Лошадка ржёт. Набрякли тучки...

Сан-Торас
Пушкин. Холст. Масло. Работа Санто.

Рецензия на «Шуточно-шуршалый сюр - блиц-стиш, пятиминутка!» (Сан-Торас)

паучиха -мать качала
мохноногих паучат,
пела, что пока устало
мошки крыльями шуршат,
и бесшумно ночь крадётся
под мерцаньем бледных звёзд,
в сеть комарик попадётся
между кустиками роз,
чтоб у Мэри над постелью
не зудел комар без слов,
чтоб кружились каруселью
вереницы сладких снов...

Мари Полякова   29.06.2015 23:17 



_________Славно, Мари:))
А хотите препарируем этот шутливый экс, я понимаю, что это шутка - просто, чтобы акцентировать внимание на определенных принципах.
Потому что если зафиксировать, то, что не комильфо - потом это автоматически избегаешь:
*

паучиха -мать качала______ Глагол
мохноногих паучат,
пела, что пока устало,_____ Глагол
мошки крыльями шуршат,
и бесшумно ночь крадётся______Глагол
под мерцаньем бледных звёзд,
в сеть комарик попадётся______ Глагол

"мохноногих паучат",____________ здесь мохноногих, славно! - можно и другое словообразование: "многоногих", но Ваше лучше:))
*
В принципе

Не грех глаголом рифмовать
В стихах знакомых раздается:
Нам не дано предугадать,
как слово наше отозовется,
А Тютчев мог пренебрегать!:))
*

Почему, собста, глаголить рифмой не кошерно?
потому что это не искусство: в первом катрене
рифма: - "качала______ устало"
устало? - ОКЕЙ! - Бежало, упало, увяло, умчало - это бесконечно….

- существительное найти не так просто, например:

"поднять забрало", "дойти до причала", "стать у штурвала" - одичало:)))

но можно перейти на гл:

"обещала, обвенчала, удручала, промычала замычала домычала,
промчала, умчала, смолчала" - в стих - это ширпотреб, Общепит, фест фуд, - суррогат, и - какие бы чувства
такие стихи не выражали - обилие глагольной рифмы указывает - что это жопкин хор - а  не хор Пятницкава.

Тоже самое с рифмой "крадется_____ попадется" - я даж больше скажу наипнецца и захлебнецца!

А вот к этой рифме найти существительное - непросто.
Но у настоящих поэтов не бывает такой аферной глаголицы ИМХО:

Ненене, у меня нет никакого бзика насчет глагольной рифмы, просто ненадоть злоупотре-плять
- поглядим как Пушкин пишет - он жа наша все.
Хотя не каждый вразуимтельно объяснит почему? что, сопстна, в нем диковинного?

Нунапример:

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Смотрите сколько персонажей ввел Пушкин в один катрен!
Какое разнообразие образов! - Мальчик, Жучка, мать, да еще и конь виртуальный-
и все заняты делом!
У всех есть действие - вот, что увлекает читателя - их история, наблюдение за тем, что происходит!
Пушкин сделал нас зрителями этой сцены, вовлек в сюжет, дал сопричастность, которая рождает и усиливает живое восприятие:
Малыш возится с салазками и кроме действий - "себя в коня преобразил"
еще и открывается мир его чувств, его переживаний - "ему и больно и смешно,"
а так же мир чувств его мамы, она грозит ему в окно:
т.е. следит за ним, любуется, оберегает, стращает - "ужо тебе" - воспитывает.
Я могу об этом простом стишке долго говорить, тут есть о чем думать, во что вникать, и в самом простом, казалось бы описательском тексте, заложены сакральные понятия.
Смотрите, как подает материал природы Пушкин.

