Я поведу тебя в музей. Говорящая машина

Елена Фокина2
Музеи, в первую очередь, - это напоминание человечеству об ушедших эпохах, об ошибках, трагедиях, славе, достижениях. Таковым является и наш историко-этнографический музей, в фондах которого, помимо прочих исторических ценностей,  хранится коллекция граммофонов и патефонов. Вот они-то на сей раз, и привлекли наше внимание.
Будет не лишне напомнить, что должность сотрудника музея требует от человека компетентности и высокого профессионализма. Сегодня, когда люди заинтересовались своими корнями, и желают познать прошлое, это особенно важно, так как информационное поле переполнено вымыслами и легендами, которые буквально ставят человека в тупик. Сотрудник нашего музея должен хорошо  знать историю своего Отечества, Сибири  и своей малой родины – Краснотуранского района. Ведь каждая вещь, прежде чем стать экспонатом музея, соприкасалась с руками человека. Ее создавали, покупали, дарили, использовали по назначению земляки, живущие в разные эпохи.
Во время экскурсии вам  представят  выставку «Родина в сердце жива и доныне», где среди предметов, которыми пользовались наши бабушки и прабабушки в прошлом столетии, красуется старинный граммофон. Эта необыкновенная вещь  сразу привлекает внимание своей необычностью, размерами и позеленевшей от времени медной трубой.
Окунемся вглубь истории. Человек ощутил потребность в музыке, как только осознал себя. Музыка окружает нас на протяжении всей жизни, она звучит в журчащем ручейке, ее  можно услышать в раскатах грома, в шелесте листьев, в шепоте ветра. Сколько песен сочинили люди  на всех языках мира, сколько музыкальных инструментов создали! Цивилизации возникали и исчезали, и, вместе с ними,  пропадали музыкальные произведения. Со временем у человечества возникло желание «увековечить» ту или иную мелодию, сохранить ее для потомков.  Впервые устройство, записывающее звук,  было собрано в 1857 году и называлось фонограф.  Принцип работы фоноавтографа был элементарен.  Игла выписывала кривую  на вращающемся цилиндре, покрытом сажей, где ей передавалась вибрация звуковой диафрагмы.  Звуки получали как бы видимый образ, но, понятно, что воспроизвести такую запись не было возможным. Спустя 20 лет, в 1877 году американец Эдисон собрал «говорящую машину», фонограф, который не только записывал звук, но и воспроизводил его. У этой машины звуковые вибрации с помощью говорной трубы проводились к пластинке из тончайшего стекла или слюды и  записывались на вращающийся вал, покрытый фольгой. На фольге оставались следы, вид которых соответствовал колебанию пластины и падающим на нее волнам. Эту полосу олова можно было использовать для получения тех же звуков. Пластинка приводилась резцом в те же колебания, которые она прежде передавала ему под действием звука и начинала звучать подобно динамику телефона. Первые приборы Эдисона гнусавили, шипели и, скорее, напоминали говор попугаев. Создание Эмилем Берлинером в1889 году граммофона можно считать следующей ступенью в развитии фонографов.  Он заменил в своем детище неудобный валик на круглую пластинку. Проделав кучу опытов, Берлинер в конце 18 века создал уникальную щелочную массу, которая в течение многих лет оставалась основным материалом для изготовления пластинок, которых, кстати, великое множество во вспомогательном фонде Краснотуранского музея.  Своеобразие внешнего вида граммофона поражает и сегодня. Он состоит из корпуса, внутри располагается пружинный двигатель, сверху – вращающаяся площадка для пластинок. В комплект входит мембранный звукосниматель с иглой, трубный тонарм, поддерживающий звукосниматель, и раструб для усиления звука. Именно такой граммофон представлен в в выставочном зале музея. В 80-е годы директор музея Тамара Андреевна Зырянова посещала села нашего района с целью сбора экспонатов. Эту уникальную вещь она обнаружила у старейшей жительницы села  Беллык Марии Леонтьевны Панфиловой.  Это был, пожалуй, единственный экземпляр подобного аппарата на весь район, так как переселенцы, ехавшие в наши места по Столыпинской реформе, везли с собой уже патефоны. Пожилая женщина  бережно хранила его в доме, как память о своих предках и своей исторической Родине, Могилевской губернии. После долгих уговоров, владелица граммофона передала его в дар музею.  Необходимо вспомнить, что именно жители села Беллык безвозмездно пополняли фонд нашего музея многими экспонатами, снимали с запыленных чердаков патефоны, доставали рушники, кринки, горшки, чугунки, ухваты и, отдавали на хранение самое ценное – документы и фотографии.  В легенде граммофона указан 1920 год изготовления, скорее всего это ошибка, так как в начале прошлого века на смену граммофонам приходят патефоны. В 1896 году француз Шарль Пате со своими братьями основал фирму «Братья Пате». К первым годам нового столетия они уменьшили конструкцию музыкального аппарата по размеру и весу так, что она стала напоминать чемоданчик средней формы.  Вскоре одним из самых значительных производителей патефонов стала швейцарская фирма «Thorens», которая существует до сих пор. Диск патефона приводится во вращение посредством механизма, связанного с пружиной. Чтобы завести патефон, необходимо покрутить ручку и сжать пружину. Одного завода хватает всего лишь на проигрыш пластинки с одной стороны, то есть, на три минуты, затем механизм приходится заводить заново.  Патефоны так прочно вошли  в жизнь людей первой половины прошлого столетия, что их выпускали до 60-х годов. В их «долговечности» сыграло роль то, что в  отдаленных уголках России, долгое время не было электричества, и на деревенских вечеринках и на полевых станах звучали мелодии из всеми полюбившегося патефона. Один из патефонов, хранящихся в нашем музее, принадлежал учительнице самого «южного» села Краснотуранского района Листвягово Афанасии Яковлевне Сысоевой. Село имеет богатую историю. Официально дата его образования 1790 год, но по историческим сведениям, его обжили гораздо раньше. Понимая значимость музеев, Афанасия Яковлевна  охотно  подарила музею множество  документов,  фотографий из семейного архива и вещей, среди которых был патефон. В нашей стране эти музыкальные аппараты  были популярны в довоенную пору, во время Великой Отечественно войны, да и после нее. В Сибирь их завезли переселенцы, поэтому сегодня их  собирают коллекционеры, как ценный антиквариат, а музеи нашей страны хранят в фондах, как память об ушедшей эпохе.