Стиходжазовые импровизации в 4-действиях

Валдис Дубулт
Тому, кто зашёл на минутку, рекомендую сразу начинать с третьего действия.


ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ (четыре материнских текста/сонетных верлибра)

Текст «А»

Тюрьма, решётка, окна, небо, стены…
Взаймы попросят – дам всё что имею,
Черпну из сердца нежность и смиренье,
Молитвы-росы, слёзы очищенья.

Пожнёшь ли с рожью всходы чувств заветных?
В далёком поле дождь, холодный ветер…
Не Ты ли, Боже, боль и продолженье…
Мои тревоги – тени, только тени.

Любовь – обман, когда она не вечна.
Я думал прежде: всё ещё успею.
Нет зла – есть стёкла, а душа – синица.

Расстанемся на пару лет, так надо,
Привычней говорить не осуждая,
Слова о счастье заключив в кавычки.


Текст «В»

В чём боль? В чём верность? Слеп осенний вечер.
Изгибы веток, что придумать сможешь
Во оправданье слёз любимых женщин?
В чём смысл потери? Что в конце дороги?
Одни сомненья и одни вопросы,
Собаки лают и.. всё ближе вечность.

Дни с днями сложишь, ночь с ночами сверишь.
Всё тускло, серо и о чём же вера?
Печали множить можно бесконечно.
Пустое дело жечь молитвы-свечи.
Рассвет –острожник не прольётся светом,
Не потревожит, не откроет двери.

Не Ты ли Боже, - страх найти ответы…
О том же просишь окна, стены, небо.


Текст «С» (перевод/переделка 19-го сонета Дж.Китса)

Порывы ветра…  Всюду, справа, слева
Кусты сухие, ледяные вихри.
Глядят с презреньем, с каждым днём всё злее,
Ночные звёзды. Путь же мой не близок.

Не замечаю, мне не интересен
Опавших листьев мир под тёмным небом.
Почти не слышу тихий слабый шелест,
Их мёртвый шорох о прошедшей жизни.

Что боль?  Что мысли? Всё одно и тоже.
На лужах корка, лёд, следы сорочьи,
Во тьму вкрапленья, малое во многом,
Несовпаденье снега и покоя,
Надежд тревожных, ноток откровенья,
Свечей погасших и молитвы скорбной.


Текст «D»

Орёл и решка, в окнах небо серо.
Ложатся ровно тени – ближе, легче.
Чёт-нечет-вечер, что ж так трудно верить?
Чёт-нечет-осень, жду с дождями встречи.

От птицы белой – шёлковая лента.
От птицы чёрной – сломанная ветка.
Осколки света – не сотрёт их время.
Разбитых стёкол не заденет ветер.

Мгновенья, отраженья, привкус прежний.
В углу иконы краски потемнели
И ангелы давно не смотрят сверху,
И кто поможет мне найти ответы?
Кто ждёт? Кто помнит? Что за тёмной дверью?

Ну вот и дождь. Всё тише флейта-немка.



ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ (наброски/крипты из материнских текстов/настройка на определенный/базовый ритм)

** 1
Тюрьма, решётка,
Взаймы попросят
Черпну из сердца
Молитвы-росы.
Пожнёшь ли с рожью
В далёком поле,
Не Ты ли, Боже,
Мои тревоги.

** 2
Дни с днями сложишь
Всё тускло, серо
Печали множить
Пустое дело
Рассвет –острожник
Не потревожит,
Не Ты ли Боже,
О том же просишь?...

** 3
Порывы ветра… 
Кусты сухие,
Глядят с презреньем, ,
Ночные звёзды.
Не замечаю,
Опавших листьев.
Почти не слышу
Их мёртвый шорох.

** 4
Орёл и решка,
Ложатся ровно
Чёт-нечет-вечер,
Чёт-нечет-осень.
От птицы белой,
От птицы чёрной -
Осколки света,
Разбитых стёкол.

