Наш старый знакомый, Александр Сергеевич Пушкин

Алан Эрмито
Здравствуйте, друзья!

Очень рад, что вы все нашли время придти на нашу встречу – ведь сейчас весьма непросто в нашей поглощенности всякими житейскими хлопотами и попечениями найти время для того, что и в суп то не положишь…

Все мы постоянно заняты, «продвигая», как это модно ныне говорить, «свои проекты», или же попросту -- крутимся по хозяйству, копаем грядки, косим траву, готовим обеды, так же как и двести лет назад это делала мать Татьяны Лариной:

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Но все-таки, есть что то такое во всех нас, здесь собравшихся, что и привело нас сюда  в этот день – мы собрались, чтобы вместе почитать стихи Пушкина. И поделиться друг с другом радостью взаимного открытия красоты его стихов и насладиться его бессмертными строками.

Ведь именно сегодня, если бы мы жили по старому стилю, справляли бы мы его день рождения. И потому нашу встречу мне хотелось бы назвать так:

Наш старый знакомый, Александр Сергеевич Пушкин…

И ведь действительно – старый! Уж двести лет прошло, как творил, сочинял стихи, ухаживал за дамами, стрелялся на дуэли и прочая и прочая…

Но мы продолжаем помнить, собираемся в его день рождения, читаем стихи, которые, казалось бы, давно должны набить нам оскомину. С иными читателями так и случается: в инете давеча столкнулся с таким диалогом “Да ну, этот Пушкин! – экая ерунда!” (там конечно, позабористей было) – и в ответ: “Да я тоже по-молодости так думал, уж больно учительница наша тогда постаралась. Замордовала совсем. А сейчас вот  вновь для себя открыл!” – И значит, повзрослел человек, дым из головы его повыветрился. Начало открываться у него ясное зрение и слух.

Конечно, наши места обязывают знать Пушкина, что называется, с пеленок.

И уже со второго класса в прописях мы видим стихи вроде:
Тятя, тятя! Наши сети
Притащили мертвеца…
Да еще и зубрить заставляют! А после школы – особенно в таких местах как наше - от частого употребления многое нам приедается, ведь даже и самая вкусная еда надоесть может, коли каждый день её употреблять. Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»: «Ну, что там у нас на обед? Опять икра? Хлеба бы!!!»

Потому должны быть, конечно, и перерывы и разнообразие. Но у каждого из нас есть все-таки свои любимые блюда, которые мы готовим по большим праздникам и всегда им радуемся. Так и здесь. Но все-же и совсем по-другому, иначе.

Настоящему художнику не надоедает заниматься одним и тем же любимым делом – потому, что он каждый раз находит в нем что-то новое. И новое это открывается ему в НЮАНСАХ и в ГЛУБИНЕ понимания. Это так же, как и в любимом человеке. Чем дольше живешь вместе, тем глубже проникаешь в него, и открываются перед взором все новые слои и новые горизонты.

Поэзия, как и многое другое, имеет такую же троичную структуру, как и мы сами – дух, душа и тело. ДУХ – это трудноуловимый и труднопередаваемый на словах аромат, который стоит и за каждым отдельным стихотворением и, главное, за всем творчеством поэта в целом, и который стремится проявиться, показаться нам через душу и тело стиха. ДУША – это те чувства, которые возбуждает в нас то или иное стихотворение, или же идея его. И ТЕЛО – те приемы творческого ремесла, которые дают нам возможность воспринять и, собственно, душу и дух.

И где же нам еще искать так ярко выраженные и тело и душу и дух поэзии, как не у Пушкина?

И потому до сих пор, любой мало-мальски интересующийся поэзией человек, который слышит душу поэзии - не пройдет мимо, остановится, залюбуется звучанием и бодрой радостью строк, хорошо знакомых с детства:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
 
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь...

В чем же тайна этого очарования?

