В душе он будет жить всегда...

Елена Муминова
...Прочитав письмо и, чуть сдерживая слезы, я закрыла глаза. Предо мной предстал образ моего деда в своем праздничном костюме с орденами и медалями на груди, который торжественно собирался на самый главный праздник в его жизни – День Победы!
  Обязательно в этот день он «пропускал» пару рюмашек, затем, закурив свою любимую, пожелтевшую от дыма, трубку, заправленную домашним, выращенным с любовью, табаком, начинал рассказывать о том кратковременном, но самом страшном этапе своей жизни.
  Он вспоминал, как его совсем молодым парнишкой в феврале 44-го забрали на фронт и определили в ряды пехотинцев, где он был стрелком-пулеметчиком. Как с далекой казахской земли его забросило на Украину; здесь его распределили в воинскую часть 1008СП. Как он принимал участие в важной операции по  форсированию Днестра, по захвату плацдарма для дальнейшего наступления. За время этих непростых боев ему было присвоено звание – младший сержант, а также он был награжден медалью за отвагу. Как раз эту медаль он считал самой главной своей наградой, так как она была вручена непосредственно за те кровопролитные военные действия, за настоящие подвиги (по словам деда - так считает каждый солдат). После многочисленных ранений (одно ранение под левую лопатку, три ранения в левую ногу и три ранения в руки) мой дед оказался на грани жизни и смерти. И с сентября по декабрь 44-го  пробыл в госпитале. 
 И какова была его радость, что он скоро увидит  родных, когда в феврале 45-го, его комиссовали домой; и в то же время, его мучили угрызения совести, что он больше ничем не сможет помочь фронту, что в этом «аду» он оставляет своих товарищей-сослуживцев…
(Тогда он еще не знал, что эта зловещая война скоро закончится…)
   Рассказывать он мог долго, будто прожил там целую жизнь; будто война «заполнила» его полностью…Рассказ мог прерываться…
…И после недолгого молчания, со слезами на глазах, начинал запевать свою  любимую песню:
«Эх, дороги, пыль  да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян…»

   Он всегда говорил с болью в глазах: «Вот закрываю глаза, а война, будто продолжается, все бегут куда-то и кричат. Так страшно становится, что я покрываюсь испариной, меня трясет, мне становится дурно и хочется плакать…». Ведь последствия войны действительно не оставляли его до самой смерти: раны часто напоминали о себе;  под лопаткой постоянно ныло, а на левую ногу он так и прихрамывал всю оставшуюся жизнь.
  После окончания войны он был награжден медалями и орденами за мужество, отвагу и героизм.
  Мы, его внуки, гордимся тем, что наш дед был причастен к Победе в Великой Отечественной Войне;  мы благодарны ему за риск своей жизнью во благо нашей; мы вечно будем помнить его подвиги, его отважные поступки…из поколения в поколение мы будем передавать все то, что связывает нас с нашим дедом, чтобы его подвиг не был забыт никогда!