Поговори со мной о пустяках...

Людмила Скребнева
/О стихотворении  "Это пустяк"/
http://www.stihi.ru/2013/11/01/6274/

Изначально автор произведения определяет свои стихи как:  глупые счастливые стихи и  ворожба. Очень приятно встретить ответственное отношение к произнесенным словам, которое обнаруживается при внимательном прочтении всего текста. Очевидно, что в данном случае - «глупые» отнюдь не означает бессмысленные, а вот простые, наивные - «нам расставаться пора – не повезло», как будто нечаянно вырвавшиеся - да... «Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось» - написала Марина Цветаева. Несмотря на болезненную тему разрыва, расставания - это счастливые стихи – «пью поцелуи из грез / сладкий каприз». Соответствие содержания произведения значению слова «ворожба» (колдовство, заговор) выражается в следующих моментах. Во-первых, в ритмическом рисунке - чередовании длинных и коротких строк, акцент падает на последний слог, создается ощущение раскачивания и кружения, присутствия при своеобразном колдовском действии, ритуале. Каждые две строки - самостоятельное и законченное двустишие. Это все очень индивидуально, но у меня в голове возникла минорная вальсовая мелодия. Возможно, автор и напевал про себя что-то подобное, представляя последний прощальный вальс. Кроме этого, завораживающий эффект связан с выразительным живописным решением - осенний грустный пейзаж, слезами облетают рыжие листья берез, синее небо побелело (выцвело от слез?), и над всем этим - всё собой заслонивший серый дым глаз (любимого человека). На первый взгляд, расставание без надрыва, без упреков – «ну не сложилось поверь / это пустяк», простая констатация факта. Но от этой обыденности остается жуткое чувство неотвратимости и предначертанности - «и у других на часах / быть молодым». Две параллельные линии не пересеклись, а разбежались в разные стороны и растворились в пространстве и времени - «ты растворяешься в снах…. ляжет судьбы параллель / парой морщин». Эмоциональное воздействие усиливается передачей душевных переживаний через вещественный образ – «жалобно скрипнула дверь / просто сквозняк». То, что мы прячем в себе, всегда больнее того, что выплескивается наружу в виде слов, и автору удалось передать, что ЭТО происходит (спрятано) внутри. В совершенстве подобным поэтическим приемом владела Анна Ахматова: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки...".  Интересно использованы ассоциативные связи – «злобствует полишинель / нету мужчин». С одной стороны, намек на очевидность (секрет полишинеля), а потому безысходность сложившейся ситуации, а с другой – попытка взглянуть на происходящее в комическом ракурсе и тем самым смягчить боль - «мир уцелел, потому что смеялся». И завершить свой отклик мне бы хотелось собственными ассоциациями и эмоциями от прочитанного:

такой пустяк
ночи и дни напролёт
молчать о тебе
давно бы пора забыть
а я молчу и молчу...

Примечание. В названии рецензии использованы строки из стихотворения Георгия Иванова.

Написано для конкурса http://www.stihi.ru/2014/07/04/8291