Яблоки

Александр Фаронов
Что можно нового написать о яблоках? Сразу на ум приходит; - яблоко раздора, яблоки нового урожая, не убранные  -  на снегу, просыпавшиеся – эх, яблочко, куда котишься?  Инструкции по хранению, советы по выращиванию (обрезка, прививка) и переработке. Можете добавить свое, могу оставить место, и потом в полученных рецензиях-рекомендациях вставить сюда.
Я вам хочу повествовать историю, правдивую, собственноручно написанную об одном трудовом семестре периода своей студенческой жизни, который везде и в вузах и в техникумах назывался, по наступлении осени,- «На яблоки» или «На яблоках». Почему-то без предлога «на» никогда не употреблялся, потому  что нас туда посылали.
Я, к моменту этого действа в моей жизни, окончил восьмилетнюю школу и поступил в металлургических техникум на специальность КИП и автоматика.  И первые процессы автоматизации у меня начались именно на сборе урожая яблок. Сейчас поймете, что улыбка ,- будет не единственное, что озарит лицо читателя по прочтении этого короткого повествования.
Итак, возвращаемся к нашим яблокам. Впервые в жизни я столкнулся с таким явлением , как бесконечность. Грязь, ухабы, убогие строения, трактора не были откровением, а вот бесконечность садовых рядов сильно впечатлили мою юную студенческую душу. Я знал, что они существуют, - и поля, и плантации, и сады. Но  воочию увидел впервые. Быт непритязательный, - самое мягкое слово, тоже привел в изумление, Умывальники на улице, туалет там же, - спартанские условия.
Полы в общежитие не струганые и не крашеные , ходили обутыми, кровати разумеется  двухъярусные-, это больше было похоже на вольер, в котором содержатся собаки. Но мы как-то смирились с этим счастливым положением и искали в этом черты романтики, чувствуя , как мы близки своим жертвенным служением Отечеству героям-целинникам, первопроходцам и всем тем, кто всю жизнь так и живет , в грязи и холоде. Не знаю, что было лучше – переночевать, наевшись за день  десятки яблок и раз несколько прервав свой сон, выйти к звездам, или же отработать восемь часов, таскаясь с лестницей, мешками и ящиками по бесконечным рядам яблонь. Столовая была только источником тепла для организма. Вкус у еды отсутствовал, картошку можно было пить, мясо в супе видел два раза, и то, по наблюдательности моей только, - язык мой не ощутил тонкую мясную полоску , прилипшую к капусте.
Утром, бодрые холодом и ледяной водой, и погремев тарелками . мы грузились в трактора и тряслись ухабами на свою делянку.
Нас, конечно, проинструктировали как собирать яблоки, - как  отрывать плодоножку руками и как это делать с помощью плодосъемника, и насколько бережно опускать яблоки в мешок и аккуратно пересыпать в ящики. И мы могли, при надлежащем старании, собирая яблочный урожай, не задолжать за питание, - проживание было бесплатным, а даже суметь отработать его, Мы еще не знали тогда, что не остаться должником совхозу « Агроном», - уже счастье.
Нам был спущен план,- кажется десять ящиков минимум, и сколько, не помню уже копеек,  полагалось  за наполнение каждого. Кажется,- целых тридцать. А сверху нормы, каждый набранный ящик прибавлял в цене, в виде заработанной платы , еще на десять тире двадцать копеек. Мы тогда еще не знали, какие деньги бывают шуточные , а какие нешуточные , Что бывают еще и немыслимые , мы даже и  не догадывались. Рубль, - был уже достоянием.
Я с детства привык к труду, любил работу и был к тому же не тормозом, - спорилась у меня всегда работа.   Помню, в классе пятом я сделал целую новую калитку из досок и даже навесил ее на петли. Конечно же, доски пошмурыгал рубанком, чтобы чуть оживить их золотистой теплотой от серого цвета многолетней пыли. Так что я мог ожидать от себя высоких трудовых свершений.
И вот мы уже рассредоточились по рядам, каждому обозначили, выделили деревья и мы приступили к сбору яблок, - с лестниц,  сидя на ветвях, и висящие низко , с земли . Собирали и падалицу в отдельные ящики.  Интересовались друг у друга достижениями, находясь в пределах слышимости и видимости.
