Мнение о чистоте поэзии

Джинн Толик
Датировка 2005, многое изменилось, но не все..

Моя поэтическая жизнь недолгая пока, но я уже многое понял и интуитивно использую опыт в новых
работах. Статья обобщает мои взгляды и требования к поэзии, поэтому прочитайте ее, если хотите
понять почему я пишу так, как пишу. Поэзия - штука тонкая, но мысли свои я все же расположу по
математически просто - в виде списка.

1 - Цель поэзии. Стихи - объекты эгоизма, какими бы ни были так называемые "лирические герои",
но они всегда - сам автор, так что если читаете муть какую-нибудь знайте, что поэт, когда писал
это естественно представлял себя в данной ситуации или сюжете, а скорее всего она была в его
фантазии, а возможно и в жизни. Цель поэзии - служить предохранителем творческой энергии. Так
уж устроены эти самые поэты, что вечно им надо куда-то сбрасывать энергию в виде мыслей,
образов. Цель поэзии - удовлетворение желаний, непретворенных в жизни, возможность рассказать
миру о том, что трудно сказать обычными словами. Если хотите по полной попасть в мир другого
человека - читайте его стихи. Поэт так устроен, что не боится доверять бумаге самые абсурдные
вещи, даже те, которые опасны в руках другого человека.

2 - Чистота строки. Понимается в прямом смысле. Старайтесь, когда пишете после черного варианта,
проработать сюжетную линию, либо углубить эмоции. После этого взгляните на текст, как на картину,
вы увидите геометрию слов, где чуждые очень заметны (чаще это слова с нечетным количеством
слогов, либо слова, где слоги не дополняют друг друга, а диаметрально противоположны.) Для
примера возьмем слово "это" - количество букв нечетно, слово не значит само по себе ничего, и
буква "э" явно не в тему! Это касается многих слов, например слово "сквозь" - нестабильное, но
зато слово "через" - стабильное. Так что избавляйтесь от мусора в виде чуждых слов стиха. Далее
постарайтесь уничтожить все слова, которые на наполнены смыслом и не несут никакой нагрузки,
кроме звуковой. Например строка "Наплевав на весь ваш мир" - "на весь ваш" - типичный мусор.
Непонятно какой мир, почему весь. Какой? В данном вопросе заключен метод борьбы с этим мусором -
замена его на прилагательные или другие обороты речи. Например - "наплевав на грубый мир" -
не смейтесь, я долго эту строку не обдумывал, но заметьте она гораздо красивей и полезней, если
стих на тему Улицы, где борьба за существование выходит на первый план. Избавляйтесь от мусора
даже, если разрушаете первоначальный план написания стиха! Придет новый сюжет, более красивый!
И еще - старайтесь изберать оборотов прошлого века, таких как "уж" - используйте "уже", если
необходимо; "Иль" - используйте "Или". Постарайтесь не начинать строку союзом "И" - это повлечет
за собой бесконечное повторение его и в других строках стихотворения, а мелодия его превратиться
в заунывную песню "Пушки или Лермака". Кстати при подборе слов для стиха руководствуйтесь
схожей тематикой слов - а то некоторые вываливаются из общей картины. Например вот стих Ольги:

"Когда желание быть перекрывает воздух,
И, задыхаясь, я бегу за горизонт...
Лазурь мне вяжет шаг, и развернуться поздно,
И я - ладони вниз, и брызг вокруг экспромпт... ".  (Ольга)
 
Как вам последнее слово? Ну никак не в тему, надо менять, а какое было хорошее начало, даже
заметьте - "желание", а не "желанье", что уже прошлый век. Вот этот вот "экспромпт" появляется
иногда даже если автор не знает его значения! Поищите у меня и тоже найдете! Такое я называю:
лень искать рифму.

3 - Старт произведения - Тут порекомендовать ничего не могу, но расскажу как я начинаю стих...
Рождается одна строка, иногда красивая своей чистотой, а иногда смыслом. Тогда я сажусь за бумагу
или компьютер и сочиняю дальше. Так что любой мой стих - это не задумка, я рождаю его в процессе,
причем работаю по полной, а мне не шепчет с неба какая то "муза"-****ь. Если тебе с неба шепчут,
то и не твои это стихи! Вообще талант, когда заставляешь себя родить вещь, и не знаю я что такое
вдохновение. Честно скажу, если бы я писал только по вдохновению, то у меня вы бы нашли менее
трех работ. А так первая строка дает мне и тему и стиль и мотив... А рождается она чаще при
обычном разговоре, при использовании оборотов речи в шутку, иногда по телевизору услышишь что-
нибудь. Да, первая строка о которой я говорю, не обязательно в моей работе Первая, она и в
середину иногда залезет в процессе. Так то! Но вы можете подумать и вычислить отправной пункт
моей работы - обычно я делаю особое ударение на эту строку или поднимаю эмоцию.

4 - Звук - делайте ставку на звук, если хотите поразить слушателя красивой ударной мелодией,
как на музыкальном инструменте. Только что стих шел плавно, и вдруг набирает обороты и рвется
наружу в своей языческой красоте. Звукопись я создаю при помощи сопряжения слов по принципу
"звенящих и глухих согласных", которые реже употребляются. Например: "з", "ш", "ц", "ч".

