За добром пришли, добро и получите. Гл. 2. Часть 5

Нина Богданова
         Глава из документальной книги "Старец земли Кузнецкой"       




                Беседы с жителями Сибири, знающими старца Сергия.

                1 апреля 2011 г., с. Плотниково,  беседа с Анной Яковлевной Лукьяновой (Артёмовой), 1918 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко и историк Леонид Лопатин.
                А.Я. Лукьянова: "Мне 93 года. В феврале, слава Богу, 94-й год пошёл. Родилась я на Анну Пророчицу. В этом доме живу с 1962 г. Построили его мы сами.Отца Сергия я лично знала с детства. Про него меня уже спрашивали. Как-то откуда-то батюшка приезжал, всё интересовался, женщина что-то записывала.  Мы все его звали отец Сергий. Некоторые говорили, почему вы его отцом зовёте, он же не батюшка. Но у нас он был как батюшка. И посейчас, когда его вспоминаем, зовём отцом Сергием. Никто его фамилию не знал, не называли его и по отчеству. Он всегда ходил с молитвословом, как на этой вашей фотографии с тросточкой. Правда, у меня есть и другой его портретик. Но там он тоже с молитвословом.  Молитвенником большим был отец Сергий. Когда я заказываю молитвы за упокой, отца Сергия упоминаю впереди своих детей.
                Он наперёд много предсказывал, всё видел. Придёт, скажет: «Не унывайте, крепитесь, всё переживётся. Всё потом пойдёт по своему руслу». Однажды он был в нашем доме, с братом разговаривал. А я пошла в стайку, корову доить. На улице жарко, корова дёргается, а я, грешная, на эту корову закричала и даже хворостинкой её стеганула, когда она лягнула подойник. Уж не так я и кричала на неё, чтобы со стайки в доме слышно было. Где дом, а где – стайка? Прихожу с молоком, а отец Сергий и говорит: «Господь коровку дал, ты молочко готовое берёшь, детей кормишь. Так зачем ты на неё кричишь и бьёшь её?».
                Удивительно, откуда он узнал. Похороны отца Сергия, сказывали, были очень многолюдными. После войны не хоронили таким большим количеством народа. Наверное, потому что поминки особо не справляли, ведь все жили на картошке. Да и одеть шибко нечего было. Народу много было только на похоронах начальства.Один ссыльный парень (он в шахте работал) , стал к нему ходить. Сказал, что очень хочет съездить на родину, до которой надо долго ехать. А поезда тогда ходили очень плохо, билетов не достать было. Отец Сергий и говорит: «Ладно, я тебя благословлю, я за тебя молиться буду, во всём твоём долгом пути помогать тебе стану». Собрал тот скудный чемоданчик и поехал. Где-то у него была пересадка, народу было очень много, к кассе не пробиться. Чемоданчик он оставил на платформе, как-то пролез к кассе и взял билет. А тут кричат, поезд-то пошёл.
                Он уже думал, что и чемоданчик потерял, и на поезд не успел. Выбежал, да только и успел вскочить в вагон. Смотрит, а его чемоданчик один так и стоит там, где он его оставил. Покричал – ему его и передали. Чудно! «Отец Сергий обещал помогать и помогает», – говорил потом парень.
                Когда отец Сергий его благословлял в дорогу, то сказал: «Мы с тобой ещё встретимся на мосту». «Почему на мосту, на каком мосту?», – не понял парень. Когда тот парень вернулся из поездки, видит – идёт большой парад, народ старый и малый, всё идёт и идёт. Ему сказали, что это похороны. Таких похорон в то время не бывало. «А какого начальника хоронят?», – спрашивает парень. «Да какого-то дедушку. Его все зовут отец Сергий», – ответили ему. Вот, оказывается, и встретились они с ним в последний раз на мосту. И отец Сергий знал об этом.
                А на могилку его  я уже после приходила. Поставили ему деревянный крест. Обили его чёрным материалом.Отец Сергий исцелял. Люди говорили об этом. Молился за человека, Господь и посылал тому выздоровление. Тихим молитвенником его прозывали.
Его везде и  встречали как молитвенника. Люди радовались его приходу. Был он и в Промышленном, бывал он и у нас в Плотниково. Придёт, пройдёт по людям, они все быстро к нему приходили. Он всегда говорил: «За добром пришли, добро и получите».
              Когда пришли в Ленинск венчаться, то ночевали у отца Сергия. Тогда он жил в небольшой комнате подвала. Нас положили на койку, а матушка Августина прямо на плиту печки и легла. Утром отец Сергий благословил нас на венчание, а сам остался дома.Пришли в церковь, там было очень много народу. А народ не приученный был к поведению в церкви, все толкаются. Да и то сказать, 70 лет народ долбили,  он и отучился правильно себя вести.
              Мы повенчались, а когда пришли к отцу Сергию, он сказал, что во время нашего венчания в церковь зашёл нечестивый и бушевал там, и никому не давал помолиться, и что люди от этого плакали. Я и сама видела, как люди толкались, ссорились и говорили, что им не хватает места в храме. А как отец Сергий-то видел? Ведь в церкви его не было!"