-Сань, ты сколько набрал? – кричал я тезке.
-Один. -Два пока, - отвечал тот в разное время.
Нам было указано, - куда и как складировать ящики со съемными яблоками и падалицей . – в метре от дороги, откуда их потом забирали ребята , выбравшие себе работу грузчиков, Многие потом поняли и почувствовали, что это совсем не сахар , – и порезы о гвозди и растяжение , бинтовались, но не расставались с этой вольницей катания на тракторе по просторам садов с прыжковой и тяжелоатлетической тренировкой.
 С каждым днем мы обретали все большую сноровку и понемногу стали расти наши достижения. И в отдельные дни даже удавалось выполнить план. Но однажды мне захотелось всех удивить, Ну в крови у меня была маленькая сумасшедшинка, которая теперь уже значительно выросла. Мне   захотелось стать яблочным стахановцем.  Но  явить высокие достижения своего труда, каким-то образом незаметно, не привлекая внимания, словно по мановению волшебной палочки.
План был прост. В один из дней, мы как обычно, с утра еще не совсем проснувшиеся , полусонные ходили, лазили по деревьям, собирали яблоки, и пытались набрать хотя бы один.  Ждали обеда. Осенними прохладными утрами быстро выветривалось оставшееся тепло из организма, и хотелось больше греться едой, а не работой. Я в тот раз решил не пойти обедать, сославшись на болезнь живота, которую лучше излечить яблочной диетой.
Они видели, как я сонной мухой  застыл возле одного дерева и не набрал еще ни одного ящика. Но только они скрылись за поворотом, я включил сразу космическую скорость, не успевал следить за движениями рук, но понимал, что они в автоматическом  режиме  заняты проблемой максимально скорейшего наполнения ящиков яблоками. О нежности пришлось на время забыть.  Для достижения наивысшего результата пришлось пойти за запрещенный прием, висящие высоко яблоки я стрясал,- понимаю как больно им было падать в траву и мять бока, тем самым теряя товарный вид и расставаясь с возможностью попасть на стол к большому и важному человеку, а быть отправленным на сок или пюре.  Каюсь , грешен. Но грешен еще и тем, что я делал вид, что ничего страшного не случилось, и маленькая ранка заживет и отправлял упавшие яблоки в ящик  со съемом.  Но не на самый верх, где здоровые и румяные яблоки  радовали глаз своей невредимостью  и ароматом, а  устилал ими самый низ ящика. Понимаю. что делал не правильно, но я не думал о  деньгах, и поэтому совесть просто не имела права мучить меня, что она и не делала. Пепин я тоже решил отложить до поры до времени и пропустить его,- собирать виноград в мои планы не входило, Вот штрейфлинг , антоновка, синап, -это другое дело. К тому же и там были экземпляры, которые глаз радовали более других, и я их рвал в первую очередь. Скоро должны уже прийти ребята, а у меня всего только восемь ящиков, два еще как минимум я должен набрать к их приходу, -присесть и перевести дух я просто не имел права. Набрался и десятый ящик и выросла солидная горка, которая и концу дня не у всех обозначалась. Но сдается мне, что я , опасаясь чересчур  приукрасить события тех давних лет, немного занизил свои показатели, собранных мною ящиков за время обеденного перерыва было немного, но больше. Никогда не забуду обалдевшие лица ребят , когда  они увидели меня стоящего возле своих яблок и спокойно жующего одно из них, я их издали успел заметить, включил ручной режим и затем и вовсе остановился в работе. Никто не верил своим глазам, возникло подозрение, что я их откуда-то спер, стащил, но это было бы очень далеко и потом вылезло бы наружу пропажа, У всех все было на месте. Не помню, что я им в тот раз ответил,- какие силы привлек для выполнения этого  замечательного трюка, но момент изумления, застывших в их глазах и засиявший в моих безудержной радостью остался в моей памяти на долгие годы.  Были в моей студенческой жизни и еще более выдающиеся достижения, поражающие и ныне своей невероятностью и мало увязывающиеся в сознании моих однокурсников с моим образом скромного и застенчивого юноши. Что там люди говорят про омут? А про яблоки есть еще что добавить? Если нет, то у меня все.  Надеюсь,  обошлось без оскомины.