Наброски о стихотворном творчестве - 2

Тамара Квитко
Предыдущая: http://www.stihi.ru/2014/04/01/1221


2
Творческий акт самопознания через выявление своего «Я»
как мира самобытности даёт плотность, осязаемость реаль-
ности, запечатанной в тексте стиха посредством рифмы, рит-
ма, мнемонического приёма — прародителя песни в широком
смысле этого слова.
Песня была призвана услаждать слух гармонией и сораз-
мерностью, красотой слога и смысла, приятностью напева.
Всё вместе взятое формировало эстетический вкус, вызывая
определённую эмоциональную окраску, влияло на настроение
благозвучным звучанием.
«Высшее достижение для духа заключается в том, чтобы
знать себя», — высказал Гегель. Знать — любить. Любовь, в
свою очередь, требует большего знания себя и другого, жду-
щего любви, ибо и ты её ждешь в соответствии сути своей,
догадываясь о сути другого.
Любить — творить добро, утверждая бытие, созидая бы-
тие, противопоставляя жизнь небытию, пустоте, хаосу…
Лучший же способ познать себя — занятие творчеством.
Любой вид творческой деятельности является осмыслен-
ным.

Оценка продукта творческой деятельности требует не
меньшего осмысления и, соответственно, словесного выра-
жения: нравится, не нравится.
При оценке вступает в силу эстетическое чувство, которое
присуще каждому от природы, если не брать во внимание раз-
личного рода отклонения.
О поэзии много написано. И всё же мы вновь и вновь за-
даём себе этот вопрос: что же такое поэзия, отличается ли она
от прозы, а если отличается, то чем?
Конечно же, отличается, скажет любой и сразу. И в первую
очередь — рифмой, ритмом, строкой, рефреном, напевнос-
тью, образностью и точностью выражения мысли, сконцен-
трированной в рамках строгой стихотворной формы, под-
чиняющейся своим законам, а более искушённый добавит:
просодией.
Поэтическую структуру формообразовательной катего-
рии рифмованного стиха (рифм-скрепок) с внутренней ме-
лодией, расходящийся (центробежный, центростремитель-
ный) стихотворный массив, одушевлённый единой идеей
творца, совершённый в эмоциональном интервале замысла,
можно назвать художественным произведением. Оно будет
открыто и недоступно, ибо доступность требует определён-
ного усилия ума, работы души и желания открыться навстре-
чу. Если произведение прочитывается без подключения об-
разно-эмоциональной системы, оно не вызовет желаемого
отклика.


______


Последнее время, я начинаю понимать И. Бродского несколько больше. Он жил, как мне кажется, в нескольких измерениях и, как и М. Цветаева, был «допущен» более других к незримому.

Более того, в его сочинениях слышится гул эпох, что на фоне личных переживаний, придаёт особую иносказательность и универсальность высказываний т.е., — это то, о чем поэт молчит. В то время, как любое высказывание уводит от начального импульса, ради которого и приходится сочинять, оставаясь всегда за скобками, продолжая витать в ауре, в непередаваемых вибрациях, в «колокольцах» сердца…

От количества этого «молчания» зависит густота смыслового наполнения стиха, которое не может вместить натиска чувств, образов, желания получить разрядку от столкновения с бытием, не соответствующим желаемому, идеализированному представлению, идущему, возможно, от высшего «Я», ведущего человека по жизни.

Можно достичь овладения формами стихосложения, доведя технические средства до совершенства. Такое произведение будет восхищать прекрасно сделанной работой, в которой личностное присутствие автора останется в ремесленном повторе ранее созданной формы, оставаясь прекрасной копией. Это легче проследить на примере живописи, когда делаются копии с полотен великих мастеров неотличимые от подлинника.

Итак, чем нам интересен поэт? Своеобразным личностным самоощущением при соприкосновении с другим. Другое – это то, что вне, так называемое бытие, на которое тем или иным способом реагирует человечек, личность, наделенная способностью воспринимать, обучаться, реагировать, сопоставлять себя с другим, соизмерять свои желания, способности, своё Эго в той мере, в которой это может быть более комфортно для существования в среде себе подобных с наибольшей мерой самоуважения, самодостаточности и самораскрытия.