Ектенья от затменья- Светский Павел- код стиха

Сысойлов Николай
Раскрытие структурного кода.
Светский Павел. "Ектенья*... от затменья..." = http://www.stihi.ru/2002/06/29-141

-
Очень загадочное Произведение! Пожалуй, самое загадочное из всех, что когда-либо я встречал у Павла.. Загадочное, непростое… да просто непонятное!
Какие «злаки», какие «мыши»? При чем здесь «амбар», где паутинами плещет «паук»? При чем здесь Мефистофель, Пирамиды и Мекка придачу? О чем вообще это все?!..
Но довольно «лирики»… - короче, перейдем сразу к «делу».
Ведь, чтобы понять суть и сущность этого произведения Павла Светского, нужно иметь «ключ». Где его взять? Он – на виду! Но не каждый его видит! И я его не сразу заметил… Можно, конечно, сделать умное выражение лица – и воскликнуть: браво, великолепно, гениально, уму непостижимо, стих затрагивает каждый фибр моей души, мой Вам респект.. и т.д. и т.п. (это я по памяти воспроизвожу суть рецензий-откликов на это произведение!) ..И при этом, не имея ключа, остаться в абсолютном неведении относительно заложенной сути, - как я уже  сказал выше, - загадочнейшего произведения Павла!
-
Но чтобы хотя бы попытаться дойти до этой самой «сути», чтобы отыскать припрятанный на поверхности «ключ», рассмотрим кратко структуру произведения, ибо в ней заложена основная подсказка к предстоящему направлению поиска.
Структура проста – она трёхчастна:
---
Эпиграф – Тело стиха – Послесловие.
---
При этом – Тело стиха состоит из трех подразделов, в каждом из которых по четыре четверостишия. Итого, имеем 3х4=12 строф. А вместе с Эпиграфом (+1 строфа) и Послесловием (еще +1строфа) – имеем 14 строф. Запомним это число –  оно нам еще пригодится! – и кратко изложим ключевую суть произведения, дав «ключевое» название каждой из 14-ти строф.
-
При этом отметим, что если все Произведение рассматривать как целостное описание некоего отрезка жизненного Пути ЛГ Павла, то этот отрезок условно разбивается на 14 частей – по числу имеющихся в Произведении строф…

==========

1а) ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: Эпиграф (являюшийся основой градиента развития повествования).
--
2а) ВТОРОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  «получение» заклятья («Я заклятьем былым наслаждаюсь уныло»).
3а) ТРЕТИЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:   первое падение искры безнадёжности
4а) ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  встреча с Мефистофелем
5а) ПЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  не судьба быть забытым (мой философский «крест» подхватят потомки)
-
6а) ШЕСТОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: победа (ника) Веры, встреча со своей Верой [«коль в воде не тону как святой!»].
7а) СЕДЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: второе падение искры безнадёжности
8а) ВОСЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: утешением словом потомков, предупреждение..
9а) ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: третье паденье искры безнадёжности
----
10а) ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: паутинами плещет «паук»… (ассоциация: паук – прядильщик; пряжа – основа одежды..)
11а) ОДИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: «узда ставит крестик на лоб!»..
12а) ДВЕНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: «души выменял (впрок!) на порок…».
13а) ТРИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  «коль я страхом (увы!) отстрадал...».
------
14а) ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: Послесловие
======

Зная структуру, перейдем к названию Произведения: «Ектенья.. от затменья..», которое, немомненно, указывает на местоположение, суть и название «ключа»!..

