Новый герой нашего времени. Часть 4. Целина

Макс Пересвет
     В сентябре меня ожидало новое приключение. Решили командиры отправить меня и ещё пару бойцов на уборочную, в помощь колхозам. Почему-то нашим колхозам всегда требовалась помощь то школьников, то студентов, то армии. Ну не справлялись колхозы своими силами.
     У нас в батальоне почти все служащие были водителями. Вот нас и направили в командировку в сводный автомобильный батальон. Повез нас троих сам замполит батальона. Замполит был здоровый мужик, авторитетный. По службе он был строгий, иногда нудный. Вечно к чему-нибудь прицепится и ведёт потом долгие разговоры о морали и нравственности.
     Но к моему удивлению, в дороге, в поезде, замполит раскрылся с другой стороны. Оказалось, что он простой, добрый мужик, с которым всегда можно договориться.
     В поезде, когда мы разбрелись по вагонам, выпивая со случайными попутчиками, он оберегал нас, как родной отец.
     - Ребята, - говорил он доверительно, - дома я вас могу вытащить из любой передряги, а здесь не моя епархия, так что будьте осторожны.
     В свою очередь, когда к замполиту пристал какой-то пьяный пассажир, мы тоже проявили заботу.
     - Товарищ майор, проблемы? - спрашивали мы, почесывая кулаки, - может с ним разобраться?
     - Все нормально, ребята, - успокоил нас замполит, - ничего страшного, я сам разберусь.
     Вобщем добрались мы до назначенного места, замполит передал нас новому командованию и мы его проводили благодарными взглядами.

     Первое, что поразило меня, это дикое рвение большинства служилых начальников. Их старания по выполнению приказа и достижению нужных показателей доходили до абсурда.
     На обширную поляну, окруженную лесами, сгоняли грузовые автомобили. Многие автомобили были заведомо неисправны. Их притаскивали на буксире и составляли в ряды вперемешку с исправной техникой. Один прапорщик умудрился притащить старенький самосвал с расплющенной кабиной. По этому инциденту потом начальники долго ругались. Каждую единицу закрепляли за бойцом, выдавали инструмент и проводили осмотры.
     Мне достался старенький ЗИЛ-131. Я осмотрел его - вроде все целое, все на месте. Попробовал завести - завелся. Ну, слава богу.
     Но радость моя была недолгой. Когда мы с прапорщиком моего взвода решили проверить машину на ходу, из-под капота пошёл густой пар.
     - Стой! Тормози, - засуетился прапорщик.
     Открыли капот - все внутри в воде. Что такое?
     Я запустил двигатель и из него в разные стороны пошёл фонтан шипящих брызг.
     - Глуши! - прокричал прапорщик, - помпа.
     Притащили мы машину на буксире на место. Я весь в расстройствах. Гляжу, а вокруг тоже суетятся бойцы вокруг своих машин. Там одно, тут другое. Крутят гайки, ковыряются под капотом. Кто-то клеит колесо.
     Да, невесёлая картинка. Собрались помогать колхозам, елки-моталки.
     Я до вечера ходил, как в воду опущенный. Неопределенность меня угнетала. Что ж это я теперь, никуда не поеду, что ли?
     Когда уже начало темнеть, дошла очередь и до меня. Какой-то капитан подошёл к моей машине.
     - Что у тебя?
     - Помпа, - обреченно ответил я.
     - Хочешь поехать? - лукаво спросил капитан.
     - Конечно, хочу.
     - Тогда, давай, за дело.
     Капитан закатал рукава и мы вместе принялись откручивать помпу.
     Потели до четырёх ночи. Несколько раз переделывали - протекала помпа. Но все-таки сделали. Я хоть и устал, как собака, но был рад. Таки поеду в колхоз.
     Выезд в шесть утра, а я не спавши. Ехать колонной до нашего колхоза триста верст. Тяжко будет. Ну ничего, где наша не пропадала.

