Явление К. Уткина на Вечерних стихах 17 июня

Любовь Сушко
ЯВЛЕНЬЕ  УТКИНА НАРОДУ  ВЕЧЕРНИЕ  СТИХИ 17  июня

Во вчерашней передаче, где не было критических разборов и напряженного  ожидания поэтами приговора своим текстам, которые часто воспринимаются как сожжение на костре самого поэта, наконец произошло историческое событие, в передачу случайно ( по словам Игоря Борисовича), попал наконец Константин Уткин.

Думаю, не надо пояснять, кто таков Константин в контексте «Вечерних стихов».  Дон Жуан и Дон Кихот чата передачи  в одном лице, человек, который был замечен с самой первой передачи, и реагировал на то, что там происходило тогда, кратко, весомо, зримо реагировал.

Всегда был непримирим по отношению к троллям, и шел, как Илья Муромец, один против всех. Именно из-за этих действий самоваренные пророки наши убеждали всех нас, что никогда Константину не бывать на самой передаче, что не найдется такого эксперта, который решится его туда привести. Уверенные в том, каждый раз они язвительно спрашивали, когда же он появится.

Не знаю, как насчет экспертов, но вчера мы Константина видели и слышали, звучали его стихотворения в классном исполнении автора, правда, хотелось бы услышать мнение и Ольги, и  Марины по поводу этих строк, но не стоит желать слишком многого, главное, что первый шаг уже сделан. И должны замолчать злопыхатели, которые, кстати, хотя на передаче и присутствовали, и скандалили прежде, но  своих стихотворений так и не читали, да и в роли экспертов явно провалились. не будем называть по именам, может и не явятся эти  орлы народу снова.

Вот кажется и торжествует справедливость. Стихи звучат. Давно хотелось написать о Косте, но  сегодня, это тот самый час, когда невозможное возможно.
Стихотворение
лохмотья

Константин Уткин 3
Вот эту жизнь я доношу-
Чист на траве рассветный иней-
Язвительный печальный шут
В светящейся насквозь рванине.

С чужого, кажется, плеча,
Видок такой, что бьет на жалость.
И ведь не поменяешь, чай -
Уж очень сильно истаскалась.

Стежки и пестрота заплат
Конечно, внешне не украсят -
Достойны, как ряды наград
На кителе-иконостасе.

И каждый шов хранит зато
-а это, верьте мне, немало-
Тепло души и слезы той
Что все латала и латала.
http://stihi.ru/2014/07/11/9019

В том, что в его текстах легко прослеживается неповторимый стиль, а у автора есть лица необщее выражение, видно сразу. Стихотворение « лохмотья», мне кажется самым для него характерным, автопортрет,  скорее даже портрет лирического героя прослеживается четко

Язвительный печальный шут
В светящейся насквозь рванине.

Это не тот знаменитый Мистер Икс,  арию которого знает, наверное,  каждый из нас наизусть, но и тот тоже, только по каким-то причинам чаще всего отлученный и от арены, и от микрофона.

Не потому ли в тот момент, когда вчера вышел Константин к микрофону, сразу вспомнилось знаменитое:

Я к микрофону встал, как к образам,
Нет, нет, сегодня точно к амбразуре..

Такое случается среди поэтов, которые чаще всего не вписываются  почти в любой формат передачи.

Вот интересно,  будь сегодня жив В.С.Высоцкий, его бы пригласили на  передачу с великой радостью, но пригласили бы Маяковского? Сомневаюсь, потому что никакой режиссер не сможет предугадать, что получится из этого шоу, Константин в этом плане все-таки ближе к Маяковскому стоит, чем к Высоцкому, а потому не слишком удобен, потому мы так долго его ждали.

О кителе с орденами и медалями его герой может только мечтать, но есть у его одеяния и особое преимущество перед парадным костюмом

И каждый шов хранит зато
-а это, верьте мне, немало-
Тепло души и слезы той
Что все латала и латала.

А ведь оказывается, это стихотворение тоже о любви, о большой любви, хотя упоминание о героине есть только в финальной паре строк, но какая концовка, сколько открытий чудных оно таит, и так в каждом тексте, которые  странно органичны, которым невозможно не поверить.

И все-таки я говорила бы о лирическом герое. В ту пору, когда явление К.Уткина на передаче было под негласным запретом, я нашла в сети ролики с записями его стихотворений в исполнении автора, потому что чувствовала, что мало просто прочесть их на странице автора, надо еще и услышать, и почувствовать.   Эти записи рассказали о многом, и раскрылся во всей красе образ удивительного человека, ироничного, трогательного, романтичного поэта с большой буквы, на фоне стихоплетов всех страстей и мастей.