Как пишет (во вспомогательно-наталкивающем Примечании) Павел, - * Ектенья (от греч. ekteneia - усердие) в трактовке православной церкви означает: совокупность молитв, читаемых дьяконом или священником при каждом богослужении от имени верующих и содержащих просьбы и обращения к Богу.
В свою очередь, укажем, что «затменье» можно рассматривать, как минимум, с двух позиций: и как явление человеческого ума (затмение человеческого разума), и как явление Природы (затмение Солнца – самое почитаемое и существенное для Человечества)..
--
Естественно, возникает вопрос: какая «Ектенья» (коллективная молитва Богу) и какое «затменье» (как Солнца, так и человеческого ума и разума) были самыми-самыми важными для нашей цивилизации? Именно нашей, современной цивилизации, которая ведет свое летоисчисление от Р.Х. (Рождества Христова)!
И в какие времена ЭТО происходило?
Ответ однозначный: во времена распятия Иисуса Христа! Именно тогда произошло событие, которое дало спасительную возможность существования нашей цивилизации: взятие Иисусом Христом всех грехов Человечества на себя! Одновременно – был открыт для Человечества  Путь к Воскресению!
-
Именно во времена распятия Христа было самое-самое черное умопомрачение Человечества, ибо отдали на казнь невиновного! Причем – ни кого-нибудь, а своего Бога! Своего Защитника! Своего Спасителя!
Именно во времена распятия Христа была самая значимая Ектенья в истории Человечества, поскольку за Господа просили в своей молитве Бога-Отца не только ученики Иисуса (все его Апостолы!), но и сама Дева Мария (Богоматерь!)..
Именно во времена распятия Христа было самое-самое значимое в истории нашей цивилизации затмение Солнца (и землетрясение!), ибо и Природа, - и Небеса! -  оплакивала Сына Божьего! И одновременно - и землетрясение, и затмение – стали точкой отсчета, своеобразной меткой начала эпохи продвижения Человечества к бессмертию, став на Путь Воскресения, который показал Господь!
=

Виа Долороза (Крестный Путь Иисуса Христа) – это то направление, та дорога, по которой, согласно христианским преданиям, шел на смерть Сын Божий.
Эта дорога условно поделена на 14 частей, ибо 14 печальных незабываемых событий связаны с Крестным Путём Господа..
-
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса
(Иоан. 19:17-18)
-
Вспомним основные вехи распятия Христова:

===========-
1б) место осуждения Пилатом Иисуса – лифостротон31 (Ин.19:13)
-
2б) получение креста
3б) первое падение с крестом
4б) место встречи Христа с Матерью
5б) крест отдает Симону Киринейскому (Мф.27:32, Мк. 15:21, Лк.23:26)
-
6б) Вероника вытирает платком Лицо Господа
7б) второе падение с крестом Господа
8б) Господь утешает иерусалимских дев (Лк.23:18-27)
9б) Третье падение с крестом
-
10б) Место раздевания Господа перед распятием
11б) Пригвождение ко Кресту Спасителя
12б) Господь отдает Душу Свою (Ин.19:40)
13б) снятие с Креста и подготовка к погребению (Ин.19:40)
---
14б) погребение Спасителя (Ин.19:41-42).

==============

Теперь, сравнив, обе структуры, приведенные выше, - не трудно и догадаться: они идентичны! Различаясь в незначительных мелочах и несущественных трактовках..

Итак, ключ к стиху Павла – найден! И название ему «Распятие Христово»! Именно под таким ракурсом нужно изучать это Произведение «Ектенья .. от затменья..»!

Ниже – я привожу сопоставление представленных структур!

==============

1а) ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: Эпиграф (являюшийся основой градиента развития повествования); ключевые слова и фразы: «субъективность», «миросезерцание», «спасти мир», «воскресив мёртвых», «похоронив живых».
----
Из цикла
«Субъективная хронология миросозерцания»

                «Когда читаешь эпитафии, кажется, что спасти мир можно, только воскресив мёртвых и похоронив живых»
                (Пол Элдридж)
------

1б) ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: «Эпиграф», толчок, повод, начало Крестного Пути Господа; место осуждения Пилатом Иисуса – лифостротон (Ин.19:13)

Справка из Интернета (+ строки Павла): Первая остановка - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом. Именно в этом месте Иисуса схватила стража и здесь Он был осуждён и приговорён к смерти, здесь находилась резиденция Пилата. Сюда Пилат вывел осуждённого Господа и показал толпе со словами "Се человек" - Эссэ Хомо. Отсюда же Пилат Бросил указ о распятии Спасителя.
Ключевые слова и фразы: «субъективность» (принятия решения), «миросезерцание» («Я умываю руки»),  при этом Пилат пытался «спасти римский мир», открыв дорогу к «воскрешению мёртвых», «похоронив живых» (казнь).