     Выехали. Едем. Со мной поехал прапорщик. Всю дорогу он принуждал меня курить, чтобы я не уснул. Чёрт бы его побрал. Накурился до тошноты.
     В какой-то момент у меня начало спускать колесо. Хорошо на военных ЗИЛах есть автоматическая подкачка. Включил, подкачал, выключил. Прапорщик сотню раз меня подталкивал:
     - Может надо подкачать?
     Включил.
     - Может уже достаточно?
     Выключил.
     Ехали до вечера. Перед самым селом машины начали ломаться. Останавливались. Две машины встали колом. Зацепили их на буксир.
     Моя машина в яме заглохла и я, покрутив стартер, понял, что ему пришёл конец. Пришлось заводить ручным стартером - этой кривой ручкой. Завел. Доехал.
     Весь батальон раскидали по селам по-взводно. Нам село досталось глухое. Одна улица, дворов на пятьдесят. Старики да старухи. А где колхоз-то?
    
     Не успели отойти от такого, практически, боевого похода, как нас обрадовали:
     - У нас будет образцовый взвод. Поэтому все обустраиваем по уставу - автопарк, жилое помещение, кухня и так далее.
     Вот те раз! Определили.
     Ну, ничего не поделаешь - армия. Приказ есть приказ. Стали обустраивать свою, так сказать, базу.
     Местные выделили нам помещение бывшего детского садика. На прилегающем к нему пустыре, организовали площадку для автопарка. В жилом помещении расставили в два яруса привезенные с собой кровати. На территории вбивали колышки, вязали проволоку, подвешивали флажки, вычищали площадку от бурьяна, устанавливали умывальник, туалет. Вобщем довольно быстро превратили предоставленный нам клочок земли в маленькую воинскую часть. Обживаемся.
     Капитан - командир взвода - дал указание, чтоб на четырех машинах надставили борта кузова. Будут возить силос. Моя машина попала в их число. А я, честно говоря, не представлял себе, как я вообще буду работать со сломаным стартером. Запчастей нет. В округе мастерских не предвидится. Ну да ладно. Разберемся.
     Дали нам досок и гвоздей, начали работу. Все приколачивали борта снаружи, а я подумал, что так ненадежно и приколотил изнутри кузова. Стою, любуюсь своей работой.
     - Ты что тут соорудил? - подошёл прапорщик.
     - Борта, - говорю, - а что не так?
     - Ты видишь, у всех снаружи доски?
     - Ну и что? - не мог понять я.
     - А как ты будешь волокуши вытягивать из кузова? - бил себя по бокам прапорщик.
     - А что такое волокуши?
     - Вобщем переделывай, чтоб как у других было, - махнул рукой прапорщик.
     - Не буду я переделывать, - обиделся я, - что ж я, зря старался, что ли?
     Прапорщик недоуменно вылупился на меня.
     - Что там такое? - встрял капитан в разговор, - делай, как тебе говорят и не спорь.
     - Ну ладно, переделаю, - не стал я вступать в конфликт, - просто я вырос в городе. Если что, так вы объясните.
     - Зайдешь ко мне вечером, - сказал капитан.
     - Понял.
     Вечером я зашёл к взводному. Он устроил мне выволочку.
     - Ты что мне тут, будешь дисциплину разрушать, боец?! - орал капитан.
     - Никак нет, товарищ капитан, просто недопонял по незнанию.
     - А зачем пререкаешься?!
     - Просто хотел разобраться.
     Капитан с размаху саданул мне по лицу кулаком. Я почувствовал как раскололся зуб. От обиды и злости у меня сжались кулаки. Я готов был разорвать капитана на месте, но тут же сидели три прапорщика, готовые накинуться на меня, если что.
     - Что, хочешь меня ударить? - смотрел мне в глаза капитан.
     Я промолчал, стиснув зубы: "Ладно, капитан, в первый раз промолчу".
     - Свободен, - отвернулся взводный, - и помни, я слежу за тобой. Я танкист и рука у меня тяжёлая.
     "А бьешь, как баба" - подумал я и молча вышел в расположение.