Великий певец моря. Айвазовский и Пушкин. Продолж

Магда Кешишева
   В июле 1820 года  вся Феодосия была взбудоражена:у бывшего градоначальника были именитые гости - генерал Раевский с дочерьми,- которые в этот день отплывали в Юрзуф. На берегу, казалось, собрался весь город. Среди горожан стоял в окружении детей немолодой мужчина с трёхлетним сыном на руках. Это был Константин Айвазовкий с младшим сыном Оником, которому недавно исполнилось три года.

   Интерес феодосийцев был понятен: представился случай увидеть легендарного героя недавней войны с французами, который не только сам был впереди сражавшихся, но и двух своих сыновей вывел на переднюю линию огня.

   Кто - то сказал, что с генералом путешествуют его дочери, младший сын и какой - то молодой человек с курчавыми волосами. Говорили, что утром видели молодого человека на берегу. Он стоял, любуясь восходом солнца, потом достал записную книжку и что - то стал в ней писать. А на базаре говорили, что юноша - известный сочинитель и выслан из Петербурга самим царём.

   Вскоре показались экипажи, из которых вышли  - генерал Раевский и бывший градоначальник. Они были уже в летах, но сохранили стать. Народ любовался этими уважаемыми людьми, а те, в свою очередь, приветливо кланялись горожанам.

   Из другого экипажа вышли дочери генерала. Старшие девочки шли спокойно, словно не чувствуя любопытных глаз собравшихся. А младшая, Маша, не скрывая восторга, разглядывала собравшихся. Вдруг она отстала от сестёр, подождала пока к ней подошёл брат и его курчавый спутник и сказала:
  - Взгляните, Пушкин... Вон там, направо, на руках у пожилого человека кудрявый мальчик. Он чем - то похож на вас...
   Пушкин посмотрел и увидел смуглого малыша с широко раскрытыми, сияющими глазами. На какое - то мгновенье глаза мальчика и поэта встретились.

   Вскоре бриг отчалил. Феодосийцы долго смотрели ему вслед.
   Все ушли в каюты. Один Пушкин остался на палубе всю ночь. В эту ночь он написал одно из лучших своих произведений - "Погасло дневное светило."

...Прошло 16 лет. Айвазовский уже жил в Петербурге и учился в Академии художеств. В конце сентября открылась академическая выставка, на которой присутствовал весь Петербург: поэты, учёные, музыканты, художники. Внезапно пронёсся лёгкий шёпот: в дверях показался Пушкин с женой. Инспектор Академии вызвался показать им картины. А из соседних залов бежали ученики академии и молодые художники, до которых дошла весть о приходе поэта. Инспектор Академии Крутов взял за руку Айвазовского, подвёл его к Пушкину и сказал:
  - Александр Сергеевич, представляю вам нашего высокоодарённого воспитанника Гайвазовского, уроженца воспетой вами Тавриды.
   Пушкин крепко пожал руку Айвазовкому и попросил  его показать  свои картины.
   Молодой художник был ошеломлён исполнением своей давнишней мечты - познакомиться с Пушкиным. Наталья Николаевна - в чёрном платье и шляпе со страусиным пером -  ласково смотрела на юношу, взглядом ободряя его.

   Окружённый товарищами, молодой художник подвёл поэта и Наталью Николаевну к своим картинам. Особенно долго стоял поэт перед картинами - "Облака с ориенбаумского берега моря" и ""Группа чухонцев на берегу Финского залива." Поэт воскликнул:
  - Поразительно! Вы южанин и так великолепно передаёте краски севера! Кстати, из какого вы города, дорогой Гайвазовский?
  - Из Феодосии
   Поэт порывисто его обнял. Тот хотел сказать поэту что - то важное, но поэт вдруг заговорил:
  - Ах, как я вам признателен! Вы разбудили во мне воспоминания о счастливейших днях моей юности. В Феодосии я наблюдал закат солнца, а ночью на корабле, увозившему меня и семейство Раевских в Юрзуф, написал стихотворение "Погасло дневное светило."