===============

2а) ВТОРОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  «получение» заклятья: ключевые фразы:  «Я заклятьем былым наслаждаюсь уныло»,  «как неспетый куплет»,  «и порос диким мхом эполет...», «мысли чахнут и мрут...», «Т и ш и н а...»,  «Только честь где-то жалобно взвыла».
---            
                * 1.

                Я заклятьем былым наслаждаюсь уныло,
                мысли чахнут и мрут... (как неспетый куплет)
                Т и ш и н а... Только честь где-то жалобно взвыла
                и порос диким мхом эполет...
----

2б) ВТОРОЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: получение креста.

Справка из Интернета (+ строки Павла): Вторая остановка Виа Долороса -  церковь Бичевания. После бичевания, которые Иисус стойко перенёс («Я заклятьем былым наслаждаюсь уныло»!),  Его одели в багряную плащаницу, на голову возложили терновый венец и здесь он принял крест [«как неспетый куплет»!]. Здесь можно увидеть руины дома [«и порос диким мхом эполет...»!] иудейского первосвященника Каиафы, произнесшего некогда  слова: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб (Ин., 11:49-50)» [«мысли чахнут и мрут...»!]. Здесь когда-то ап.Петр до третих петухов [«Т и ш и н а...»!] трижды отрёкся от Христа [«Только честь где-то жалобно взвыла»!].

=============

3а) ТРЕТИЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:   первое падение искры безнадёжности
-----            
                Господа!.. Я хотел взять взаймы не! полтинник,
                а всего лишь искру' декадентских* надежд...
                Но вуалью ваш тлен застелил мой могильник,
                коль глухи вы сознаньем невежд...
------
Как пишет в Пояснении Павел, - * Декадентство (от позднелатинского decadentia упадок) – общее наименование кризисных явлений, .. настроения безнадёжности, неприятия жизни, тенденции индивидуализма.
-

3б) ТРЕТИЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: первое падение с крестом 

Справка из Интернета (+ строки Павла): Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса под тяжестью крестной ноши [«Господа!.. Я хотел взять взаймы не! полтинник»!]. Здесь была построена католическая  часовня, именуемая иначе "Спаситель в узах" [“Но вуалью ваш тлен застелил мой могильник»!], в 1-й половине ХХ в. она находилась под польским патронажем и в 1947 -48 гг.  она была реставрирована на деньги [“..не! полтинник»!] польских солдат, попавших в Иерусалим, чтобы произнести слова плача по Иисусу: "Утешающий, способный облегчить мою душу, далеко от меня". В подземелье этой часовни находится место, где Иисус в оковах из камня [“коль глухи вы сознаньем невежд...»!] провёл последнюю ночь на Земле. " ...Ибо далеко от меня Утешитель, который оживил бы душу мою.." (Плач Иеремии, 1;16) [«Я хотел взять… лишь искру' декадентских* надежд.. »!].

==============

4а) ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  встреча с Мефистофелем
--
                Тени пляшут в огне, вновь мольба без ответа,
                триумфальная блажь в знойном пепле аркад...
                Мефистофель – старик! – дьявол пришлого света,
                эх, с тобою бы выпить! (хоть яд...)
--

Справка из Интернета: Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы., образ приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гете (часть первая — 1806, вторая — 1831)
--

4б) ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: место встречи Христа с Матерью