Зима. - Вот уже картина возникла! - белизна, снег - слово у него звучит весомо, не проскальзывает, а задерживает на себе:
Зима.
Далее: "Крестьянин, торжествуя на дровнях обновляет путь."
Крестьянин - указывает на сословие - значит зима в деревне.
Выпал снег и он обновляет путь.
Но почему торжествуя?! - У Пушкина почти нет проходных образов, случайных слов - все стоит по поводу и смыслу.
А торжество - это победа, преодаление - это успех.
Так почему он торжествует на дровнях?
Большинство читателей скажут: Потому что выпал снег, он радуется...
Но не соглашусь! Торжество и радость - разные по содержанию чувства. Торжествует из-за снега? Но, ведь не он вызвал снег,
чтобы торжествовать победу: - "я сделал это!"
Снег выпал - повод радоваться, обновлять путь, но это не торжество - это другие эмоции!
А он, именно, торжествует, как победитель!
Потому что ЗИМА. А он КРЕСТЬЯНИН!
А крестьяне работают весь год - весной сажают, летом собирают, осенью заготавливают корма и дрова и т.д
И только одно время в году, когда крестьянин имеет какой-то отдых - ЗИМА, но отдых в случае, если хорошо потрудился, преодолел достиг.
И вот Зима - все сделано, крестьянин управился и торжествует - удовлетворен проделанной работой, на дровнях обновляет путь.
"Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь."
Он торжествует, а лошадка плетется, ибо работает крестьянин, пашет на ней, а сейчас она снег почуя, ( не борозду и не межу, а снег! - отпуск), может себе позволить вот эту вольготность - плестись как-нибудь - это ее настроение в кругу их общих забот, в унисон настроению хозяина - они ведь связаны трудовой порукой.
Должен заметить, что не оч. понимаю, как можно "плестись рысью", это все равно, что "неспешить галопом".
Но, мжт я не догоняю определений свойственных тому времени, где был свой аллюр "лошадных терминологий"?
Пушкин передает изумительно-яркий кинемотографический контраст зимней картины.
На фоне лошадки, что плетется - (замедленное действие, как рапидное изображение на экране) вдруг! - смена кадра!

"Бразды пушистые вздымая
Летит кибитка удалая!" - там плетется лошадка, как-нибудь, а тут летит! - бразды вздымая - на меня осела снежная пыль!

Теперь - он дает образ нового персонажа:

"Ямщик сидит на облучке, - ухт, какой!-
в тулупе, в красном кушачке"

- Сразил живописью! - на белом фоне красный кушачок!
А ведь он слово белый не произнес, цвет сам рисуется в голове от слов: "обновляет путь" - белО, значит нетронуто, "пушистые бразды"
Эх...... Красота.

В этом простом "киносюжете его стиха" и заключается гениальность.
Сколько там строчек, 14-15? - не важно - но я прочувствовал историю жизни
и крестьянина, и мальчика, и его мамы, и Жучки - не плохо ей там, видать,
даже слышал ее визг, и его смех, и снежность на своей щеке.
И все это так естественно, так наполненно запахами, звуками...

Вот такой яркой  картинки я добивался на конкурсе от Вашего "САДА"
Но есть и другие экспромты о лодашке - все неоднозначно в человеке, и в частности во мне, и, тем более, во мне:)) - поэтому не люблю навязанные роли и тереотипы поведения.
-  приведу переписку на ту же тему: "Зима крестьянин"
 И Да -  думаю,  Пушкина бы это прикололо - он был не просто ярко остроумен - а более того - ироничен и  глумлив!
*
И так - Зима. Крестьянин, торжествуя... (Сан-Торас)
*
Палад:

Не полужив - не полупьян,
Едва-едва чредую ноги.
Зима.
Торжественных крестьян
Черна колонна вдоль дороги.

Тот в шушуне, иной с бушлатом.
Один в пимах, другой босой.
Кто раскулачен в двадцать пятом -
Притих с зазубренной косой.

*
Санто:
*
Зема.Крестьянин естествуя
На дровнях тулится к лошадке.
Она ж не доброе почуя,
В бразды метнулась без оглядки.

Взглянув на них, дворовый мальчик
В салазки Жучку примостил...
Упал на-кал... ночных светил...
Зема.
Скучает город Нальчик.

*
Паллад:
Зима. В снегу, как в цвете вишня.
Гарцуют дровни по утрам.
Крестьянин думает: "Нелишне
лошадке сделать трам-тарам".

Лошадка жалостно и тонко,
Мужицкий дух зачуя, ржёт.
Коль на сносях опять бабёнка,
Приходит лошади черёд.

Оно сподручней всё ж с Матрёной.
Но чёрт здоров, как я ибу.
Распространяя дух ядрёный,
Довольный, явится в избу.

А там драчёны уж приспели -
В тазу румянятся горой.
И скот, и жёнушка при деле.
И сам, как водится, герой.
*
Санто:

Зема. Крестьянин, негодуя
Шел огрести порог лопатой.
Его лошадка, озаруя
Тусила с Жучкою кудлатой.

Лаптями борозды вздымая
Матрёна пёрлась из сарая!…
Но, кушачка не сняв ямщик
К персям Матрёненым приник,

Поди, обоим несподручно -
На облучке вертись кряхтя.
Дык, непредвиденная случка
И стань причиною дитя!

Крестьянин дрыхнет на полатях,
Отмолотивши на гумне.
А тут дворовый мальчик: Тятя!
Грозит оглоблями в окне.

Лошадка ржёт. Набрякли тучки.
Мороз. Пурги не миновать!
Крестьянин лоб сррребёт: от сучки
Матрёна с Жучкой, йоптиль мать!

*
Извините за шутки:)))

Сан-Торас   30.06.2015 00:18