Для меня стих Пушкина как тот самый снег против солнца – идешь, а вокруг тебя россыпи переливающихся искр – голубых, оранжевых, зеленых…

Но чтобы вполне понять меня, надо знать, что из себя представляют эти искры, создающие непрерывно мерцающий ковер света и цвета. Это  –  ритм, и слогов и пауз, и рифма, «верная подруга».
А еще это -- постоянная ПЕРЕКЛИЧКА ЗВУКОВ и даже грамматических форм.

Неосознанно мы все их слышим, конечно. А вот, чтобы услышать это сознательно, надо как минимум знать об их существовании, для того, чтобы их заметить и уловить. Например, у нас, русских, слов для обозначения снега – не так уж много – снег, наст, иней, еще два три на слуху. А для эскимоса, живущего среди того же самого снега – это уже три десятка слов, настолько для него очевидны различия и нюансы в различных формах снега. Так же и в поэзии.

Вот возьмем строку:

«Домового ли хоронят, ведьму замуж выдают»

Здесь мы слышим явно: ведь-му  выд-ают – ведь-выд перекличка. Но здесь еще есть и  Домового где В, Д и М задают тон всей строки.
Но «замуж выдают» почти равно по звуку – «завывают» - и вот вся строка – наглядное, точно завывание метели.

Или другое:

Печальный пасынок природы

Случай ли что все слова здесь начинаются на «п»? Исследователи, те кто видел черновики Пушкина, говорят нам – что вовсе и нет. Он ИСКАЛ эти слова, которые настолько естественны, что кажется, будто иначе и не скажешь. Вот, послушайте:

И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вёл
         Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
         Небес жилец.

Для меня именно эта перекличка звуков имеет особое очарование. Как в свое время Пушкин любовался красотой женского тела, так мы можем любоваться красотой тела его стихов. Брюсов сто лет назад писал о благозвучии: «возьмите наугад любое стихотворение Пушкина, и в нем вы найдете тому массу примеров». Ну что же, подумал я, -  и взял:

 
--------------
Редеет облаков  \\  летучая гряда;
Звезда печальная,  \\   вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил \\ увядшие равнины,
И дремлющий залив,  \\ и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет \\   в небесной вышине:
Он думы разбудил,  \\  уснувшие во мне.

Я помню твой восход, \\  знакомое светило,
Над мирною страной,    где всё для сердца мило,
Где стройны тополя    в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят   полуденные волны.

Там некогда в горах,   сердечной думы полный,
Над морем я влачил   задумчивую лень,
Когда на хижины     сходила ночи тень –
И дева юная      во мгле тебя искала
И именем своим    подругам называла.
---------------

И что же мы видим здесь? (схема выше) Мы видим: 
"гРЯДу", которая "РЕДеет" и ЛЕТучии причем: редеЕТ - лЕТучии,
А также: обЛака - Летучии
Звезда печальная,  \\   вечерняя звезда,
Симметрично построенная строка и в ней:
ПЕЧальная перекликается с ВЕЧерняя, а зВЕзда с Вечерняя.
В следующей стоке: осеРЕБрил – РАВнины, но мало того:
ЛУЧ перкликается с предыдущими строками: ЛетУЧая , ПЕЧаЛьная, ВЕЧерняя
И далее: дРемлющих чеРных веРшины, где ВЕРшины – РАВнины, опять таки, связаны с предыдущей строкой. И так далее, и так далее…

Всё – перекликается, всё увязано в гармоническом единстве звуков стиха.


Но только ли в этом скрыта прелесть этих стихов? Нет, не только:

Концы и начала слов – почти никогда не конфликтуют друг с другом: здесь идет последовательно гласная – согласная. В результате слова мягко перекатываются, не вступают между собой в противоречия и почти что поются.

ГдЕ СтройнЫ ТополЯ В ДолинаХ Вознеслись,

А взять четкие паузы-цезуры в середине строки и более долгие – в конце её:

Я помню твой восход, \\  знакомое светило,
Над мирною страной,  \\   где всё для сердца мило,
Где стройны тополя  \\  в долинах вознеслись,

Или вот еще:
 
НастаНет Ночь; луНа обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит.  – слышите? Татьяна-няней и сплошные т,т,т?