Как бы мы не вели себя в реальности, как бы не эпатировали публику, загляните в тексты стихотворений, и все поймете об их авторе, недаром  литературоведы убеждают нас, что в прозе можно укрыться, хитрить, выдавать себя за другого, лирика не позволяет это сделать. А она у Константина замечательная.

Но сегодня, я вольно или невольно  выбираю стихотворения о шутах, это и моя излюбленная тема тоже, тут мы с Константином совпадаем полностью, наверное, потому что в пору своей юности, я несколько раз смотрела «Гамлета»,- посчастливилось – и эта энергетика Высоцкого не померкнет до конца дней, но  был в  детстве моем и другой шут, лет в 5, когда папа повел меня в цирк в Новосибирске ( мы были в гостях), там  я впервые увидела Леонида Енгибарова и влюбилась в него навсегда –клоун с осенью в душе покорил мгновенно. И вот скорее даже этот образ   пытается  по-своему воплотить и Константин, понимаю, насколько он для него органичен.

Загрустивший шут
Константин Уткин 3

Чего-то загрустил сегодня шут –
Ему уже давно невмоготу
Развешивать привычную лапшу,
Высмеивая тупость и тщету.

Чего-то шут сегодня загрустил,
И не находит за собой вины
В том, что слепящий свет давно не мил,
И хочется обычной тишины.

Сегодня шут и молчалив, и тих –
Но ясно, что придется до конца
Петь песни в окружении глухих,
Про красоту рассказывать слепцам.

Шут замолчал, подводит он итог,
Молчите вы, шуту нехорошо -
И все ж привычный слышен хохоток…
Ну что поделать – грустный шут смешон.
http://stihi.ru/2011/04/19/10427

В этом тексте чувствуется, что его герой немного жестче, откровеннее грустного клоуна-мима, но все потому что, его оружие – не мимика, пластика, а словесность, а потому он обречен:

Петь песни в окружении глухих,
Про красоту рассказывать слепцам.

Очень трудна роль  грустного шута, если он обречен сочинять стихотворения, а вокруг глухие и слепые слушатели, но у него нет выхода, он делает то, что умеет, но ирония, усталость, обреченность, ощущение, что он смешон, портят яркие краски. И на этот раз вместе с А. Блоком хочется произнести: «Сотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен» - слепые и глухие – это все-таки случайные черты, надеюсь, что случайные. Хотя, судя по финалу стихотворения, в это Константин не очень верит. Об этом он говорит и в другом стихотворении, о собственном месте в мире, переполненном  слепыми и глухими

Он курил у окна, очарован ночными снегами,
Над бумагой сидел, разбирая гудение строк,
Он упрямо считал, что общается только с друзьями,
Отличить от врагов их не смог, к сожаленью не смог.

Он звонил иногда, той одной, что была в его жизни,
Из тяжелого опыта брать не желая урок –
И пьянел он от встреч, словно русич на дружеской тризне,
Но дешевку заметить не мог, к сожаленью не мог.

Он деньки разметал, словно ветер листвы палой ворох,
Сквозь похмельный дурман надвигался критический срок –
И, жалея года, что пропали в пустых разговорах
Ни минуты, ни часа вернуть, к сожаленью, не смог.
http://stihi.ru/2011/01/02/1214

Поразительнейшие строчки, в трех строфах жизнь и судьба, где рефреном звучит страшное одиночество последнего романтика и русича на дружеской тризне.

 Последний  образ для меня родной и знакомый, потому что все эти годы герои моих романов, жившие  на Руси с 11 -14 именно таковы, так уж вышло, что в тех эпохах я чувствую себя  уютнее и спокойнее, чем в реальности, сколько княжеских пиров и тризн прошло перед глазами и было описано. Константин тоже пришел оттуда. Откуда это стремление уйти в средневековье и там остаться?

Оно вытекает у  поэта из всего предыдущего контекста, наверное, мы с ним родились в том месте, где хотели, на Руси, но совсем не в то время. Не потому ли оно так жестоко мстит всегда и везде?

Правда, в моем случае, стакан скорее наполовину полон, потому что  проза позволяет погрузиться в эпоху, уйти туда надолго, забыть о реальности, а Константин -  поэт и бунтарь, ему приходится очень быстро возвращаться к реальности, отсюда эти грустные нотки, которые не спрятать в лирическом тексте.

