История одной жизни

Вера Вшивкова
"Тятенька-а-а-а! Тятенька, миленький! Да как же это так"?!!!-разносился крик. Плакала молодая женщина, снимая с головы платок и завязывая в него объеденный полевками череп и белевшие кости.
 Иван Осипович ушел на базар зимой, а наткнулись на его останки, на опушке леса, недалеко от дороги, в начале лета через три года.Кому понадобилось лишать жизни старика? Через год после этих событий к вдове подошёл мужик, живший через два дома: "Тётка Марья, это я дядю Ивана жизни лишил. Простите меня, знал, что с деньгами быть должен"... Невелики деньги, а перетянули чашу жизненных весов.
 Не стала искаться бабка Марья, сказав:" Сам ты себя наказал, отняв жизнь, не тобою даденную. И твой путь не будет длинен: не сможешь жить дальше. Жил грешно и уйдёшь грешно". Как в воду глядела: наложил на себя руки этот мужик, не создав семьи, не оставив после себя детей, доброй памяти.
 А дочь, опознавшая отца по витому поясу, да по подолу рубахи, которую сама вышивала, несла в узелочке голову, чтобы похоронить на кладбище. Пока не были найдены останки, теплилась надежда на то, что жив, а тут показалось, что обрушилось серое небо на землю.
Дочь вспоминала, как не хотела, чтобы в её жизнь входил этот мужчина. Вспоминала, как мать говорила ей: "ЗоИна! Это теперь твой тятенька, Иван Осипов Гусев", а она, заливаясь слезами, отвечала: "Какой же он тятенька? Он черный страшный дядька"! Вспоминала, как привыкала к нему, как исподволь,потихоньку он подбирал ключ к её сердечку, как никогда не повышал голоса и, не смотря на строгость воспитания, всегда звал её:" Милая дочь, Ивановна".
 Вспоминала, как отец впервые посадил её за прялку."Ничего, милая дочь, как руки сделают, так и будет. Первая пряжа на рогожу пойдёт", как позже на гулянье отпускал с веретеном. Веселье весельем,а урок напрясть должна была; как впервые отлупил за то, что без разрешения в школу пошла: "Я неграмотный, а мы мясо, как картошку едим, курам-числа не  знаем"...Хозяин он был неплохой и, если брался за дело, в руках всё кипело. Он был старше жены на 30 лет, но был крепок и в 1939 году, когда жене было 49 лет, на свет появился сын Василий.
 Вся её небольшая ещё жизнь промелькнула перед глазами, пока она шла со своей страшной ношей: и замужество, когда отец настоял, чтобы вышла замуж за того, кого он выбрал, и рождение дочки, а потом-война...И похоронка на мужа в 1942 году, а через несколько месяцев смерть дочки. И работа в колхозе, и на заготовке и вывозке леса, когда она из "девки-центнер" превратилась в скелет, обтянутый кожей, но сломить её волю к жизни ничто не могло.Всегда смеялась и пела.
 После войны мужиков не осталось, но положил на Зою глаз парень, лет на 6 младше. Разбитной, нахальный, бабьим вниманием набалованный. Вынудил на совместную жизнь. В 1946 родилась дочь. Отец ей сказал:"Милая дочь, уж лучше бы ты нагуляла это дитя, чем с таким мужиком жить.Не будет из него толку".
Сбылись слова старика-отца.Покуролесил молодой, да и получил срок.
 Со смертью отца закончилась у Зои одна часть жизни. Как будто прочла первую главу книги и перелистнула страничку.
 В 1953году она завербовалась на Урал и, взяв с собой дочь,покинула родные края, распрощавшись с Горьковской областью и крестьянской жизнью. Каким образом она оказалась в глухом посёлке, построенном среди болот, история умалчивает.Она очень мало рассказывала о себе. Вся жизнь в посёлке была завязана на зоне строгого режима и батальоне, который осуществлял охрану.Жители посёлка-в основном бывшие заключённые, которые или боялись, или не хотели ехать на "большую землю".Здесь она и встретилась с Ципринским, ставшим отцом её второй дочери.Он отсидел 13 лет, будучи осуждённым на 10 по ст.58, как "враг народа" с поражением в правах.
 Он так и не женился официально, и дочери дали отчество Михайловна, хотя по документам он был Моисеем Аркадьевичем. В графе отец у девочки стоял прочерк, поскольку как только он узнал, что Зоя беременна, сказал:"Подыскивайте себе жилплощадь, барышня, полагаю, что ребёнок не мой-понятно"? "Понятно",-ответила она, и ушла со старшей дочерью.А девочка родилась его копия и когда стала бегать, он однажды взял её на улице на руки и унёс к себе.Зоя чуть с ума не сошла, разыскивая ребёнка по посёлку, пока кто-то не сказал, что видел Михаила Аркадьевича с девочкой.Она прибежала к нему, а дочь ходит по скамье около стола и ест сливы из компота. "Ну что, барышня, перебирайтесь ко мне: я не хочу, чтобы девочка жила в бараке",-сказал Михаил Аркадьевич. Зря она послушала его: "единожды предав", предаст её ещё не раз.Вновь разошлись через несколько месяцев. А через пять лет у Зои родилась ещё одна дочь. Её она родила в свой сороковой день рождения.К тому времени она уже перевезла на Урал свою мать и брата. Никогда в её доме не было изобилия, но всегда её девчонки были хоть и бедно, но чистенько одеты и сыты. Чтобы у детей было молоко, держала двух коз. Девчонки подрастали и помогали копать землю, сажать огород, поэтому овощи были свои.Собирали ягоды и грибы в лесу. Зоя вязала подзоры, которыми украшались постели. Вязала не только для себя, но и на продажу. Она не падала духом. Да и как иначе, ведь в доме жила Вера и подрастала Надежда, а вот старшенькую звали Лидой. Может потому так и не везло Зое с мужчинами, что не было в доме Любви? А может,был в ней такой стержень, что мужчины чувствовали свою слабину рядом с ней? Что теперь задавать вопросы, когда она уже закончила свой земной путь, а при жизни очень не любила оглядываться назад? Она неохотно приоткрывала завесу над своей прошлой жизнью: боялась осуждения или просто тяжело было вспоминать? Всего было в её жизни едва ли не через край, но такой в ней был заложен жизненный заряд , что всё пережила, всё преодолела, и, родившись в 1920 году, ушла в мир иной в 2008, 20 дней не дожив до своего восьмидесяти восьмилетия.
 Но всё это будет потом. А пока на дворе 1963 год и Лиде-17, Вере-8, а Надежде-3 года, и в жизни Зои появляется мужчина, который стал её мужем, отцом девчонкам, их защитой и опорой. Он пришёл в их жизнь на таких, казалось бы,долгих, а оказавшимися такими короткими, 14 лет. Он так был нужен им до... и не менее нужен после, но жизнь была ему отпущена только еще на эти недолгие годы.С ним в дом пришло тепло, пришла нерастраченная им любовь, которую он всю, без остатка, отдал девчонкам.
 Время читает книгу жизни,быстро перелистывая страницы. Это только в молодости кажется, что время тянется бесконечно.Чем старше становится человек, тем быстрее летит время.И не успеваешь оглянуться, а уже не только день пролетел-промчались годы.
 И у трёх девчонок уже не только свои дети, но и внуки.
 Так и живут, хоть и порознь, но Лидия с Верой и Надеждой, Надежда с Верой, а Вера с Надеждой, и все трое с любовью друг к другу, детям и внукам...и с памятью.А в памяти всё то, о чём я рассказала и ещё много-много всего, о чём, возможно, когда-нибудь, расскажу.