** 5
Всё, что имею -
Мои тревоги,
Тревоги-тени,
Холодный ветер.
Тюрьма, решётка…
Я думал прежде:
Нет зал – есть стёкла,
Ещё успею.

** 6
Холодный ветер,
Всё тускло серо
В чём смысл потери?
О чём же вера?
Прольётся светом
Осенний вечер
Откроет двери
Любимых женщин


** 7
В чём боль? В чём верность?
Одни вопросы
Пустое дело
Печали множить
С ночами сверишь
Молитвы свечи
Всё тускло серо,
Всё ближе вечность.

** 8
В чём боль, в чём верность
Любимых женщин?..
Откроет двери,
Прольётся светом,
Не потревожит…
Не Ты ли, Боже,
О том же просишь
Осенний вечер?

** 9
В чём боль? В чём верность?
В чём смысл потери?
Всё, что имею –
Осенний вечер,
Холодный ветер,
Изгибы веток…
И только тени
Любимых женщин.

** 10
Я думал прежде:
Всё тускло, серо,
Душа – синица,
А небо – стены.
Всё, что имею –
Мои тревоги
Осенний вечер
В конце дороги.

** 11
Заденет ветер
Кусты сухие.
Всё тише флейта
И дождь всё тише.
И ближе, легче
Ночные звёзды
Опавших листьев
Следы сорочьи

** 12
И решка в окнах
И дождь всё тише
В углу иконы,
Но тени ближе
Кто ждёт? Кто помнит?
За тёмной дверью
Осколки света,
Всё тише флейта.

** 13
В углу иконы
Ночные звёзды
От птицы белой
От птицы чёрной
Орёл и решка
И решка в окнах
Сотрёт их время
Молитвы скорбной.

** 14
На луже корка
Опавших листьев,
Разбитых стёкол,
Прошедшей жизни.
Следы сорочьи
Ложатся ровно.
Одно и тоже,
Чёт-нечет-осень.

** 15
Почти не слышу
Порывы ветра.
И дождь всё тише,
Но тени ближе.
Кусты сухие,
Следы сорочьи
Одно и тоже,
Одно и тоже

: ) оставшиеся 80-т текстов в той же ритмике приводить нет смысла, того что опубликовано достаточно, чтобы показать некие скрытые возможности материнского(их) текста(ов).



ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ (собственно импровизации)


*** 1
Всё тише флейта или паденье снега (d15,c7)
пренебрегает звуком, с которым реки
под лёд уходят, в зиму прошедшей жизни. (c12)

Поверхность опавших листьев готова взвизгнуть, (c9)
не отражая больше кусты сухие.. (c8)

Собаки лают, будто вокруг глухие,(b29)
когда за изгибы веток вскрываешь вены (b3)
и сходят на стены небо, на небо стены,(b17,a11)
и понимаешь кровью: нет зла – есть стёкла,(a20)
душа - синица, а флейта, вздохнув, умолкла.(a24)
.
.
***2
Ещё не крошится красный камень.(c1,d14)
Порывы ветра за тёмной дверью.
Не Ты ли, Боже, сдаёшь экзамен (a18/b26)
По человеческому неверью?

Опавших листьев стары билеты. (c9)
Их проходил я сто раз (но мимо).
Кусты сухие, изгибы веток – (c8,b3)
актёры простенькой пантомимы.

Что по сценарию? – снег-зазимок,
В конце дороги следы сорочьи(b19,c18)
и чувствовать, как постарело имя,
затосковавшееся по ночи.
.
.
***3
Дни с днями сложишь, - вот тебе и крест,(b18)
холодный ветер разнесёт окрест(a4)
сухие листья кленов и рябин,(a19)
мои тревоги, страх, что вновь один.
Кто ждёт? Кто помнит? Кто б со мной продрог(d24)
в конце ведущих к точке «б» дорог
и захотел согреться в час ночной
за тёмной дверью комнаты большой…(d14)
.
.
***4
Чёт-нечет-вечер. Камни за тёмной дверью(d3,d14)
движутся к югу от рано опавших листьев.(c3)
Я думал прежде: знаю, в чём смысл потери.(a9,b5)
Я раньше верил: страх не бывает чистым,

