Зачем они убили Кедрина?

Коша Сергей Леонович
18 сентября 1945 года  в свои 38 лет русский поэт Дмитрий Кедрин был выброшен преступниками из тамбура электрички. Это была последняя, но не единственная попытка свести счеты с поэтом, - убийство планировалось. Виновные следствием  установлены не были.

               
               

                "Напрасно в дни великого совета,
                Где высшей страсти отданы места,
                Оставлена вакансия поэта:
                Она опасна, если не пуста."
               
                Б.Пастернак               



В голове моей проветрено.
Мысль одна кружится медленно:
«Зачем  о н и  убили  Кедрина?»
«Зачем  о н и  убили  Кедрина?»

**

О н и  -  бандиты или органы,
что, может, в сущности  единое.
Такие качества подобраны,
что разница неуловимая.

О н и , казалось бы, полярности
гулаговской системы в цельности,
похожи меж собой до крайности -
у них одни и те же ценности.

Для них как кость - свободолюбие.
Бельмом в глазу - инакомыслие.
О н и  пойдут на силу грубую
от унижения до выстрела.

Их суть иммунитета стойкого
к любому проявленью гения
цинично  отравила Горького,
к удавке подвела Есенина.

Но то - столпы эпохи, рупоры.
Их власть фасует преднамеренно
кого в иконы, кого в жупелы.
Но почему убили Кедрина?

Какие качества у Кедрина,
что так властям  глаза мозолили?
Властям свобода неприемлема,
а внутренняя, так тем более.


.А он,… вернувшись без ранения
с войны, всё принимавший искренне,
счастливый по определению,
свободен был и близок к истине….



**

Свобода. Свобода. Её проявленье
в цветах, что на даче собрали охапкой;
в мышонке, что ночью принес вдохновенье;
в дожде (том, что гвоздик с алмазною шляпкой);

в наивности веры, казалось бы, вредной,
но совесть важнее идейного сора;
в его непорочности гордой и бедной;
в «Рембрандте» с насмешкой «Ночного дозора»;

в его Афродите, из пены эпохи
восставшей. И пусть обыватель шалеет.
Он видел поэзию в маленькой крохе,
и с вечностью мог провести параллели.

Он звал на природу к себе в воскресенье
взглянуть по-иному на всё, что в привычку.
 …И приняли гады его приглашенье.
И сели убийцы в его электричку…


…Свобода, свобода…в метафоре точной..
Церквушка лебёдушки белой белее.
Поэт, и ослепший, останется Зодчим.
А царь, и прозревший, - коварным злодеем. (*)


**

Уже закрыто дело личное.
Персона списана в покойные.
Что ж, для Руси оно – привычное,
опричное или разбойное.

О н и, бандиты или органы,
во все века неразделимые,
в один кулак властями собраны.
Дела их непоколебимые.

Позиция одних - гражданская,
а логика других - житейская.
Страна чекистско-уркаганская,
в ней жизнь бандитско-полицейская.


**


Но хорошо, что нет системности
в борьбе самой системы с гением
(возможно в силу некой лености),
и у того есть шанс спасения.

Придет он из села неброского,
где жизнь убога и размерена.
Стране не надо Маяковского.
Ей надо маленького Кедрина.

За культом вековой державности,
надуманной патриотичности
мы разучились видеть радости
и горести обычной личности.

А вот поэты вроде Кедрина
вскрывают нам противоречие.
Все политическое – временно.
Все человеческое – вечное.

И может потому, наверное,
им жизнь короткая отмеряна.
Страна  недоблагословенная,
спаси и сохрани нам Кедрина.





(*) Примечание:

В четырёхстопном отрывке «о свободе» ссылаюсь на произведения Кедрина :
 
  «Приглашение на дачу»
   «Мышонок»
   «Рембрант»
   «Афродита»
   «Зодчие»

Если вдруг Вы не читали, прочтите обязательно.
А если и читали, перечитайте эти и другие стихи одного из ярчайших поэтов 20-го века  Дмитрия Борисовича Кедрина.