Данте Алигьери посвящается

Елена Блискунова
                2015 год - год литературы.
                В этом году 750 лет со времени рождения
                итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321)
                - великого поэта и мыслителя, предвестника
                эпохи Возрождения. Родился он во Флоренции.
                "Божественную комедию" Данте писал 14 лет:
                с 1307, когда ему было 42 года, по 1321 годы -
                до конца жизни.
            
Пройдя свой путь уж больше половины,
Брожу, как Данте, в сумрачном лесу
Порой, теряя след во тьме долины...

...Когда сюжетной линией иду
К мечте поэта, всех зовущей к Свету:
Иду к Свободе - счастья торжеству!

Стремленье Данте, нет, не канет в Лету*
И будет, как набат, звучать в веках,
И песней Херувимскою воспето...

Идея мне понятна и близка:
Без совести - вся жизнь предстанет адом -
Кругами ада забурлит река...

А счастье (знал поэт) идёт под флагом
Свободы от пороков - этот путь 
Ведёт к сокровищам - к духовным благам!

Энергией любви он полнит грудь
И радостью, и божьим провиденьем!
И потому - божественна поэмы суть.


Иллюстрация: фреска Доменико ди Микелино
Данте изображён держащим копию Божественной комедии


   Данте мечтал о счастье человека, чтобы каждый мог принести душу чистой к подножию Божию.
 В "Божественной комедии", которую я прочла лет 5 тому назад, хорошо описано, что каждый на этой земле проходит испытания,  "сумрачный лес" сомнений, терзаний и горя, каждый может оказаться в "пожираемой пасти" своих грехов и несовершенства, каждый проходит свои круги "хождения по мукам".
   В связи с "Божественной комедией" существует некая мистическая теория: Ад - это наше воплощение на Земле. Души, которые не могут пройти Чистилище постоянно возвращаются на Землю. Если только искупаешь свои грехи - идёшь дальше. Любые испытания, которые нам посылаются радостью, горем, властью, деньгами, страданием - это определенные круги Ада, хорошо описанные Данте. В иносказательном смысле вывод «Божественной Комедии» - человек, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, получает то, что заслужил. Цель поэмы - вывести людей из их бедственного состояния через оставление грехов к состоянию блаженства.

Краткий сюжет "Божественной комедией"

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути (после смерти возлюбленной Беатриче), заблудился однажды в "сумрачном лесу" сомнений, терзаний и горя.
Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную с тремя дикими и ужасными зверями, львом, пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче. Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить.
Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии. Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он уже без сомнений и трепета отдается руководству поэта и с его помощью проходит все испытания, в завершении достигает в тонком мире состояния блаженства».


Структура «Божественной комедии»

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк, три кантики Комедии и каждая из кантик кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т.д.; семь уступов Чистилища и девять небесных сфер. Число три и его производное, девять, царит невозбранно.
Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).
Во всём сознательная, таинственная символика.
Числовая гармония "Божественной комедии" поражает: Беатриче появляется в произведении в 30 песне "Чистилища" (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее - 63 песни, а после нее - 36.
Весь загробный мир очутился законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою точностью.
"Комедия" имеет несколько слоев: это и личная драма поэта, и аллегорическое описание истории Флоренции, и описание мира: в первой части Данте рассказывает о неорганической природе, в "Чистилище" - о живой природе, а свои метафизические взгляды излагает в "Рае".
Путешествие поэта по трем мирам - это символический путь человечества в его стремлении к истине.


*Лета -в греческой мифологии река забвения в Аиде; души умерших по прибытии в подземное царство пили из неё воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение "кануть в Лету" употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.