глаза человека, как и у мёртвой рыбы,
не выражают чувств изначально данных…
Чёт-нечет-осень. Движутся к югу глыбы,(d18)
всё тускло, серо и снова темнеет рано.(b18)
.
.
***5
Помнишь: собаки лают, (b29)
а караван идёт
в страны, где сны, сгорая,
плавят декабрьский лёд.

Вспомнишь о чём же вера(b10)
перед большой водой,
той, что откроет двери(b15)
в дом, но уже пустой.
.
.
***6
Всё, что имею дождь и порывы ветра, (a1,c1)
решётка, окна, дальше изгибы веток,(a14,b3)
в углу – иконы, свечи, но тени ближе…(d11,d26)
Ещё успею, но сердца почти не слышу.(a10,c10)
 
Слова о счастье – их нет.  крови привкус прежний.(a23,d11)
Так трудно верить. об этом я думал прежде(d4,a9)
молитвы скорбной.. И ветер, и дождь всё тише.(c21,d28)
Ещё успею, но сердца уже не слышу. (a10)
.
.
***7
Кусты сухие горбятся,(c8)
Но ждут, всё что-то ждут.
Что боль, что мысли скручены(c19)
в бечёвку или жгут.
Тревоги, тени связаны(a6)
в один огромный тюк,
куда бы с ним отправиться
на север или юг…
Кто ждёт? Кто помнит?.. Кажется(d24)
осенний вечер и(b2)
холодный ветер…  Здравствуйте, (a4)
пустите погостить.
Ночные звёзды с завистью(c14)
пускай глядят на то,
как трое сотоварищей
пьют кислое вино.
.
.
***8
И когда за тёмной дверью(d14)
заскулит бездомный пёс,
я пойму, в чём смысл потери,(b5)
в чём обман увядших роз.

Затушу молитвы-свечи(b13)
и ночные звёзды я,(c14)
и пойму: всё ближе вечность,(b7)
это пёс зовёт меня.
.
.
***9
От птицы чёрной – белое перо,(d19)
А чёрное перо от птицы белой.(d6)
Кусты сухие ждут ночной метели.(c8)
Всё тише флейта. Всё грустней Пьеро.(d15)

Что боль, что мысли в сказочной игре?..(c13)
Неспешное во тьме паденье снега,(c7)
Следы сорочьи, клочья оберега(c18)
И пробужденье, где-то в декабре.
.
.
***10
Холодный ветер, час вечерний,
Прошедшей жизни слабый след.
Нечётко контур лет очерчен –
Тревожный, зыбкий силуэт.

Я думал прежде час заката
Лишь повторенье, лишь намёк,
Что зачернится всё когда-то,
В углу иконы небогатой
Сплёл паутину паучок.




ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ (заключительное)


(Порывы ветра)……………………  Всюду, справа, слева
……………………………………………….ледяные вихри.
……………………………………………….с каждым днём всё злее,
……………………………………………….Путь же мой не близок.
……………………………………………….Мне не интересен
……………………………………………….мир под тёмным небом.
……………………………………………….тихий слабый шелест,
……………………………………………….о прошедшей жизни.


Если посмотреть на правую часть материнских текстов можно увидеть и другие ритмические единицы и мини-тексты, полученные из них.


**
Небо серо,
Тени ближе
Потемнели
Отраженья
Птицы черной
Птицы белой
Нечет-осень
Нечет-вечер.

**
Ложатся ровно тени,
Чёт-нечет-вечер, что ж
Мгновенья, отраженья
От белой птицы шёлк.
Всё тише флейта-немка.
Кто ждёт? Кто помнит? Что?
А в окнах небо серо,
Ну вот и дождь.