А ведь эти внутренние переклички звуков поддерживаются еще и рифмами: говорит – спит – заводит - обходит!!!
---------------------

Хотя бывает и так, что и рифмы то особо не нужны, все держится на внутренних созвучиях и ритме ПОНЯТИЙ и ПАУЗ:

Воротился \ старик \ ко старухе.  ..1..1..1.
Что ж он видит? \\ Высокий \ терем.    ..1..1.1.
На крыльце \\ стоит \ его старуха        ..1.1...1.
В дорогой \\ собольей \\ душегрейке,   ..1.1…1.
Парчёвая \\ на маковке \\ кичка,    .1…1..1.
ЖемчугИ \\ огрУзили \\ шею,   ..1.1..1.
На руках \\ золотые \\ перстни,     ..1..1.1.
На ногах \\ красные \\ сапожки.    ..11…1.
Перед нею \\ усердные \\ слуги;    ..1..1..1.
Она бьёт их, \\ за чупрУн \\ таскает.   ..1…1..1.

Здесь в каждой строке -  всегда по три понятия и три главных ударения:

На руках \\ золотые \\ перстни,
На ногах \\ красные \\ сапожки.

--------------------      

И что очень важно, это – МЕРА и ЕСТЕСТВЕННОСТЬ с какой употребляет все эти специальные приемы Пушкин!  Иллюстрируя это положение, Брюсов приводит строку Бальмонта, которая тоже вроде бы созвучна, но КАК:

«Чуждый чарам чёрный чёлн» - избыточность и искусственность здесь бросается в глаза.  Совсем не то у Пушкина:

Славянские ль ручьи сольются в русском море

И в результате мы видим, как все составляющие тела стихотворения - переплетаются, каждый звук цепляется за предыдущие и находит отклик в последующих. И вот, в итоге - мы наслаждаемся гармоническим потоком поэтической речи, который льется как река, мощно и естественно.
--------------------------
   Но чтобы расслышать все это, «Пушкина», как говорил Гершензон надо, «читать Медленно и Внимательно». Помните, «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво»?...

   Или, как писал Валерий Брюсов сто лет назад о маленьких трагедиях: «Зритель, смотря пушкинские драмы, не имеет права быть невнимательным, но обязан ловить, воспринимать каждое слово, каждый ЗВУК слова.»

   Попробуем же прислушаться к этим советам и прочитать Пушкина именно так. И услышать чтение тоже…

Для этого я сначала я быстренько пробегусь по некоторым словам и понятиям в этом стихотворении.

Поскольку ДУХ обычно дышит где хочет, то повезет вам его уловить или нет, я не берусь судить. ТЕЛО – вы и дома можете посмотреть, поискать созвучия – это, в общем-то, лучше глазами видеть. А вот ДУШУ – идейный и образный ряд - мы быстренько рассмотрим:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -  Это, фактически, циатата из 62-го псалма:
Возжажда Тебе душа моя, коль множецею плоть моя жаждет в месте пусте и непроходне и безводне.
представляете себе жажду в пустыне, да? – но жажда здесь не по воде в знойный день, а равная ей по ДУХУ, т.е. тому что вне этого мира, что мы часто не ценим и не замечаем, но благодаря чему, собственно, весь мир и держится.

И шестикрылый серафим  - серафим здесь – не просто ангел, а ангел огненный, объятый языками пламени.
На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.  – наши близорукие глаза превратились в широко открытые, все замечающие, глаза орла, который с высоты видит мельчайшую былинку.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон: бывает, так, что в ушах зазвенит, а потом все внешние звуки исчезают, но здесь, среди этой тишины -
И внял я неба содроганье,  - неба содроганье – представьте себе огромный часовой механизм, который содрогаясь, движет планетные сферы, вложенные одна в другую – Как в театре, где огромная сцена поворачивается меняя декорацию – т.е. здесь мы слышим музыку сфер – эти вечно вращающиеся колеса, покрытые россыпями мерцающих звезд, сферы, к которым прикреплены планеты… Может, кто-то помнит средневековую картинку, где человек просунул голову в дыру в небесной сфере и зрит  мир,  что по ТУ сторону?

