10-й конкурс хайку -мини-. круглый стол

Сад Рёандзи Конкурсы
********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

************** Десятый Конкурс трёхстиший – хайку. ************

************************ «МИНИ» *************************

*************** «ФОТОГРАФИЯ МОМЕНТА»  **************

********Уважаемые гости, посетившие наш Конкурс! *********

**********************КРУГЛЫЙ СТОЛ**************************

Приём заявок на конкурс – http://www.stihi.ru/2015/05/23/8069
Голосование по конкурсу – http://www.stihi.ru/2015/04/22/79
Итоги конкурса – http://www.stihi.ru/2015/06/19/3846


Завершён Десятый Конкурс трёхстиший – хайку МИНИ «ФОТОГРАФИЯ МОМЕНТА».
Спасибо всем участникам конкурса!
Спасибо гостям конкурса, принявшим участие в голосовании!
Поздравления призёрам конкурса!

По многочисленным просьбам участников и гостей конкурса открываем Круглый Стол Сада Рёандзи Конкурсы.
Здесь можно обсудить конкурсные произведения, оценки полученные конкурсантами, задать вопросы участнику конкурса.
Высказать предложения и пожелания ведущему конкурса по новым конкурсам, по дополнениям или изменениям в правилах голосования.

Просьба обсуждения вести в корректной форме, без грубости и хамства. Будьте взаимовежливы!
Замечания с некорректными высказываниями будут мной удаляться.

Желающий принять участие в обсуждении за Круглым Столом пишет рецензию на эту статью и далее к обсуждению могут присоединиться другие участники.
==========================================================
Итак, все конкурсные произведения с комментариями участников. Перед комментарием стоит номер конкурсанта, сделавшего отзыв.
==========================================================
1) Елена Колобкова http://www.stihi.ru/2015/05/25/2248

свет фар
на стебельке улитка

(8) Редкий случай, когда понравилось произведение после NNNN прочтения. Я очень люблю море, и чем больше читаю, тем совершенней кажется это двустишие. Во время шторма от моря пахнет немного болезненно, ощущение тревожное.
Нет замечаний. Все на своих местах.
(2) Нравится лаконичностью, отсутствием глаголо и яркой картинкой. Единственное, на мой взгляд (ну это уж если сильно придираться…), я бы заменила «стебелёк» на «стебель», т.к. «стебелёк» (опять таки, на мой взгляд) выдает присутствие автора…
(3) Картинка яркая, почему-то подумалось и о театральности и о хрупкости нашей жизни одновременно
(5) свет всегда может выхватить что-то необычное. К тому же свет фар машины и улитка на стебельке - это скорость технических средств и медленное, неуклонное движение жизни. В хайку они соединяются.
(6) Удивительно глубокие ассоциации рождают эти две строчки. Свет, как самое стремительное и обнажающее тьму, и улитка, как символ мироздания нашего, спиральная галактика 'Млечный путь', наш дом... Душа и тело. Мир и миг. Дух захватило)
(4) Свет фар – автомобиль. Скорость, скорость, скорость.
И медленная улитка. (хотя и среди улиток можно встретить Мику Хаккинена)
Вспоминается – тише едешь…
Улитка ползёт по стеблю, мимо проносятся и исчезают автомобили, а жизнь (улитка) идёт своим чередом.
(9) Я не понял ... Свет фар понравился, а улитка как-то не отозвалась.
(7) Просто прелестнейшее хайку! Соблюдены все требования до единого, даже не стану их перечислять - читайте выше, в условиях конкурса.
Зримая, запоминающаяся картинка. После прочтения остаётся ощущение маленького чуда, светлого и нежного, выхваченного на мгновенье из темноты, и одновременно ощущение беззащитности этой улитки перед нашим миром с его огромными чудовищами - машинами) А разве главное в хайку не ощущение?...)
Маленькая поправка - стебелёк (стебель)
****************************************
2) Людмила Грачева http://www.stihi.ru/2012/08/21/166