В другом стихотворении у Константина есть строчка, что-то типа «Одиночка не может жить в стае» - и  это состояние души   мне близко и понятно больше, чем многим, потому что на моих глазах  жил и работал  несколько лет в Омске великолепнейший  финн Раймо Сумманен - хоккейный бог, которому были посвящены строки: «Я волк –одиночка, не стать мне послушным щенком» - они вообще с Константином совпадают во многом, потому прекрасно понимаю и бескомпромиссность, и предельную честность, и желание полностью погрузиться в то, чем ты занят, и эта энергия, которая мгновенно заряжает целый стадион в случае с Раймо…

Но как поступает стая с такими людьми  мы тоже все прекрасно знаем. Не об этом ли поведал в самой пронзительной песне В.Высоцкий «Идет охота на волков, идет охота»…

Вчера на передаче «Вечерние стихи», все безымянные гости, имена которых нам прекрасно известны, а Костя их  угадывает с первой ноты, должны были замолчать, реплики о том, когда К.Уткина пригласят в передачу, смолкли сами собой – осуществилось, пригласили, он, а не они по эту сторону монитора...

Надеюсь, что это только начало, потому что Косте передача нужна, но важнее другое – он необъемлемая часть этой передачи вне зависимости от того, по какую сторону экрана он находит…

За первым шагом должен быть второй – уже полноценное его участие в «Вечерних стихах», и финал передачи, где он обречен стать бессмертным. Но если даже этого не случится там,  это формальность, потому что он давно  бессмертен, узнаваем, и никто к нему равнодушно не относится. Отношение с Костей и у меня не простые, но кто сказал, что будет легко…

С такими  уникальным личностями легко не бывает, но так это ведь и интересно…

И в финале - стихотворение «Сон», свидетельствующее о том, что К.Уткин чувствует кожей не только наше неспокойное время, он на самом деле один из воинов на княжьем пиру совсем в другой эпохе, и он так хорошо это видит, чувствует, понимает, что невозможно не поверить в то, что он там был, пировал и воевал, спорил с князем и пел свои песни…

Побольше бы в наше смутное время таких откровений, и таких настоящих стихотворений,  и тогда можно будет говорить о том, что поэзия скорее жива, чем мертва…

Сон
Константин Уткин 3
 
 Мне снятся облетевшие леса,
Поля пожухлые и черные деревни;
Холодного заката полоса
Тревожит память мне печалью древней.

Я помню запах взмокшего коня,
Я помню блеск в смеющихся ресницах,
Как люди у высокого огня
Вина густого мне дадут напиться.

Я хмель в себя втяну одним глотком,
И, опъянясь сентябрьскою ночью
Вслед за тобою упаду ничком
На шкуру, на седую шкуру волчью…

Мне снятся уходящие леса --
Рассвет уже  горит красой сквозною--
И отводишь, прощаясь, глаза
Ты - ночным опаленная зноем…
http://stihi.ru/2011/02/02/3559

И спасибо Игорю Борисовичу Настенко, который уже привык творить чудеса за то, что справедливость торжествует, он еще раз доказал, что работает волшебником....

В Театре на Таганке работали десятки  заслуженных артистов,  были народные артисты, и только у  Владимира Высоцкого не было никакого звания, а много ли бы они сотворили без него - это как раз такой случай.

Послесловие

По поводу упреков в рекламе и саморекламе, не трудитесь свои замечания оставлять - лет с 5 я делаю только то, что сама хочу и считаю  нужным, и советоваться ни с кем не собиралась, вместо того, чтобы писать подобные рецензии - пишите сами так, как хочется вам...

Убедилась  в том, какой вулкан страстей у нас Константин Уткин.
Много узнала и о себе тоже.

1. То, что мы с Костей очень разные, интересно было бы сравнить насколько похожи, но увы разные, с какой стороны не посмотреть.

2. Раз пять мне напоминали: скажи мне, кто твой друг и я тебе скажу, кто ты.
Ну что же, горжусь, что его записали ко мне в друзья, честно,  горжусь

3. Вчера мы наблюдали, как воскрес Роман Курортный и чуть не лопнул от злости, весь воскресный день хамил, сквернословил, комплементы раздавал, правда, в одиночестве, у него друзей не нашлось, как в старые не слишком добрые времена.
А как он возбудился, когда узнал, что Игорь Борисович мимоходом и его упомянул.

4. Перечитала и вникла во многие стихотворения Константина, иначе руки так и не дошли бы, хорошо, что дошли

5 То ли еще будет, если Игорь Борисович пойдет дальше и отдаст Костю критикам, надеюсь, что это только вопрос времени

6. Несколько раз в своей жизни встречала очень талантливых людей, к которым никто не относится равнодушно, их любят или ненавидят, это люди редкой породы, к ним наш Константин и относится.

А сами знаете песенку: "Чем враги твои ничтожней, тем безудержней их злость"...
Все точно, еще раз в том убедилась....
Такой вот он противоречивый, неповторимый, прекрасный и ужасный, этот самый К.Уткин, радуйтесь -друзья, трепещите -враги.