Великий певец моря. Снова дома. Продолжение

Магда Кешишева
   Весной 1845 года Айвазовский возвратился в родную Феодосию. Жизнь художника была на виду. Двери его большого дома были открыты для всех тех, кто хотел посмотреть картины или просто побеседовать. Жители с удовлетворением отмечали, что ничто - ни признание первых людей Петербурга и Европы, ни звания и награды - не изменили этого простого, доброго и доступного человека.

   Айвазовский часто приходил к рыбакам, на базаре запросто разговаривал с крестьянами, знал всех ремесленников города. Его приглашали на свадьбы и другие семейные торжества, и никогда Айвазовский не отказывался: приходил и богато одаривал невесту или новорожденного.

   Случалось, простые люди - крестьяне и ремесленники - просили его о помощи. Художник, как когда - то его отец, звал всех к себе домой и каждому помогал: кому советом, кому деньгами, писал в губернию о нуждах и обидах людей. У Айвазовского было чуткое сердце: он не ждал, пока его о чём - то попросят, он сам приходил на помощь людям, никогда не забывая своего трудного детства.

   Губернские чиновники не смели оставлять прошения знаменитого художника без внимания. Жители города были бесконечно благодарны своему земляку,и, желая как - то отблагодарить его за внимание, помощь и сочувствие,  приходили к его матери и приносили скромные подарки - лукошко яиц или ягод, фрукты или цветы. Не могла старая женщина обидеть их отказом, но всегда угощала их и передавала для детей полные корзины мяса, сладостей, сдобного хлеба.

   Зажиточные горожане советовали художнику особенно не увлекаться добрыми делами, чтобы не избаловать бедняков, которые будут обращаться за помощью всё настойчивее. Однажды, услышав подобный совет богатого купца сыну, она сказала:
  - Тяжёлая жизнь была у меня и твоего отца. Но теперь я счастлива. Бог услышал мои молитвы, увидел мои слёзы. Счастье улыбнулось тебе. Обещай мне, что и после моей смерти ты будешь помогать всем, кто будет нуждаться в твоей помощи.

   Айвазовский много работал. Каждый день до обеда он писал картину за картиной. Не забывал они то, что числится по военно - морскому флоту и является живописцем Главного Морского штаба. Художник создал картину об основателе русского флота Петре Первом. Называлась она - "Пётр Первый при Красной горке зажигает костёр для подачи сигналов флоту."

   Картина изображала русский флот, настигнутый бурей в  Финском заливе.. Корабли освещаются вспышками молний, им грозит гибель. На переднем плане - скалистый берег, где горит костёр, зажжённый Петром, добравшимся до берега с одним матросом. Костёр указывает кораблям путь. Высокие волны кидаются на флотилию, но не испугали они Петра, который оказался сильнее бури.

   События, изображённые Айвазовским - подлинные, и произошли они 31 августа 1714 года. Ещё в Петербурге Айвазовский в Адмиралтействе изучал чертежи русских кораблей того времени, оснастку судов, знакомился с  книгами моряков. Всё это в совокупности с богатым воображением помогло ему воссоздать события давних лет.

   Весной 1846 года Айвазовский решил устроить праздник для горожан в ознаменование своего пребывания в родных краях. Художник хотел, чтобы это событие надолго осталось в памяти народа. Праздник, в котором приняла участие вся Феодосия,  состоялся 21 мая 1846 года. Из других крымских городов приехали многочисленные гости. С раннего утра, празднично одетые горожане заполнили двор Айвазовского и близлежащие улицы. На берегу моря, куда выходил фасад дома художника весёлые певцы и танцоры оглашали окрестность музыкой и песнями.

   Айвазовский вышел на балкон и увидел разукрашенные рыбачьи лодки, которые приветствовали его. А женщины и дети бросали художнику букеты цветов.

   Неожиданно все замолчали. Перед балконом на ярком ковре уселся старый рапсод Хайдар и заиграл на скрипке. Айвазовский и его гости спустились вниз. Хайдар заиграл торжественную мелодию в честь хозяина дома. Затем под рукоплескания и возгласы присутствующих - весёлые, танцевальные мелодии. Все - молодые и старые -  закружились в танце. Айвазовский встал в круг молодёжи и вместе со всеми пел, танцевал и веселился.

   Тут с рыбачьих лодок донеслись удивлённые возгласы: это  в бухту входила  эскадра из шести военных судов, посланных Севастополем приветствовать художника моря. С кораблей донеслась музыка. Феодосийцы закричали "ура!", стали бросать вверх шапки и шарфы. Несколько сильных рук подняли Айвазовского  и двинулись навстречу кораблям.

   С линейного корабля спустили шлюпку, в которой находился капитан корабля "Двенадцать апостолов" с группой офицеров в парадных мундирах. Капитал сердечно приветствовал Айвазовского, представил ему офицеров. Все направились к дому художника.

   А вечером  гости собрались на даче известного русского генерала Котляревского, предоставившего свою дачу для празднества.

   Сюрпризы следовали за сюрпризами: из степи примчались всадники, знаменитые джигиты окрестных деревень,  и перед гостями начались конские скачки. Каждый раз, проносясь  вниз головой мимо группы гостей, где сидел Айвазовский, они держались за гриву коня одной рукой, а другой приветствовали  своего знаменитого земляка.

   После выступления джигитов начался бал, а закончился вечер красочным фейерверком.

   Поздно ночью гости ужинали  в иллюминированном саду. Потом снова - музыка, песни, танцы. Когда начало светать, гости стали расходиться. Айвазовского на руках понесли с песнями по улицам города до самого его дома. Голову художника украшали свежие цветы, на которых жемчугом сверкали капельки росы.

   Многие годы вспоминали феодосийцы прекрасный праздник, устроенный Айвазовским родному городу.
   Хочется традиционно сказать - и я там был , мёд , пиво пил... Но это была не сказка, а щедрый жест великого певца моря   - ИВАНА  КОНСТАНТИНОВИЧА  АЙВАЗОВСКОГО.

   Всё это замечательно, но когда же художник, которому нет ещё и тридцати, найдёт ту, кто разделит  его радости, согреет своим теплым взглядом и подарит ему детишек?

   Не будем торопиться. Всему своё время, и Вы, дорогие мои читатели, дождётесь и этого счастливого дня в жизни  Айвазовского.

  P.S. Насладитесь картиной "Пётр I зажигает костры для подачи сигналов,
       гибнущим судам своим", написанной Айвазовским в 1846 году, через 132 года
       после этих событий.