Русская призыв: «Придите, и будем ходить во свете Господнем!» (Ис.2:5). Слышался неоднократно этот призыв и с высоты царского престола; слышится он и из уст многих пастырей Церкви Русской, усиливших свою просветительную деятельность, начиная с Петербурга, где под сень Церкви, благодаря их деятельности, стало собираться даже светское учащееся юношество («Христианское содружество учащейся молодежи»).
         Не остался не услышанным подобный призыв и в наших средних и высших духовно-учебных заведениях, среди деятелей которых довольно резко обозначился кружок самостоятельных и верных святоотеческому учению богословов, сделавших решительные попытки освободить наше богословие от влияния иноземных лжеучений и направлений католичества, протестантства, рационализма.

         Только насколько твердо будет это обновленное хождение в путях Господних? Распространится ли снова широко свет веры Христовой среди земли Русской, или она опять вскоре добровольно будет, «как без глаз, ходить ощупью, претыкаться в полдень, как в сумерки» (Ис.59:10), опять преклонится вскоре и с большею силою пред игом иноземных народов, стремясь блеском внешних научных знаний заменить открытый святыми просветителями славян источник богопознания Слово Божие, даже изгоняя закон Божий из школ, как делается на Западе, или смешивая живой источник Божественного откровения с произведениями мертвой человеческой мудрости (ср. споры относительно Библии и Вавилона по поводу лекций Делича, сопоставления Евангелия с учениями Будды, Конфуция и других основателей естественных религий).

         Да не будет этого! И пусть даже не увидим мы такой же славы Церкви Русской, какая явилась в Церкви во дни Христовы, согласно предсказанию Исаии.  Как этот пророк жил верою в то, что «явлена будет гора Господня в последние дни», то есть в дни первого пришествия Христова, так и мы до самого второго славного Его пришествия твердо будем держать в руках своих знамя веры во Христа, с которым всегда воинствовала на земле Церковь Христова, и не преклоним выи нашей под иго чужих! Аминь».

         Тропарь святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, глас 4
         Яко Апостолом единонравнии и Словенских стран учитилие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердите в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

         Кондак, глас 3
         Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

         Величание
         Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.

                Молитва
                святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем словенским

         О всехвальнии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, припадающе пред честною иконою вашею, усердно молим вы: воззрите милостивно на нас, ихже трудом вашим просветили есте, и оградите нас неусыпным предстательством вашим от злых козней вражиих!
         Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивеему вепрю озобати его. Сохраните, святии угодницы Божии, Церковь нашу Православную, юже вы наздали есте на краеугольном камени, Христе, яко да будет недвижима, но да разсыпятся о камень сей волны всякаго маловерия.

         Укрепите пастырей наших во всех добродетелех и в подвизе проповедания, вразумите же пасомых, во еже послушати гласа их. Сохраните вся страны словенския от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякого зла.
         Услышите и всякаго человека; с верою к вам приходящаго и благодатныя помощи вашея требующаго. В страшный же час смертный предстаните всем нам блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие, да в мире и покаянии скончавше земное поприще, достигнем вечных благ наслаждения и купно с вами прославим Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

         СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛЕ И МЕФОДИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

         Сегодня Церковь празднует День тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла.
         В день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, а днем посетит концерт на Красной площади, посвященный Дню славянской письменности и культуры.



Источник:
http://www.pravoslavie.ru/put/30522.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/61731.htm
http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspenskij/propovedi/74
http://pokrov.skynet.net.ua/modules/cd3
zitie/kirill_mefodii.htm