Великий певец моря. Сети Гименея. Продолжение

Магда Кешишева
   Закончился незабываемый праздник, подаренный Феодосии Айвазовским. Наступила осень 1846 года. Художник, решил выставить свои последние картины в Петербурге. Дело в том, что ровно 10 лет назад впервые работы молодого Айвазовского были представлены на выставке в Академии художеств. Тогда их там увидел Пушкин и обласкал юного художника Именно с этого момента Айвазовский вёл счёт своей творческой деятельности.

  На выставке в Петербурге посетители бурно выражали своё восхищение работами Айвазовского, признавая, что его талант окреп и возмужал у Чёрного моря. Газеты писали, что каждая картина художника - невиданное в искусстве сияние красок и света.

   Если десять лет назад  успех Айвазовского был шумным и, может быть, неожиданным, то теперь это была прочная слава человека, занявшего свою нишу в искусстве, где не было равных ему не только в России, но и в Европе.

  В марте 1847 года  Совет Академии "...за необыкновенные успехи в искусстве и многие превосходные творения по части морской живописи" присвоил художнику звание профессора.

   Профессору не исполнилось ещё 30-ти лет и был он холост. Это обстоятельство делало его - молодого, знаменитого, состоятельного и красивого - завидным женихом. Маменьки, у которых были дочки на выданье, старались завлечь Айвазовского в сети Гименея. Поначалу эта возня даже забавляла художника, но  вскоре его стала тяготить слава модного жениха и шутки приятелей по этому поводу. Он стал отказываться от приглашений. Когда его звали в очередной дом, он полушутя, полусерьёзно интересовался  - нет ли там девиц на выданье.

   Пригласили как - то Айвазовского в богатый дом, хозяин которого был хорошим знакомым Одоевского. Иван Константинович хотел отказаться, но Одоевский сказал, что там будет Глинка, и художник согласился пойти.

   Придя в гости, Айвазовский смотрел только на Глинку. Когда хозяин дома представил Айвазовскму своих дочерей и стал расхваливать их художественный вкус, подчеркнув, что девушки на последней выставке были в восторге от его работ, он даже  не поблагодарил. Девицы обиделись, отошли и  стали нашёптывать знакомым, что художник не очень любезен и не умеет себя вести в светском обществе. Это Айвазовский не умеет себя вести!

   Глинка сел за фортепиано и спел свой  новый романс "Ты скоро меня позабудешь". Послушать композитора разрешили и младшим детям хозяина, которые пришли вместе с гувернанткой - англичанкой.

   Среди гостей - дам , разряженных и сверкающих бриллиантами, молодая гувернантка выделялась своим строгим тёмным платьем и гладко причёсанными волосами. Глинку слушала она просто и естественно, не вздыхая и не возводя к небу глаз, как остальные дамы. Всё это заметил художник.

   Девушка почувствовала внимательный взгляд Айвазовского и ответила открытым взглядом. Впервые в этом доме девушка увидела внимание к себе: её либо не замечали, либо говорили с ней свысока. А этот молодой человек, такой симпатичный, с улыбкой, освещавшей его лицо, одетый со скромным изяществом, показался ей совершенно другим, непохожим на этих кичливых людей.

   Глинка, которого попросили спеть ещё раз романс, встал, сделал широкий жест в сторону Айвазовского и сказал:
  - Лучше попросим спеть и сыграть нам на скрипке Ивана Константиновича. Если бы не живопись, похитившая Айвазовского у музыки, наш прославленный художник был бы не менее прославленным музыкантом.

   Хозяин принёс скрипку. Взглянув на гувернантку, художник прочёл в её глазах  немую просьбу и согласился сыграть. Пел он по - итальянски. Создавалось впечатление, что поёт итальянец. Внешность южанина усиливала впечатление от игры и пения.

   Играя, Айвазовский не раз смотрел на гувернантку и пел о любви, возникшей внезапно, о чистой и юной любви. Закончив петь , он, окружённый гостями и слушая их восторги, посмотрел туда, где стояла гувернантка, но она уже ушла вместе с детьми.

   Художник влюбился. Глинка сказал, что имя девушки Юлия Гревс. Всю ночь не спал Айвазовский,  мечтая снова увидеть девушку. Он нервно ходил по комнате, затем велел зажечь свечи в большой люстре и канделябрах, и по памяти стал рисовать. Вскоре портрет был готов - с холста на него смотрели милые девичьи глаза. На портрете  он написал - "Юлия, моя жена."

   В первый раз в жизни Айвазовский несколько дней не мог работать, думая о девушке, не зная, как ещё раз увидеть её. Наконец он пришёл в дом, где увидел Юлию, но её не смог увидеть. Тогда он стал проявлять внимание к дочерям хозяина, чтобы скрыть истинную причину своих визитов. Девушки даже стали  "очаровывать" его, и, не зная ради кого из них он приходит в дом, старались превзойти друг друга в кокетстве.

   Наконец художник нашёл выход из положения: он предложил давать девочкам  - старшим и младшим - уроки живописи. Замысел сработал - младшие девочки приходили на уроки с гувернанткой. Во время уроков он говорил о музыке, живописи, литературе, обращался с вопросами к девочкам и Юлии. Оказалось, что Юлия хорошо образована, тонко чувствует искусство.

   Иван Константинович мечтал остаться с Юлией наедине, поговорить, но случая не было. Тогда он написал ей письмо, в котором признавался в любви "с первого взгляда и на всю жизнь" и просил девушку стать его женой.