Справка из Интернета (+ строки Павла): Четвёртая остановка - место встречи Спасителя со своей матерью, которую до этого не видел уже год. Это событие не описано ни в одном из евангелий, но сохранилось благодаря церковным преданиям.  Богородица молила Пилата [а Пилат выступал в данном случае как “Мефистофель – старик! – дьявол пришлого света»!] о помиловании её Божественного сына [«вновь мольба без ответа»!], но получила отказ [«триумфальная блажь в знойном пепле аркад»!], затем обогнала  всю процессию и остановилась  здесь в немой скорби. Тут она в последний раз утешила своего страждущего сына. По некоторым источникам, в ночь перед казней Понтий Пилат (по настоянию жены, которой был «плохой сон» и она молила о пощаде) принимал Иисуса у себя во дворце, устроив «пышный прием», трапезно-прощальное застолье [«…эх, с тобою бы выпить! (хоть яд...)!], предлагая Иисусу сбежать или отдать на казнь, подставить, вместо себя другого человека, что нетрудно было сделать, т.к. лицо Иисуса было сильно избито (всё в кровоподтеках и ссадинах)…
Вполне также вероятно, что «случайная» встреча с матерью была подстроена Пилатом (или самим Мефистофелем в лике Пилата), чтобы усугубить страдания Христа, зная как он любил свою мать – и тем самым подтолкнуть ЕГО к тому, чтобы ОН отрекся от своих слов хотя бы во имя матери.. Если бы Иисус отрёкся (до того,как переступит за черту Судных ворот Иерусалима), - казни бы не было.. (Пилат очень не хотел ЕГО казнить..). Вполне вероятно, что сам Мефистофель наблюдал, стоя за плечами Марии (что особо подчеркивало унизительность положения! И доводило ситуацию до драматизма!), как реагирует Иисус на такое испытание… (типа: а я ведь тебе предлагал все царства земные – и сейчас бы на твоем месте был бы Пилат..  и мать бы не страдала.. Опомнись! Отрекись! Сдайся! И станешь царем всех царей!)

=============

5а) ПЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  не судьба быть забытым (мой философский «крест» подхватят потомки)
--
                Мне во веки веков не судьба быть забытым! –
                хоть из праха рождён, сеюсь духом я в «пух»:
                – души пьют не с корыт, как и я... сыт не бытом,
                коль философ во мне не протух!
--
5б) ПЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: крест подхватывает Симон Киринейский (Мф.27:32, Мк. 15:21, Лк.23:26)

Справка из Интернета (+ строки Павла): На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.  Здесь солдаты римской охраны, раздраженные медленным передвижением своего измученного и униженного Пленника, заставили Симона Киринеянина, шедшего с поля, нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением - следом от руки Господа [«Мне во веки веков не судьба быть забытым!»],  в изнеможении опершегося о стену,  когда Он освободился от креста. Этот камень с углублением расположен справа от входа в церковь. После 5-й станции начинается подъем на  гору, видимо поэтому римские  воины поняли о невозможности туда взобраться изнемождённому  Господу [«хоть из праха рождён, сеюсь духом я в «пух»!] и выбрали из толпы первого попавшегося им человека.  Симон шел с крестом за Иисусом до Голгофы, впоследствии он стал ревностным  последователем Господа [«души пьют не с корыт, как и я... сыт не бытом»].  Жил  он в Риме,  его очень любили и уважали все христиане [«..души пьют не с корыт»!]. Два его сына, Александр и Руф, были тоже благочестивыми и ревностынми последователями Спасителя [«…как и я... сыт не бытом»!], почитая его как Великого Учителя и Наставника  [«…коль философ во мне не протух!»].

===========

6а) ШЕСТОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: победа (ника) Веры, встреча со своей Верой [«коль в воде не тону как святой!»].

-------
                * 2.

                Я в словесной игре в рамках принятых правил
                обыграл бы за раз ложе - «светский бомонд»,
                коль в воде не тону как святой! (коль уж Павел),
                превращая перо своё в зонд...
-----------

6б) ШЕСТОЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: встреча с Вероникой, Вероника вытирает платком Лицо Господа