И горний ангелов полет, - Здесь мы видим и слышим Хоры и сонмы ангелов, беззвучно облетающих эти сферы, и влекущих за собою планеты

И гад морских подводный ход. – и внутри этих концентрических небесных сфер – наша Земля с ее морями и океанами, и обитатели ее, скрытые в глубинах океана, абсолютно недоступные обычно ни слуху, ни зрению, ни тогда, ни даже даже сейчас – когда из космоса мы, например, подводные лодки не можем заметить!
 
И дольней лозы прозябанье. – прозябанье здесь значит не зябнуть от холода в горной долине, а прорастать – то есть услышать, как растет трава в полях и распускается листва на деревьях

Надо здесь отметить, что хотя Пушкин и вовсе не был мистиком, а совсем даже наоборот, я думаю, вы это ясно себе представляете, да? Но то, что он здесь говорит, совершенно точно соответствует описаниям людей, реально переживших подобный опыт! Вот что удивительно!

И он к устам моим приник, -- вспомните Книгу Бытие – эпизод сотворения человека, где Бог вдохнул душу живую в Адама! Здесь иное действие, но по сути своей совершенно схожее – сотворение подлинного человека – ПРОРОКА! Каким образом?:
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый, -- грешный т.е. – мелющий неведомо что
И жало мудрыя змеи – раздвоенный мелькающий язычок змеи – и отражение всемирного мифа, утверждающего: «мудрый яко змий»
В уста замершие мои – уста, замершие в немом крике
Вложил десницею кровавой. – десница, т.е. – правая рука

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул – т.е. удалил все человеческие страсти присущие обычному человеку
И угль, пылающий огнем, - печки мы здесь все топим, имеем представление – что это такое - пылающий, обжигающий уголь – но где!
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал, - после таких операций как еще будет чувствовать себя тот, кто недавно был просто человеком? Остается только лишь  лежать - Навзничь или же ничком, закрыв голову руками и в потрясении.

И Бога глас ко мне воззвал: - здесь Бог – вовсе не дедушка на облаках, а невидимый, везде присущий свет «Творца Миру и Земли, Видимым же всем и Невидимым»…

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли, -- Слышите? Здесь уже ПРОРОК! А помните как отверзлись глаза и уши? – Все снова повторятся, но уже не как преображение, а как деяние.
Исполнись волею моей, -- восприми в свое сердце волю Бога, волю, которой он творит миры, и отринь волю свою, человечью.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей". – Глаголом – Логосом, тем самым Словом, которым был сотворен наш мир, согласно мифологии почти всех народов нашей планеты – от полинизийцев и индийских вед, до евреев и древних греков и кельтов британии. И посредством этого Слова Божия пророк – т.е. настоящий, подлинный поэт - должен наполнить сердца людей – ибо «Не хлебом единым жив человек, а каждым словом Божиим» И «Бог не вне вас, а в сердцах ваших обитает». То есть подлинный поэт должен зажечь сердца, и тем помочь открыть  другому человеку Бога в его собственном человеческом сердце.
-------------------
 
И вот теперь – попробуем послушать это стихотворение еще раз -  закройте глаза, кому это удобнее, и – представляйте всё, о чем говорится в каждой строке. Попробуйте пережить то, что вложил гений Пушкина в это стихотворение.
Попробуйте во всех подробностях, красках, звуках и ощущениях вообразить содержание каждой строки, и одновременно вслушаться в звуки, образующие стихотворное тело этого шедевра.
……….
Итак, слушайте:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

Ну вот, а теперь именно таким образом ВНИМАТЕЛЬНО, СОПЕРЕЖИВАЯ, попробуем послушать, как мы будем читать стихи Пушкина друг другу.