земляника на блюдце
чай вприглядку

(8) Был лес, ватага ребятишек, дорога домой и вот оно – удовольствие от запаха леса, радость от цвета и вкуса в красной, спелой ягоде. То, что мы любим - всегда предпочтительно.
Никаких ошибок не заметила.
(1) Самые первые, самые ароматные и самые вкусные ягоды земляники в начале лета. Их еще так мало на блюдечке, и они собраны с таким трудом, что их жалко есть.
(3) Поясняющее слово «вприглядку» кажется лишним + выдает присутствие автора
(5) Соединив две различные части, которые по своему интересны - надо додумывать: на что именно указывает палец автора. Хотя картинка образная.
(6) Тепло и нежно. Ягода может быть одна, как капелька животворящей крови на гончарном круге времени.. А может занимать все простраство множеством душистых и радостных дней. И взгляд в свое прошлое, где когда-то весной, соцветия завязались в плоды и теперь являют маленькое соверщенство огромного многообразия этого мира)
(4) Питие чая глядя на землянику, но не вкушая землянику.
Я бы понял, если бы речь шла о сахаре (вредная штука), но землянику-то почему нельзя отведать? Ягода весьма пользительная.
Несколько раз читал, но так и не уяснил, кто именно вприглядку.
(9) Земляника хороша ... Чай как-то не загармонизировал.
(7) Прекрасная, вкусная ароматная земляника. Да кто же её не любит? Запах детства) Первая строчка очаровала сразу. Дальше - "чай вприглядку"...
История тоже зримая - вижу, как сидят двое, пьют чай и переглядываются. Но не поленилась, посмотрела в словаре, что значит "приглядку" - а это значит "без сахара, только глядя на него..." ( наоборот - "вприкуску") Вот всякий ли читатель про это знает? Но тогда нет связи между двумя частями, получается. Две разные истории - одна про землянику. вторая - про сахар. Или просто перечисление того, что лежит на столе? Ощущение ушло... Жаль, что я так пытлива и лезу в словари...

земляника на блюдце
возле стола детвора
***********************************
3) Лидия Косарева http://www.stihi.ru/2015/06/07/6673

тетрадь, свечи огарок -
ни строчки...

(8) Трагическое двустишие. Великолепное. Душевный и творческий кризис? Жизненная неудача, горе? Каждый из нас знает это состояние – «ни строчки».
Нет замечаний, но я бы подумала над «свечи огарок», может быть просто свеча? Огарок немного отвлекает от сути. Почему «огарок» – все сгорело, недостаток в доме? «Огарок» кажется лишним.
(1) Почему-то вспомнилось письмо Татьяны Онегину. Наверно, не одна свеча сгорела до огарка, пока Татьяна закончила свое письмо…
(2) Красиво, но всё досказано…
(5) Это может быть раздумье поэта, а может быть нерешенный вопрос...
(6) ...и в конце, три точки) тетрадь похожа на судьбу, свечи огарок - это быстротечное время. Молчание, как высшая мудрость бытия. Это не пустота, а чистота судьбы-тетради, ее вечная готовность принимать знаки и сюжеты мимолетности жизни. Здоровско)
(4) Ненужная инверсия – свечи огарок, почему не «огарок свечи»? смысл не изменился.
Отрицание – ни строчки.
Может лучше так?
огарок свечи
чистая тетрадь
(9) Немного пессимистично, но хорошо!
(7) Всё соблюдено, но знаки препинания меня всегда смущают - они как бы руководят твоими ощущениями - вот тут пауза (запятая), тут вывод (тире), а в конце многоточие (тут задумайся, что же недосказано...) И плохо, что я случайно узнала историю появления хайку, знаю, что за ним стоит (возможно, знают и другие) Трудно оценивать, потому что у меня нет теперь положительного вектора, у меня печаль... настоящая, искренняя. Я считаю, что невольно, но автор сыграл на моих чувствах. Я бы не стала участвовать в конкурсе, сделала бы паузу, честно говорю...

