Великий певец моря. Париж. Продолжение

Магда Кешишева
   Слава об успехах молодого Айвазовского дошла до многих европейских столиц. В 1843 году правительство Франции выразило желание, чтобы Айвазовский представил свои картины на выставке в Лувре. В итальянских газетах появились сообщения о том, что русский художник будет в столице Франции представлять свои картины. Но Айвазовский не торопился  в Париж: он хотел посетить некоторые города Италии и провести в каждом несколько дней.

   В Генуе он задержался дольше, чем в других городах: внимательно осматривал средневековые здания, которые напоминали ему развалины генуэзских башен в родной Феодосии. Побывал художник и в домике, где родился Христофор Колумб.

   В 1843 году Лувр отмечал 50 лет с момента, когда стал открыт для широкой публики. Это случилось после французской революции, которая уничтожила королевскую власть, а короля казнила, и в 1793 году Лувр стал национальным художественным музеем.

   В дни юбилея в Лувре было особенно многолюдно. В художественной жизни Парижа картины Айвазовского стали событием. Тысячи зрителей толпились перед ними. Интерес был вызван ещё и тем, что он был первым русским художником, которого пригласили участвовать на парижской выставке. В то время столица Франции являлась центром европейской цивилизации, и представлять на ней свои работы было и ответственно и престижно.

   Айвазовский понимал меру своей ответственности и поэтому представил не только созданные в Италии полотна, но и  картину, которая показала бы французам красоту русского моря и русского народа. Он выбрал "Бурю у берегов Абхазии." На полотне был запечатлён момент, когда русский корабль останавливает черкесскую кочерму и спасает абхазских девушек от ужасов турецкого плена или от вероятной гибели среди волн.

   Перед картиной посетители стояли молча, проникая в смысл изображённого, который волновал их: русские спасали кавказских девушек, возвращая им свободу.

   Французы были в восторге от работ Айвазовского. А на картинах итальянского цикла, любуясь щедрыми красками художника, некоторые, долго рассматривая полотно, на котором был запечатлён восход солнца, выражали сомнение - нет ли за картиной свечи или лампы.

   Картины Айвазовского  на выставке в Лувре стали триумфом русского искусства. О нем писали газеты, публика бурно выражала своё восхищение, парижские художники проявляли гостеприимство и внимание к Айвазовскому. Французская Академия художества наградила 26-тилетнего художника золотой медалью.

   Ещё до поездки в Париж Айвазовский получил разрешение Петербургской Академии художеств отправиться в другие страны для знакомства с работами прославленных маринистов и усовершенствования в морской живописи.

  Айвазовский стал странствующим поэтом моря. Побывал он в Лондоне, Лиссабоне, Мадриде, Гренаде, Севильи, Барселоне, Малаге, Гибралтаре, Мальте. И везде он работал, создав  огромное количество рисунков: приморские города, улицы, площади, скалистые берега, рыбацкие лодки, всевозможные морские пейзажи...

   За четыре года пребывания в поездках художник написал 800 картин, не считая небольших по объёму работ.
   Очень скоро работы Айвазовского стали появляться по всей Европе. Его солнечные и лунные дорожки на морской глади  сразу узнавали.

   Везде, где Айвазовский останавливался, он устраивал выставки своих работ. Его путешествие превратилось в триумфальное шествие. Везде его узнавали, окружали вниманием и почётом и нарекли гениальным певцом моря.

   Летом 1844 года Айвазовский снова приехал в Париж. Встретили его радушно, а газеты сообщили о его приезде и расхваливали новые картины, которые художник привёз с собой. Одна из газет написала, что Айвазовский так ценит радушие и внимание парижан, что намерен навсегда остаться во Франции и принять французское гражданство.

   Это страшно возмутило Айвазовчкого, восточная кровь взыграла в нём: О нём пишут, что он не намерен возвращаться на родину?! И хотя он ещё два года должен был оставаться в чужих краях, художник обратился в Петербург, чтобы ему позволили вернуться на родину до окончания срока. Разрешение было получено, и он стал немедленно собираться в путь.

   По пути в Россию Айвазовский на короткое время задержался в Амстердаме. Он не мог не сделать этого, т.к. город был родиной первых маринистов. Здесь в 17 веке родилась морская живопись. Айвазовский выставил свои картины, и был увенчан мировой славой. Его удостоили звания члена Амстердамской Академии художеств. Художнику было 27 лет.

   В конце лета 1844 года Айвазовский приехал в Петербург. Позади осталась юность. Началась пора зрелости. Что ждало художника впереди узнаем позже.

  P.S. На картине - тот самый "Шторм у берегов Абхазии".