Справка из Интернета (+ строки Павла): Шестая станция Скорбного пути - встреча Господа с Вероникой, благочестивой женщиной, которая утерла окровавленное лицо Иисуса. Само имя Вероники возникло как искажение латинского "vera" и "icon" ("истинный" и "образ"), а более точно "vera" и "nіса" («вера» + Победа, победа веры) [«…коль в воде не тону как святой!»].  Греческая католическая церковь была построена на этом месте в  1885 году. Часть церкви принадлежит так называемым  «маленьким сестрам Иисуса» [«..ложе - «светский бомонд»..»!], католическим монахиням. Интересно, что на противоположной стороне улицы указывают на бывшее жилище так называемого "вечного жида" Агасфера, по преданию оттолкнувшего Господа от своего дома: в ответ на его "ступай" [«Я в словесной игре в рамках принятых правил…»!] Господь сказал "будешь ходить вечно" [«превращая перо своё в зонд...»!]. Действительно, на протяжении веков складывались рассказы [«..в словесной игре..»!] о встречах с Агасфером. 

========================

7а) СЕДЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: второе падение искры безнадёжности
----------
                Господа!.. Я давно подтянулся бы... «франтом»
                до крючка с потолка, оттолкнув табурет...
                Но я в жизнь (сгоряча!) провалился... гарантом
                и на смерть мне в Заветах запрет...
----------

7б) СЕДЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: второе падение с крестом Господа

Справка из Интернета (+ строки Павла): Седьмая остановка крестного пути -  второе падение Иисуса, она нходится на пересечении илицы Скорби с Базарной улицей. Здесь располагались так называемые Судные Врата (Gate of Judgment), через  которые  выводили из города  всех осужденных на казнь и  приговоренному в последний раз зачитывался окончательный приговор [“Я давно подтянулся бы... «франтом» до крючка с потолка, оттолкнув табурет...»!]. Здесь измученный Христос  споткнулся о Порог Судных врат и упал [«Но я в жизнь (сгоряча!) провалился... гарантом»!]. Отсюда Господь покинул город .
Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу [«…и на смерть мне в Заветах запрет...»!].

===========

8а) ВОСЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: утешением словом потомков, предупреждение..
--
                Тени падших с церквей «ектеньёй*» от затменья
                (как в искусе) пасут агнцев зла и добра...
                Мефистофель (купец!) – извращенье творенья! –
                но в миру пуще жизни игра...
--

8б) ВОСЬМОЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: Господь утешает иерусалимских дев (Лк.23:18-27)

Справка из Интернета (+ строки Павла): 8-я остановка Крестного Пути - здесь находится Харлампиев монастырь.  По дороге на Голгофу за Иисусом шло множество народа, еврейские женщины, уязвлённые любовью и жалостью к страдающему Господу плакали о нём [«Тени падших с церквей..»!] и Он, видя их слёзы, обратился с кратким воззванием к ним. Вот как об этом говорит евангелие: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших [“«ектеньёй*» от затменья»!], ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! [«(как в искусе) пасут агнцев зла и добра...»!] тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! [«Мефистофель (купец!) – извращенье творенья!»!] Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (23 Лука, 28) [«но в миру пуще жизни игра...»!]. В этом месте находится Монастырь Святого Харлампия, а на стене его камень с латинским крестом и надписью ("IC-XC NI-KA" - Иисус Христос Победитель).

================

9а) ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: третье паденье искры безнадёжности
-----
                Мне невмочь даже спать – не смыкаются веки:
                голова – как амбар! – злаком кормит «мышей»...
                Мыши сгрызли «зерном»... Пирамиды и Мекки! –
                и слова мои гонят... – взашей...
------
9б)  ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: Третье падение с крестом

Справка из Интернета (+ строки Павла): Римская колонна, стоящая рядом с Коптским монастырём отмечает то место, где, по преданию, Иисус в изнемождении упал в третий раз [«Мне невмочь даже спать – не смыкаются веки»!].
Это девятая станция - место третьего падения Христа.  Отсюда Господь, которого стражники все время подгоняли [«и слова мои гонят... – взашей...»!], увидел Голгофу [«Пирамиды и Мекки!»!] и здесь в изнеможении от страданий упал в третий раз [«голова – как амбар..»!]. Круглый знак девятой остановки - IX - находится на внешней стене капеллы святой Елены (это часть Храма Гроба Господня, принадлежащая армянскому патриархату, другое её  название  - капелла Святого Креста). Господь предвидел, что настанут времена – и паствы разных вероисповеданий будут драться за каждый клочок земли, где ОН проходил, перегрызутся как мыши [«Мыши сгрызли «зерном»... Пирамиды и Мекки!»], а наиболее предприимчивые израильтяне сам Крестный Путь «Виа Долороза» превратят в базар, в очень доходное место [«..голова – как амбар! – злаком кормит «мышей»...»!].