огарок свечи
чистая тетрадь на столе
********************************************
4) Курума Такуми http://www.stihi.ru/2012/09/27/10818

шторм
полные бухты

(8) Редкий случай, когда понравилось произведение после NNNN прочтения. Я очень люблю море, и чем больше читаю, тем совершенней кажется это двустишие. Во время шторма от моря пахнет немного болезненно, ощущение тревожное.
Нет замечаний. Все на своих местах.
(1) Естественно желание переждать шторм в тихой бухте. И это не только о кораблях.
(2) Вот здесь нет досказанности, и читатель может фантазировать и прорисовывать несколько вариантов…
Здесь «бухта» может быть заливом, используемым для стоянки судов и трос (снасть), уложенный кругами, цилиндрами или восьмеркой. Да и собственно чем полна – множество вариантов…
(3) Чувствую, что хорошо. Но мне, как жителю степей, трудно представить шторм на море (у нас песочные бури – явление мерзо- пакостное) и уж, тем более не понять «полные бухты», полные чего?
(5) Очень многопланово. Я вижу тут полные бухты кораблей в гавани в шторм.
(6) Мне бы помолчать под этими строками.. Но регламент требует оценки. Когда пишет рука Мастера, то на первое прочтение кажется, что ничего особенного. Но с каждым новым открывается такая глубина и такие горизонты, что читателя всасывают в себя эти образы и картины, рожденные из "ничего". Мир штормит. Бухты тихи, но полны нагонной волны и она подбираются к каждому, смотрящему в душу океана. Нет времени, нет простраства, а есть смыслы и диалоги Природы стихий и человека познающего себя. Это лишь одна из картин, которые проявляются от этих трех слов. Но когда Мастер садится играть с новичками, он дает им фору. Именно ее я и отразил в своей оценке. Нельзя выпускать на ринг Тайсона с Костей Цзю, разные весовые категории)
(9) Вот тут я в полной растерянности. Конкурс-то учебный, а на него заявился Мастер. Ну тогда он должен участвовать вполсилы.

Тогда получается, извините, (9+3)/2=6, где 9 - объективная оценка произведения, 6 - половина максимального балла ...
(7) Участие Ведущего приветствую. Даже думаю, что ему нужно было первому поместить своё произведение, чтобы было на что равняться.
Краткость прекрасна и объёмна. Картинку увидела сразу.... Соблюдено всё, но больше всего мне понравилась вариативность - кто-то представит бухты, заполненные водой, кто-то - спрятавшимися от шторма судёнышками, а кто-то увидит и прибитые к берегу водоросли и мусор... Приятно поучиться.
********************************************************
5) Любовь Шикторова http://www.stihi.ru/2015/05/31/3068

Облака мыслей –
Послечувствование.

(8) Хорошо, но оказалось «не моё», почему - не знаю. Я бы сказала: «воспоминания. Послечувствование» И еще мне кажется, что нарушены
1 ) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность
(1) Какое-то событие сильно затронуло чувства и вызвало облака мыслей в голове. Но эти облака мыслей я что-то никак не могу себе представить в виде конкретной картинки.
(2) невещественные существительные…
(3) С точки зрения хайку – пальцем в небо. Все невещественно и не понятно.
Облака мыслей – метафора.
(6) Небо приходит к нам своим высоким смыслом и простым конвейером летящего времени.
Что будет с нами 'после жизни'? Когда облака впитают наши души и другие люди, наши дети и внуки будут смотреть на нас, утопая в разнотравии полей. Послечувствование, как исход одних душ, для развития и взросления других. Жизнь и судьба. Очень емко и высоко)
(4) Полный набор ошибок. Всё, что написано в этих двух строках, должно было появиться у читателя после прочтения, но никак не в хайку.
Невещественное – мысли, послечувствование.
Метафора. И всё это в трёх словах.
И досказанность.
(9) Как-то слишком лично. Все же эротизм как-то ближе к Серебряному веку, кажется мне ...
(7) Мысль - это понятие невещественное (как мечта, см условия конкурса). Послечувствование вообще не рисуется. Единственная реальная вещь - облака.
"Главная особенность хайку - это то, что они целиком рассчитаны на особый способ восприятия, который японцы называют "ёдзё" - "послечувствование".
А тут его назвали прямым текстом. Это не хайку.
********************************************
6) Садовник Валл-И http://www.stihi.ru/2015/06/01/8043