   На прощание Пушкин пожал  художнику руку:
  - Будете в Феодосии - поклонитесь от меня морю...
   Друг Айвазовского, Штернберг, взял его под руку:
  - Пойдём. Редкое и великое счастье выпало тебе, друг - Пушкин обласкал тебя.

...Однажды Айвазовский шёл по улице и недалеко от Летнего сада увидел Пушкина вместе с Жуковским. Пушкин выглядел  озабоченным. Не глядя на Жуковского, он стучал тростью по тротуару. Юноша посторонился, прижался к чугунной ограде, стараясь остаться незамеченным, чтобы не помешать беседе. Но Пушкин заметил его, улыбнулся и  приветливо сказал:
  - Мы только что от Брюллова. Там вспоминали вас. Карл Павлович жаловался на отвратительную петербургскую зиму и вспомнил юг. Потом сказал, что посадит вас писать Феодооию в летнюю пору. Он сказал -"Полуденное солнце родины Гайвазовского заставит меня забыть зимний холод." Брюллов прав. Надо вам согреть нас, жителей севера, роскошными картинами Тавриды.

   Айвазовский слушал Пушкина и чувствовал себя так, словно с ним говорит не великий поэт России, а очень близкий человек.
  - Это вы, Александр Сергеевич, скорее согреваете меня здесь своими стихами о Тавриде. В петербургское ненастье я повторяю ваши строки:
          Я вижу берег отдалённый,
          Земли полуденной волшебные края;
          С волненьем и тоской туда стремлюсь я,
          Воспоминаньем упоённый.
  - В ваших стихах я слышу голос моря и мечты уносят меня в город детства.
   Голос юноши прерывался от волнения, а в глазах было столько счастья и любви!  Пушкин порывисто  сжал руку Айвазовского.

   Неожиданно Жуковский заговорил:
  - А я, мой друг, имею удовольствие порадовать вас. Наталья Николаевна нашла в вас сходство с потретами Александра Сергеевича в молодости. Я также присоединяюсь к её мнению.

   Пушкин весело рассмеялся и притянул юношу к себе. Снег усилился. Жуковский потянул поэта в остановившийся рядом экипаж. Уже из экипажа поэт протянул руку и сказал:
  - Непременно заходите к нам. Я и Наталья Николаевна будем очень рады.
   Айвазовский медленно шёл и счастливо улыбался, не замечая, что его шинель из тёмной стала белой - валил густой снег.

...27 января 1837 года Дуэль Пушкина с Дантесом. Подробности  дуэли, её страшные последствия, мучения смертельно  раненого Пушкина, смерть поэта, глубокий траур народа, появление нового мятежного поэта - Лермонтова -  известны со школьных лет каждому. Не буду на этом останавливаться.

   Айвазовский читал стихотворение - обвинение молодого Лермонтова, заперевшись в своей комнате. Он знал, что не скор пройдёт это горе - уход Пушкина. Голос поэта ещё звучал в его ушах. Он вспоминал две свои встречи с Пушкиным и не хотел верить в случившееся.

   В эти скорбные дни Айвазовский решил изобразить молодого поэта на берегу моря.

... Однажды в обществе художников и композиторов Айвозовский долго играл на скрипке и пел крымские песни. Этот концерт продолжался до полуночи. Глинка спросил, от кого он слышал эти песни, в которых так причудливо сочетаются мелодии малороссийские с напевами восточной музыки. Художник рассказал о слепцах - бандуристах, которых его отец часто звал к ним домой.

   В тот вечер Айвазовский и Глинка вышли вместе. Они медленно шли по городу, и Айвазовский рассказывал о своей последней встрече с Пушкиным и добавил, что мечтал спеть крымские песни поэту, но...