============

Если первые 9 остановок находились в черте города, то остальные пять остановок Крестного пути «Виа Долороза»  - за Судными воротами, которые тогда находились за пределами Иерусалима, - на Голгофе (сейчас - в Храме Гроба Господня).
В Произведении Павла Светского такое резкое (до черты Судных ворот – после..) разграничение соответствует контрастному отделению третьей части Тела стиха (с послесловием!) от двух предыдущих.
В нумерологии чило 9 идентично нулю, т.к. его прибавление к любому числу – дает то же число (например, 4+9=13=1+3=4). На Голгофе – следующий 10-й этап – начинает новый цикл Крестного Пути: 10 = 1+0=1. Иными словами, 10-й пункт соответствует пункту 1 (осуждение Иисуса Пилатом), но на более высшем уровне! На 9-м этапе - еще была надежда, что приговор отменят (если хоть кто-нибудь из мужчин старше 30 лет заступится).. Когда Иисус переступив за Судные врата, - приговор (осуждение Пилатом) стал иметь силу необратимого! Кроме того (параллель!), на первом этапе, перед тем, как привести Иисуса к Пилату, ЕГО раздевали.. (чтоб одеть в багряную плащаницу и надеть терновый венок)… Теперь, перед казнью, – ЕГО раздели окончательно..

==========

10а) ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: паутинами плещет «паук»… (ассоциация: паук – прядильщик; пряжа – основа одежды, ризы..)

--
                * 3.

                Я из лютен слагал и трактатами «бредни»,
                строя свой мавзолей желчью собственных мук:
                свят постфактум трибун, бюст не пуст и намедни
                паутинами плещет «паук»...
--

10б) ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: Снятие Риз, Место раздевания Господа перед распятием

Справка из Интернета (+ строки Павла): Десятая станция - снятие одежд, это место, где с Иисуса сняли одежды перед распятием. Римские солдаты обычно разыгрывали в кости одежду всех осужденных на казнь [«паутинами плещет «паук»...»] - так они поступили на этом месте с Господом. Подробно об этом сказано евангелистом Марком. Капелла Франков (Chapel Of The Franks) - небольшая часовня, пристроенная к стене Храма Гроба Господня [«свят постфактум трибун…»!], на которую ведет крутая лестница.  В XII веке эта лестница служила входом в Церковь Голгофы, а во времена Спасителя это была тропинка на Голгофу. Позже тут построили капеллу [«строя свой мавзолей..»!], которая посвящена месту стояния скорбящей Богоматери. Прямо под капеллой Франков находится еще одна часовня (капелла), посвященная Марии Египетской (Chapel Of St Mary Of Egypt) и принадлежащая грекам-ортодоксам (у двери стоит деревянный паломнический крест [«..бюст не пуст и намедни»!]). Когда-то Мария Египетская, Александрийская блудница, многократно пыталась взойти [«желчью собственных мук..»!] по этим ступеням на Голгофу, это ей никак это не удавалось - до тех пор, пока она искренне не раскаялась в своих грехах [«Я из лютен слагал и трактатами «бредни..»!]... Справа, в углу находится крохотная коптская Часовня Разоблачения, Католический Предел Деления Риз (ассоциации: паук - пряжа - ризы). Часовня также пристроена к Храму. Через нее можно подняться и выйти на крышу Храма Гроба Господня [«свой мавзолей»!].