грифель пылкий
бумагу гладит смыслами

(8) Очень нравится, дала высшую оценку, хотя, положа руку на сердце, это и есть запрещенная метафора. НО! Сколько поэзии в двух строках. Сколько изящества, даже лукавства. Пройти мимо невозможно. Я не смогла.
(1) Сказано красиво – роман грифеля и бумаги, когда он пытается обольстить ее всякими смыслами, очень понятен. Но образы грифеля и бумаги все же не очень конкретны.
(2) олицетворение грифеля и наличие невещественного существительного…
(3) Красивость налицо (что в стихах не приветствуется). «Пылкий» выдает присутствие пылкого автора, «гладит» в данном случае метафора, мало понятная. Если грифель пылкий, то он скорее царапает, чем гладит. Я это называю, как несоответствие характера и действия.
(5) Смысл - это концентрация мысли. Для меня очень ценно.
(4) Олицетворение грифеля (а что все стихи пишут только карандашом?)
Не встречал пылкого грифеля, самостоятельно без участия человека, глядящего бумагу невещественными смыслами.
Досказанность.
(9) Прекраснейшая метафора. Но Ведущий написал, что метафор нельзя. Что в такой ситуации делать даже не знаю. Вроде как надо бы 3 поставить за несоответствие, а талант куда девать? Пусть будет среднее: (9+3)/2=6.
(7) Есть олицетворение. выдуманность, вычурность. Пылкий - ну вот как нарисовать это на картинке? Никак... представить пылкость грифеля сложно. Грифель и бумага единственно предметны.
Гладить смыслами??? Это как можно сделать? Грифель может гладить только собой, никак иначе... Есть глагол (ладно, можно, хотя у других-то уже нет). И одно предложение - то есть нет смысловой двучастности. Есть завершённость.

грифель карандаша
на бумаге рисует сердечко
********************************
7) Ирина Емец http://www.stihi.ru/2015/06/03/9235

гроза
кот на подоконнике

(8) Ох, снова наши любимые коты и кошки, куда без них. Претензий нет, все хорошо, но кот, как и человек, боится грозы, он не полезет на подоконник, что он, глупый? Мой кот уж точно умница, он спрячется. Пусть гроза минует, куда спешить… Девять жизней…
(1) Много есть таких котов-исследователей, которые не прячутся от грозы, а наоборот – стараются рассмотреть ее поближе.
(2) Здесь тоже многозначность прочтения имеет место быть. С одной стороны, если буквально прочесть: на улице гроза, а кот уютно расположился на подоконнике… Столько уюта и спокойствия в этой картинке…
Или иной взгляд – сам кот – гроза птиц и мышей, пристально наблюдает за птенцами, вылетевшими из гнезда…
(3) Не соответствие образов. Но у автора, возможно, такой кот. Хотя, может, его убило?
(5) Когда гроза - наоборот коты убегают с подоконников, им страшно.
(6) Обалденная картина! Мощь и грация! Сила и мягкость! Стрела света в темном оке неба и темная щель зрачка, смотрящего не мигая! Стихия разряда потенциалов и нежный совершенный охотник! Встреча двух миров, в которых больше общего, чем различий. Молненосный прыжок и острые когти града.. Неожиданный прорыв света, как выпущенные когти хищника в тело своей жертвы, зрителя грозы. Очень сильно)
(4) тут две грозы: одна за окном (отважный кот, однако!) и сам кот (страшнее кошки зверя нет!)
(9) За Кота конечно очень хочется поставить высший балл. Но есть нюанс. Подавляющее большинство котов в грозу не сидят на подоконнике. Если б вместо грозы была роса ... А так когнитивный диссонанс какой-то возник у меня ... Извините за оценку, такие уж у меня коты были ...
********************************
8) Ирина Пахомова Викторова http://www.stihi.ru/2015/06/04/5413

