Великий певец моря. Новые странствия. Продолжение

Магда Кешишева
   Итак, Айвазовский получил развод. Тишина родного дома, где не так давно было весело и шумно от топота детских ног и смеха дочерей, угнетала художника. Он не жаловался: по - прежнему каждое утро менялись в вазах цветы, вечерами зажигались люстры в кабинете и гостиной, приходили гости и друзья. Но, сохраняя внешнее спокойствие, Айвазовский очень переживал неудавшуюся семейную жизнь.

   Чтобы немного развеяться и заглушить неприятные мысли, в 1968 году он решил отправиться в странствия. Он побывал  на Кавказе и в Закавказье. Вид обступающих со всех сторон гор, вершины которых покрывал снег, глубокие ущелья и бурные водопады, приводили Айвазовского в восторг. Он не только любовался природой, но и рисовал, рисовал, рисовал...

   Очень понравился художнику Тифлис. Здесь он устроил мастерскую и оставался всю зиму. В мастерской всегда было полно народа: люди южного города , общительные и добрые, быстро знакомились и сближались. Весь город был взволнован пребыванием великого мариниста. Даже извозчики перенесли свою остановку ближе к дому, где поселился Айвазовский, т.к. к нему ездило слишком много народа.

   Когда Айвазовский выходил на улицу, сразу десятки извозчиков подавали свои экипажи. Как они завидовали тому, в чей экипаж садился художник! Этот извозчик на день - два становился знаменитым: его окружали и требовали, чтобы он пересказывал, о чём говорил с ними Айвазовский во время прогулки.

   В столице Грузии Айвазовскому работалось удивительно легко и спокойно. За короткое время он написал 12 картин. Часто новые знакомые присутствовали во время работы художника и возгласами реагировали, когда на чистом холсте возникали горы, реки, водопады...

   Окружающим Айвазовский казался чародеем, которому достаточно было взять в руку кисть, и тут же холст оживал. На самом же деле художник часто проводил бессонные ночи, обдумывая очередную картину, которую утром воплощал с кистью в руке.

   Долгие годы работы помогли художнику приобрести невероятную технику, и, бывало, он за один день писал большую картину.

   Закончив кавказские картины, Айвазовский открыл выставку. Посетители увидели: "Цепь Кавказских гор," "Берег у Поти," "Гора Арарат", "Восточный берег близ Сухума," "Река Рион," "Дарьяльское ущелье", и много других работ художника.
   Входной билет на выставку стоил недёшево. Айвазовский объявил, что все деньги о передаёт городскому детскому приюту. Это вызвало бурю восторга у горожан. Они увидели, что у Айвазовского есть то главное, что больше всего ценится кавказцами - отзывчивое сердце и бескорыстие. В детском приюте повесили портрет  художника в гирлянде живых цветов.

   Незнакомые люди при встрече снимали головные уборвы и низко кланялись. Однажды гимназисты купили все цветы в городе и наводнили ими  квартиру Айвазовского. Приютское начальство решило устроить пышный праздник в честь Айвазовского. Многие горожане хотели попасть на этот праздник, но зал вмещал всего 200 человек, поэтому пригласили самых уважаемых людей города. Так здесь приветствовали в своё время Пушкина.

   Перед Айвазовским выступали лучшие певцы, танцоры и музыканты. Когда кончилась концертная часть вечера, начались приветственные речи и стихи в честь художника. Наконец всех пригласили за стол, наполнили бокалы вином столетней давности и распорядитель... хлопнул в ладоши. Открылись боковые двери, и в дверях показались приютские дети в белых одеждах с букетами цветов в руках.

   Дети подошли к гостю. Попечитель приюта извлёк из ларца оправленный в золото турий рог, наполнил его вином и, не скрывая волнения обратился к Айвазовскому:
  - Наш дорогой знаменитый гость и друг Иван Константинович! Город Тифлис польщён и горд  тем, что вы в нём задержались дольше, чем в других местах во время вашего путешествия. Мы благодарны вам за честь, оказанную нам, и за то, что ваша гениальная кисть так блистательно запечатлела любимую нами природу Кавказа и вид нашего родного города Тифлиса. Ваш щедрый дар в пользу городского детского приюта мы никогда не забудем. Примите же, наш дорогой гость и великий художник, от жителей города Тифлиса... - При этих словах голос мужчины задрожал. Все гости встали и слушали стоя. - Примите от жителей города Тифлиса этот турий рог. Пусть он будет эмблемой, символом изобилия вашего  несравненного художественного гения.

   Айвазовский принял рог, наполненный вином. Гости громко произносили здравицы, звенели бокалы, а дети осыпали художника цветами.
   Когда шум немного затих, Айвазовский встал, громко хлопнул в ладоши. Наступила тишина. Открылись двери и два служителя внесли картину с видом Петербурга. Айвазовский обратился к присутствующим:
  - Я глубоко тронут гостеприимством славного города Тифлиса и всеми знаками радушия и внимания, которые вижу здесь беспрестанно. Пусть же этот вид Петербурга будет моим скромным даром гостеприимному, чистосердечному Тифлису.

   Гости зааплодировали, музыканты заиграли, певцы запели песни о дружбе, вечной дружбе между Россией и Кавказом.

   И как болит сердце сегодня, спустя почти 150 лет, когда мы видим, что пожелание великого художника, равно любившего Россию и Кавказ, некоторыми забыто.

   Айвазовский был истинным патриотом родной Феодосии и сделал для города и горожан много полезных дел, о которых будет отдельный разговор.

   P.S. На картине - Тифлис, каким его видел художник.