Эрос и Танатос

Смола Василий
Эрос и Танатос.


Зигмунд Фрейд в последних своих работах пришёл к выводу, что человеком правит не только Эрос – влечение к Жизни, но иТанатос - влечение к смерти.
Нам всем живущим на этой Земле свойственно любить и ценить Жизнь и испытывать негативное отношение к смерти. Человек о Жизни бесконечно много знает и продолжает познавать её с неиссякаемым любопытством. Что касается Смерти, здесь его знания ограничены и поверхностны, в основном из-за страха Смерти, из-за отвращения к ней (насколько прекрасной изображается Жизнь, настолько отвратительна Смерть).
 В древности наши предки чтили Смерть и пытались её осознать. В «Египетской книге мёртвых», в «Тибетской книге мёртвых», Смерь познавалась, как переход и воскресение. В раннем и среднем Средневековье Смерть принималась, как воссоединение с Богом. Общество 19го и 20го века старалось табуировать смерть и делало вид, что она недостойна внимания науки. Потому что страх перед смертью увеличился в разы, а ценность собственной жизни превратилась в культ. И в тоже время, как это не парадоксально, создан ядерно-оружейный потенциал, способный уничтожить  жизнь в самом её зародыше.
Человек не хочет говорить и думать о Смерти, несмотря на то, что в каждом живом существе Танатос заложен, как программа самоуничтожения.
Жизнь уравновешивается Смертью. И это необходимо принять – нравится нам это или нет. Идея бессмертия не в Вечной Жизни с сохранением вечной формы, а в беспрерывном движении со сменой форм и воплощений
Пока мы отворачиваемся от смерти в нежелании принять её – она действует непрерывно и является такой же составляющей Бытия, как буйство красок, цветов и разнообразия Жизни.  Сама идея обмена веществ – это идея постоянного взаимодействия Жизни и Смерти. Живое гибнет, чтобы дать жизнь новой жизни, и та в свою очередь погибает, чтобы дать возможность росту и развитию ещё более новой жизни. Так клетки нашего организма ежесекундно гибнут для рождения новых клеток и т.д.
Но этого оказывается недостаточным. Потому что Жизнь во много раз больше и сильнее Смерти, и она заполнит собой всё Сущее, если не будет программы самоуничтожения. Именно поэтому наряду с инстинктом самосохранения в программу каждого живого существа вложена программа самоуничтожения.
В животном царстве этот инстинкт, как правило, является групповым. Массовая гибель леммингов в водах Северного Ледовитого Океана, гибель сотен и тысяч (выбросившихся на берег) дельфинов, китов и касаток, массовая гибель дроздов 2 года назад в США и многое другое – подтверждает существование программы Танатоса  у живых существ.
У человека программа Танатоса работает, как на индивидуальном, так и на социальном плане. Давайте рассмотрим эти программы саморазрушения, сперва, как сугубо индивидуальную задачу. Даже, если оставить в стороне самоубийства, как явную победу Танатоса над Эросом – мы увидим, что каждый человек прилагает массу усилий для сокращения и уничтожения собственной жизни. Если говорить о вредных привычках (алкоголь, табак, наркотики, переедание), то на самом деле это прямые военные действия против собственной жизни. И разве только это. А неистовство в работе, в любви, в экстремальности. Это всё личное дело каждого человека. И каждый, проанализировав свою жизнь, сможет увидеть, сколько вполне сознательных действий он совершил для сокращения собственной единственной, неповторимой жизни. А, если добавить к этому дела и поступки, продиктованные собственным бессознательным, то удивительно, что мы ещё задержались на этом свете. Я уже не говорю, об огромном числе негативных мыслей, эмоций, страстей, переживаемых каждым из нас и всё же, оставляющих нас живыми.
И только благодаря тому, что Жизнь в десятки раз сильнее Смерти – мы доживаем иногда   до 90 лет. Хотя человеческая жизнь должна длиться до 150-200 лет, но инстинкт смерти не позволяет нам прожить полную человеческую жизнь.
И, наконец, Танатос, действующий на социальном плане человеческой жизни. Человек – общественное, стадное животное, которое в одиночку не может выжить в этом мире. Но здесь у нас всё значительно хуже, чем у разумных животных. Потому что для удовлетворения инстинкта Смерти в социуме, мы убиваем друг друга. А для того, чтобы  это приобрело массовый характер – мы, люди, придумали войны.
Я не стану делать экскурсы в историю, потому что история человечества – это история непрекращающейся войны. По тем или иным поводам, в том или ином уголке Земли – идет непрерывная война, в которой люди уничтожают друг друга. Всё же насколько благороднее киты, когда по собственной воле массово выбрасываются на берег океана и гибнут. И люди, могли бы, объединившись в толпы, приходить на берег моря и совершать общее самоутопление. А не идти войском, чтобы убивать таких же людей и находить погибель от их рук.
Но войны это не единственный способ массового самоубийства. Человечество владеет ещё более изощрёнными способами для самоубийства. Это, прежде всего, уничтожение окружающей среды, то есть собственного дома – Земли. Это варварское расхищение богатств её недр, это загрязнение воздуха и воды, это уничтожение всего живого. И самое обидное, что всё   делается не в целях выживания людей, а для удовлетворения их самых убогих желаний и влечений, часто ведущих к саморазрушению и укорачивающих жизнь. Сотни миллионов автомобилей, морских лайнеров и самолётов, массовое производство вещей, непомерное употребление пищи и тому подобное – пожирает энергетику Земли, укорачивает её жизнь. Даже среднего достатка человек, оглянувшись у себя дома по сторонам, обнаружит десятки, сотни вещей и предметов, без которых он мог бы прекрасно обойтись. Мы все завалены хламом, покрыты жиром и подчинены собственной жадности.
И последнее. Человечество накопило и продолжает производить огромное количество оружия массового уничтожения. Его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на Земле. А ведь ещё Антон Павлович Чехов сказал: «Если в первом акте драмы на стене висит ружьё, то к последнему акту оно должно выстрелить.
Мы стоим сейчас на пороге Третьей Мировой войны, которая будет и последней, потому что закончится гибелью всего человечества.