две тропы вверх
длинная и короткая

(1) В двух строчках – притча. Видимо, ко всякой вершине есть две тропы – длинная и короткая.
(2) Мысль интересная , но и здесь всё объяснено читателю…
(3) Философское, намекает на выбор. Вчера специально ходила смотреть на нашу знаменитую лысую гору. Действительно, четко видно несколько троп разной длины.
(5) Проблема выбора. Главное - тропа вверх.
(6) Ну что сказать..? Дзен Буддизм! И про гору не сказано, а она есть! И про идущего ни слова, а он - это ТЫ! И выбор есть, но и он определен у каждого идущего дорогой познания. Книгу можно читать с самого начала, длинным путем, а можно открыть последние страницы и узнать финал. Но можно читать ее с конца до начала и тогда откроются источники поступков и зерна всходов. Но толко вверх! Это главное в жизни. Любой посильной тебе дорогой, только вверх! Захватило и не отпускает...
(4) конечно, тут важно название стиха, которое не участвует в конкурсе, только текст стиха.
А так, две тропы, безусловно, возможны на гору, холм и одна короткая, но трудно преодолимая, другая длинная и менее сложная, но длительная по времени. Дорогу в любом случае осилит идущий.
Авторское присутствие в оценке троп – короткая и длинная.
(9) Всё отлично, и искра есть.

(7) Тема философская, приветствую. Но... Нет двучастности ("длинная и короткая" - это не часть, это продолжение первой строчки), есть законченность - констатация факта разности длины. Потом задумалась о том, что есть автор в стихе. Иначе кто сравнивает длину двух троп?...

две тропы вверх
смотрит путник на гору
***********************
9) Виктор Геннадьевич Давыдов http://www.stihi.ru/2015/06/04/9185

Вселенское древо
Белки покой

(8) Хочется послушать автора, о чем это. Что увидела я: Вселенная в виде бесконечного дерева, галактики и туманности – ветки, планеты - плоды на ветках. А наша земля – это крошечная юркая белка. За мою фантазию автор получает ПЗС.
(1) Много возникает фантазий при чтении этих строк, но их вселенский масштаб не позволяет увидеть конкретную картинку. Возможно, такое хайку написал бы инопланетянин…
(2) Для меня это двустишие оказалось слишком невещественным, что не соответствует условиям конкурса, к сожалению…
(3) Философично, но не вещественно.
(5) Дерево, древо - символ жизни, законы Природы. По ним надо жить, чтобы был покой в душе.
(6) Мудрость, изложенная этим коротким образом, превращается в научное направление! Покой белки, это постоянное движение по древу жизни. Люди тоже обретают покой не в бездействии, а в гармонии созидания, в мастерстве своем и труде. Древо велико и всем на нем хватит места, если белки обрели покой в своем движении по его ветвям. Читаешь эти строки и смотришь на себя в зеркале правдивом, серебрянном. Маленькая белка на безграничном древе жизни. "Миг между прошлым и будущем". Аватар сознания)
(4) Типичные ошибки. Метафора, невещественное.
За белку и её покой – 4 балла.
(7) Вселенское древо - где такое есть и как его представить, где оно в окружающем нас мире растёт? Почему древо, а не дерево какое- нибудь?
(" не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир...")
Покой - это состояние, а не предмет, т.е. есть невещественность. Если только покой не подразумевает помещение, типа "царские покои"
Думаю что белке удобнее и спокойнее в дупле обыкновенного дуба укрыться... Мысль нечёткая, расплывчатая и послевкусия нет.

беличий хвост
меж листьями дуба

*************************************************

Теперь обсуждаем, спрашиваем, отвечаем.
Да, и не забываем рассказать о своём конкурсном произведении! Нам ведь интересно, что вкладывал автор в свои строки.

*************************************************
==========================================================
Ведущий Круглого Стола – Курума Такуми
==========================================================
Маленькая просьба ко всем голосующим: жмите на «понравилось», чтобы больше авторов узнали о наших конкурсах.