...1838 год. Айвазовскому 21 год. Он любит жизнь, веселье, музыку танцы. Но любовь к искусству была сильнее всего. Он часто предпочитал работу в мастерской шумным компаниям. Однажды к нему в мастерскую зашёл генерал Раевский, который в молодости дружил с Пушкиным и гордился, что его великий друг посвятил ему поэму "Кавказский пленник."

   Художник показал Раевскому свои последние картины. Перед картиной "Лунная ночь в Гурзуфе" Раевский остановился и даже на мгновенье зажмурился, вспоминая юность  и путешествие с Пушкиным по Крыму и Кавказу.

   Айвазовский, который постоянно думал о Пушкине, был счастлив встрече с другом юности поэта. Раевский рассказывал о поэте. Вечером художник записал рассказ генерала о поэте, а рядом с записью поместил названия картин, которые он задумал написать: "Восход солнца с вершины Ай - Петри, откуда Пушкин любуется им", "Пушкин у гурзуфских скал", "Семья Раевских и Пушкин."

   Раевский пригласил Айвазовского отправиться с ним на Кавказ наблюдать боевые действия флота. И а военном корабле "Колхида" художник в каюте, устланной ковром, обставленной креслами и диванами, крытыми бархатом. Эта роскошная обстановка подчёркивала отношение Раевского к молодому художнику, поразившему его своим талантом.

   Ещё более удивился Айвазовский, когда во время обеда Раевский обратился к своему адьютанту - белокурому, невысокому капитану:
  - Я поручаю Гайвазовского твоим заботам, Лёвушка. Покойный Саша виде его картины на выставке в Академии и восторгался ими. Гайвазовский рассказал мне о  встречах с Александром, и о том, как был им обласкан.

   Капитан вскочил, подбежал к художнику, обнял его и поцеловал в обе щёки:
  - Обнимите меня, Гайвазовский! Тот, к кому был ласков мой брат. тот мне лучший друг! Я Лев Сергеевич Пушкин.

   Корабль шёл вдоль крымских берегов Гайвазовский принёс этюдник и стал рисовать. Прошло немного времени, и он закончив рисунок, подарил его Пушкину.
  - Я восхищён, Гайвазовский! Впервые в жизни вода вызывает у меня не отвращение и содрогание, а восхищение.
   Офицеры дружно засмеялись, т.к. Лёвушка пил только вино и не знал вкуса чая, кофе, супа, потому, что там есть вода, а Лёвушка предложил:
  - Давайте выпьем за воду, которую вы так гениально изображаете и за то, чтобы она никогда не переставала литься из - под вашей волшебной кисти!

   Офицеры попросили Лёвушку почитать стихи брата. Читал он стоя. Все были взволнованы. А Лёвушка  в эту минуту был очень похож на своего знаменитого брата - тот же африканский тип лица, те же вьющиеся волосы, только светлые, и глаза - умные, проницательные, пушкинские. И Айвазовскому показалось, что это сам поэт стоит на палубе корабля и читает стихи.

...На склоне лет художник написал серию картин о Пушкине.
   6 июня 1880 года в Москве открылся памятник Пушкину. Присутствовали знаменитые писатели - Тургенев, Достоевский, Островский, Аксаков, Писемский, Майков... Произносились речи. Постамент утонул в цветах.

   В том же году в Петербурге открылась пушкинская выставка, где были рукописи поэта, письма, личные вещи Пушкина, его книги, сочинения поэта на иностранных языках, книги о поэте, романсы Глинки на стихи Пушкина, рисунки, фотографии, несколько картин, посвящённых поэту. Выставку открывала огромная картина Айвазовского "Пушкин там, где море вечно плещет", помещённая у входа на выставку.

   Художник посвятил Пушкину 9 картин Одну картину он задумал написать вместе с Репиным. Иван Константинович Репин говорил художнику:
  - Иван Константинович, никто из художников так не ощущал светлый мир Пушкина как вы, никто его так много не писал.

   Много интересного было в жизни великого Айвазовского. Об этом - чуть позже.