=============

11а) ОДИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: «узда ставит крестик на лоб!»..
--
                Господа!.. Я коптел... над «амнистий зарницей»,
                коль – как в кодекс! – узда ставит крестик на лоб!
                Всё (!) что Бог мне воздал, уберёг я!– зеницей... –
                той, что мне напророчит и гроб...
---
11) ОДИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: Пригвождение ко Кресту Спасителя, Господа

Справка из Интернета (+ строки Павла): Одиннадцатая станция - место, где Господа прибивали ко кресту. Находится она на Голгофе, иначе её называли лобным местом. Голгофа Слово «Голгофа» переводится как «череп» или «лоб» [«крестик на лоб!»!]. Это название возникло по трем основным причинам:
а) во-первых, как свидетельствует священное предание, именно на этом месте был захоронен череп первочеловека – Адама;
б) во-вторых, сама скала Голгофы напоминала череп человека;
в) в-третьих, по свидетельству некоторых историков, около Голгофы были захоронения распятых преступников [«Я коптел... над «амнистий зарницей»..»!] и часто из могил виднелись черепа.
Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления[«..«амнистий зарницей»..»!].
При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них [«Всё (!) что Бог мне воздал, уберёг я!– зеницей...»!], страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте [«..узда ставит крестик»!] вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу [«той, что мне напророчит и гроб... »!], и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом [«Бог мне воздал»!]. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин) [«коль – как в кодекс! – узда…»!]).

Не только Дева Мария, а также ученики Христа (которые, несомненно, молились Богу-Отцу за Иисусу!), но и сама природа не могла выносить свершаюшагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак [Ектенья.. от затменья..»!]. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы..

По нумерологии 11 = 1+1=2, т.е. одиннадцатый пункт соответствует концептуально пункту 2, когда Иисусу «вручили» крест.. В пункте 11 ЕМУ также «вручают» крест (но на более высоком уровне!), пригвоздив намертво к кресту..

=================
12а) ДВЕНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: «души выменял (впрок!) на порок…».
--
                Тишью боли в словах... Тени слов – родничками! –
                полнят реки поэм... и моря (между строк!)...
                Мефистофель, грехом поделив нас «пучками»,
                души выменял (впрок!) на порок...
--
12б) ДВЕНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: Господь отдает Душу Свою (Ин.19:40) – вместе с двумя другими казненными разбойниками

Справка из Интернета (+ строки Павла): Двенадцатая станция - смерть  Господа на кресте.   Во времена Христа Голгофа, представляющая собой  небольшую гору, была местом казни преступников [«Мефистофель, грехом поделив нас «пучками»…»!].  Здесь  их предавали распятию [«..души выменял (впрок!) на порок...»!]. Голгофа и означает "Лобное место". Справа от алтаря, под стеклом, видна глубокая трещина в скале Голгофы (The Rock of Calvary), образовавшаяся во время землетрясения, случившегося  в тот момент, когда Иисус испустил дух[«Тишью боли в словах...»!]  (в это же время завеса в храме Соломона разорвалась сверху донизу). По этой трещине кровь Спасителя стекла вниз [«…Тени слов – родничками!»!] и достигла черепа Адама, омыв его - так свершилось великое искупление грехов человеческих [«…полнят реки поэм... и моря (между строк!)...»!].

По нумерологии 12 = 1+2=3, т.е. двенадцатый пункт соответствует концептуально пункту 3 (первое падение с крестом наземь..), но на более высшем уровне: падение с креста в  небеса…

===========

13а) ТРИННАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла:  «коль я страхом (увы!) отстрадал...».