              Документ 12.18 апреля 2011 г., Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь, беседа с Холодных Валентиной Ефимовной, 1932 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины, присутствовала матушка Фотиния Зленко.
              "Я проработала прессовщицей на макаронной фабрике 33 года, потом ещё 7 лет на проходной. Сын погиб на заводе «Красный Октябрь»: током убило. Он родился в 1952 г. Мужа, Леонида Митрофановича, похоронила, прожили больше 40 лет. Сноха… запретила своим детям, то есть, моим внукам ходить ко мне, богомольной. Бросили меня. А теперь я же и виновата. Как-то принесла внуку гостинцы, а он говорит: «Ты не хотела с нами жить, и с тобой никто жить не будет». Другая внучка прямо сказала: «Ты нам сына Ваньку вырастила, зачем теперь ты нужна». Молюсь Богу за них.
               Мы жили в деревне Троицкой Красноярского края. Мне было 13 лет, когда я стала регулярно ходить в церковь. Своего храма у нас не было, мы ходили за 30 вёрст в Никольский. Мама удивлялась, иногда говорила: «Ну, что, пойдёшь на вечёрку?». «Нет, –  отвечала я, –  я лучше с Богом буду». Очень немногие туда ходили: далеко было, но главное, боялись власти.
               Сказать, что я знала старца Сергия, – это неправильно. Старца я видела единственный раз, хотела пройти к нему за разговором. Стою около дома, жду разрешения. Они тогда жили на Апрельской, где сейчас часовня. Матушка Евдокия (её ещё Августой звали) вышла и сказала, что он не может принять меня. Мол, вывела его только на 5 минут на воздух. Вид у старца был не сказать, что сильно старый. Он как-то сморщился, может, плохо ему тогда было. Я поклонилась ему, прощения попросила и отошла. Вот и все мои «знанки». Было это где-то в 1951 г.
               А ходила я к нему попросить здоровья, исцелиться. Я много слышала от людей, что его молитвы сильно им помогали в здоровье. Был ли он монахом, я не знаю. Евдокия, вроде, говорила, что он монашествующий, что он чистый монах. Говорили, что у него был тайный постриг.
              А вот когда мы добивались разрешения на строительство храма, мы к нему ходили, но на могилку. Пришли – буран, снег, упали на неё, обняли крест и просили помощи в открытии церкви. Поплакали, помолились, идём оттуда, догнал нас водитель на машине, развёз по домам. Правда, я до дому не поехала, муж у меня ревнивый был и выпивал. На могиле старца сейчас всегда много народу. Многие говорят, что пришли на могилку, упали на неё, прощения попросили; и о чём-то его просили – что сбывается, легче становится.
Я ходила по домам деньги собирать на церковь. Принесла домой, спрятала от мужа, а он нашёл, когда меня дома не было. Стал считать их и будто услышал крик: «Брось! Это церковные деньги». Прихожу домой, а мужа трясёт. Деньги он так и не сосчитал.На эти деньги батюшка Сергий Плаксин домик купил, там, где сейчас монастырь. С этого всё и началось! Теперь, Слава Богу у нас монастырь!"