   На следующий день, когда девочки прилежно рисовали, он незаметно дал Юлии письмо. Она сжала его в руке, поспешно вышла из комнаты и уже не вернулась.

   Остаток дня художник бродил по городу, мучаясь мыслью - согласится ли девушка на его предложение? Он был уверен, что не сможет жить без неё. Придя домой, он вдруг подумал: а что, если она согласится не потому, что любит его, а из - за его славы, денег, понимая, что он может обеспечить ей спокойную, обеспеченную жизнь? Он знал, что светские барышни выходили замуж по расчёту. Но тут же Айвазовский гнал эту мысль, т.к. верил, что Юлия не похожа на них: она естественна, в ней нет и тени кокетства, она умна.

   Только под утро сумел Айвазоовский уснуть, а проснувшись, увидел, что уже скоро полдень. Он быстро оделся и послал за экипажем - в полдень он должен был быть на уроке.

   Младшие девочки с Юлией были уже в классной комнате, а старшие опаздывали, занятые  своим туалетом. Айвазовский нерешительно посмотрел на Юлию и всё понял Она сияла от счастья. Дав задание девочкам, Айвазовский подошёл к девушке.
  - Я согласна, - тихо сказала она.

   После этого всё закружилось очень стремительно. В тот же день Юлия оставила дом, где работала гувернанткой, а через пару дней петербургские гостиные облетел слух о помолвке Айвазовского с гувернанткой.

   Это был шок! Кто - то отказывался верить. Но Айвазовский в салоне княгини Одоевской признался, что он счастлив и скоро женится. Светское общество шумело подобно морю: простая гувернантка и  красивый, обеспеченный, купающийся в славе художник! Ведь он мог  породниться со знатной дворянской семьёй! Слыша эти пересуды, Айвазовский от души хохотал.

   Вскоре художник почувствовал, что отношение к нему изменилось. Его стали принимать холодно и даже высокомерно, мстя за обманутые надежды. Ханженская мораль Петербурга  была ему противна, и он уехал с женой в родную Феодосию.

   Город одобрил его выбор. Здесь отпраздновали весёлую свадьбу. Во время пира несколько сот наездников устроили конные состязания в честь новобрачных. После свадьбы  молодожёны уехали в деревню недалеко от Феодосии. Наездники - джигиты провожали их до самой деревни. Такие почести ещё никому не воздавались в Феодосии.

   Но недолго был Айвазовский счастлив в своей семейной жизни. Через несколько лет Юлия стала жаловаться на феодосийскую глушь, стала требовать, чтобы они чаще бывали в Петербурге или за границей. Её тянуло аристократическое общество. Она - жена знаменитого художника, хотела быть хозяйкой богатого дома в Петербурге. Ей хотелось ходить на придворные балы...

   В первое время, слушая Юлию, Айвазовский считал, что это её причуды, но вскоре он понял, что жена хочет оторвать его от Феодосии, без которой он не сумеет  жить и работать. Понимая, что муж никогда не покинет Феодосию, Юлия стала устраивать в доме балы и званые вечера. Конечно, она приглашала местную  и губернскую знать. Айвазовскому приходилось играть роль радушного хозяина перед пустыми, тщеславными людьми. Ему больше нравилось общество простых людей - рыбаков моряков, ремесленников. Юлия  упрекала мужа за его плебейские симпатии и даже требовала, чтобы эти простолюдины не приходили к ним в дом.

   Часты стали ссоры между супругами: сказалась разница во вкусах, воспитании, взгляде на жизнь. Айвазовский пытался как - то изменить взгляды Юлии, но ответом ему был резкий отпор и надменность. Юлия одна уезжала в Петербург или Одессу,где прекрасно чувствовала себя среди светских знакомых.

   И всё это - несмотря на то, что у супругов были четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. На двенадцатом году супружеской жизни Юлия, взяв с собой детей, оставила Айвазовского одного и уехала в Одессу. В Феодосию она уже не вернулась, а через три года художник получил развод.
   

...  Айвазовскому исполнилось 60 лет. Он продолжал работать и участвовать в выставках. Возраст не мог повлиять на его воображение и чувства.  В 1882 году на похоронах одного купца - армянина он увидел молодую красивую вдову, которая художнику понравилась. Через  год он женился на ней.  Вторая жена - армянка, Анна Никитична, благоговела перед Айвазовским и создала ему уютную семейную жизнь. Дочери Айвазовского часто навещали своего знаменитого отца. Все дети художника  имели свои семьи, детей. А Александра со своей семьёй постоянно жила в доме отца. Иван Константинович был счастлив в окружении понимающей жены, и внуков.

   Он был самым уважаемым человеком в городе. Когда он совершал свой ежедневный обход - не прогулку, а именно обход города, - прохожие любовались им. Заложив руки за спину, всегда строго одетый, с пышными бакенбардами и чисто выбритым подбородком, он прохаживался по городу, взыскательно оглядывая всё:дома, построенные давно, и недавно начатые строения, и людей, почтительно приветствовавших его.

   
   Немало  достойных внимания фактов было в жизни  певца моря, с которыми в дальнейшем попробую ознакомить вас, мои уважаемые читатели.

 P.S. На картине - вторая жена художника, 25-летняя Анна Никитична Саркисова,
      ставшая второй женой 65-летнего Айвазовского.