--
                Мне на миг не забыть всё, что с родов знакомо –
                как бывало: ... хлестнёт в память взвившийся вал! –
                громыхнёт!!! Но пусты... трески молний и грома,
                коль я страхом (увы!) отстрадал...
--
13б) ТРИНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ «Виа Долороза»: снятие с Креста и подготовка к погребению (Ин.19:40)

Справка из Интернета (+ строки Павла): Тринадцатая станция - снятие тела Господа с креста [«коль я страхом (увы!) отстрадал...»]. Это Камень Миропомазания, на него положили тело Спасителя для приготовления к погребению [«Мне на миг не забыть всё, что с родов знакомо»!]. Находится камень миропомазания в Храме Гроба Господня, чуть правее от входа, прямо на мраморном полу. На стене храма перед камнем видна мозаичная икона "Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб". Снимали с креста испустившего дух Господа Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea - богатый человек, землевладелец, хозяин сада, или вертограда, «знаменитый член совета», тайный ученик Христа) и Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских», тайный ученик Христа). Не только ученики, но и Природа плакала, шел яростный дождь, гремел гром, всеркали молнии [«..громыхнёт!!! Но пусты... трески молний и грома..»!]. Иосиф принёс белую льняную ткань, в которую завернули тело Господа, смазанное благовонным маслом - смирной.  Эта ткань сохранилась как немой свидетель тех страдний [«как бывало: ... хлестнёт в память взвившийся вал»!] - знаменитая Туринская Плащаница. её подвергли тщательному научному изучению и привели точные данные о мучениях, которые претерпел Господь.  Евангелие (от Иоанна 19:38-42) описывает это так: "После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев  [“..страхом (увы!) отстрадал...»!], — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. На том месте, где Христос распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен  [«Но пусты... трески молний…»!]. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко".

По нумерологии 13 = 1+3=4, т.е. тринадцатый пункт соответствует концептуально пункту 4 (встреча с Матерью земною..), но на более высшем уровне: встреча, возвращение к Отцу Небесному…

============
14а) ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ПУНКТ ПУТИ ЛГ Павла: Послесловие
                * p.s.

                Господа, прочь тоску (!) и повадки все лисьи... –
                я в «оркестре тиши»... отыграюсь сполна!
                В декадентстве* моём... и в «Поэз-з-закулисье»
                ... мной любая полна... Т и ш и н а...

                1990 © Павел Светский

Справка (как указывает Павел): *Декадентство (от позднелатинского decadentia упадок) - общее наименование кризисных явлений, отмеченных настроениями безнадёжности, неприятиями жизни, тенденциями индивидуализма.

14б) погребение Спасителя, Господа (Ин.19:41-42).

Справка из Интернета (+ строки Павла): Четырнадцатая остановка - положение во гроб обвитое плащаницей тело Христа Спасителя.. Находится она в кувуклии (Edicule - так называют её католики). Кувуклия -  небольшая часовня, возведенной впервые еще в IV веке вокруг скалы с пещерой, где был погребён  - "положен во гроб" – Иисус [«я в «оркестре тиши»... отыграюсь сполна!»!].  Это  его смертное ложе.  В той же пещере он и воскрес [«В декадентстве* моём... и в «Поэз-з-закулисье»... мной любая полна... Т и ш и н а...»!], явившись своим ученикам, которые скорбили о пропаже тела Господа [«Господа', прочь тоску (!)..»] и долго не могли поверить, что Иисус жив, некоторые хитрили, проверяли на предмет достоверности и реальности ЕГО  «физического тела» [«прочь тоску (!) и повадки все лисьи...»].. Побыв некоторое время с учениками, Иисус вознесся на Небеса, завещая Своё Учения и предупреждая, чтоб не отчаивались без НЕГО, ибо  ОН всегда и везде рядом с ними [«мной любая полна... Т и ш и н а...»!»]..

По нумерологии 14 = 1+4=5, т.е. четырнадцатый пункт соответствует концептуально пункту 5 (Иисусу помог нести крест человек..), но на более высшем уровне: теперь Господ помогает Человечеству нести его крест… Ибо сказал на прощание: только через меня придете к Отцу Небесному! [«Я в «оркестре тиши»... отыграюсь сполна!»!]..

========

Ну, а теперь, дорогой наш читатель, осталось взять в руки рассмотренный выше «Павлов ключ» - и перейти наконец-то к глубокому прочтению замечательнейшего Произведения Павла Светского «Ектенья .. от затменья..»..

=========
Удачи!!!

***
Николай Сысойлов,
08.06.15

коллаж мой - на основе фото из интернета