"Купи меня. За деньги? За...
Запомни, мы - носитель зла
Зал показал глаза, змея ползла
Куда?"  (Мои)

Ну, как вам атака буквой "з". А ведь можно и мощнее!!! Звукопись создает напряжение, используйте
ее для обострения восприятия. Да и просто потренироваться в подборе "созвучных" слов полезно!

5 - Стиль. Под стилем понимается личная манера автора выкраивать стих. Вот "Пушка" например
мычит от первого стиха до последнего одно и тоже, а вы не бойтесь экспериментировать. В строку
слово красивое не умещается? Ну и плевать пишите как есть, а когда читать будете грамотно
расставьте паузы - никто и не заметит! Ведь песни на этом и постоены. Не лезет строка,
но ее все равно поют, но поют по другому, не так как другие, и это по-моему даже лучше!
Никогда не пишите никакими там ямбами! Стих не только так можно родить. Можно рвать строки,
Делать паузы. Собирать строку из нескольних предложений или складывать мозаику, когда предложение
занимает полторы строки и следующее за ним столько же, так можно укомплектовывать четверостишия.
Посмотрите для примера "Лирическая элегия". Не зацикливайтесь на четверостишиях, восьми- и дву-
стишиях. Есть очень красивая форма в пять строк! А кто запретит в семь? Чтобы написать в семь
строчек пользуйтесь подрифмовкой и стыкующейся рифмой (см-рифма) плюс суммируйте строки звуком.
Ищите новые мелодии! Вот с этим беда - каждая на счету - изобрести новое трудно, но можно:

"Не помню случайных не встреченных лиц...
Прошли...
Не столкнулись...
Не сбылись...
Забылись...
Не помню, не верю, не падаю ниц...
Не знали,
Не стали,
Не мы,
Не влюбились..."  (Ольга)

Заметьте - строки как удар молотком! Чувствуете силу бессилия? Когда человек не может ничего
изменить, на время он начинает молотить все вокруг, а потом уходит в "аут".

6 - Рифма - шурупы и гвозди поэзии, поскольку скрепляют ваше творение и собственно превращают
ваш стих из обычного текста в текст стихотворный. Выкиньте рифму у "Лермака" - получится треп,
но если вы используете правило "чистоты строки", то получится ценный текстовый материал, но
не стих правда. Без рифмы никуда, но тут мы тоже поломаем стереотипы - не каждую строку надо
зарифмовывать и рифму не обязательно делать четкой с полным совпадением букв концов слов.
Вот четверостишия практически не нуждаются в рифме 1+3, зарифмуйте 2+4 и все будет o`key.
При использовании нечеткой рифмы (я часто использую) добавляйте подрифмовку в середину строки,
которая была бы рифмой явной, если бы размещалась в ее конце, либо создайте красивейшую
стыкующуюся рифму:

"Нет красных девиц, только бледная погань;
Нет добрых молодцев, лишь полнятся морги;               
Нам ли не знать, что ноги
Бьют менее больно,
Нежели колкий
Привычный, утробный
Звук перерезанного горла.
Порола
Ночь тишину плетками молний;
За криком моим признали: покойный..." (Мои)

Вот рифма: "горло-порола", стыкующаяся потому, что рифма конец строки на начало дает
замечательное перемещение образа от одного к другому. При зарифмовывании постарайтесь дать
неординарную рифму, новую, не использовавшуюся ранее и неожиданную что ли... Трудно, но можно!
Какие виды рифм использовать? Какие хотите! Перекрестная - у меня часто гостьей! (1-3; 2-4)
Опоясывающая редко (1-4; 2-3). Последовательная тоже не нравится свое песенностью (1-2; 3-4).
Можно также в одной работе использовать сразу несколько видов рифм. Например, начните его дву-
стишием, затем добавьте паузу, затем блок четверостиший, затем пауза и вновь двустишие.

7 - Тематика. Тему каждый автор волен выбирать сам и тут навязывание скажется плохо! Пишите о
том, что волнует вас в данный момент. Кто-то хорошо пишет о природе, а вам может и не дано,
но может вы напишете о политике так, как "ботанику" не снилось. Здесь хочу сказать, что люди
склонны мыслить однотипно, в этом смысле мы консерваторы, поэтому и стихи редко удается
разжидить чем-то новым, особенно если жизнь не инстереснее паучьей. Моя тема мне например ясна -
трагическая любовь, бессилие, агрессия, суицид. Иногда юмор, но редко, иногда политика.

8 - Паузы. Очень полезны, если ваш стих далек от ямбовского шаблона, если вы рвете строки, то
пауза после разрыва совершенно необходима, и вам придется постараться скроить стих после паузы
красиво и грамотно, поставив рифмы на нужные строки стиха. Паузу также можно использовать для
нагнетания атмосферы перед мощнейшими строками вашего стиха:

"Бездна, любовью целуя,
Коснется твоих волос,
Изрыгая мечи (пауза)
И поцелуи, и проклятья
Мне в унисон."  (Мои)

Посмотрите как можно его прочесть! Первые три строки обычным темпом, затем подняв темп, громкость
и резко проговаривая слова строки "И поцелуи, и проклятья" и затем опять спад. Перед последней
строкой тоже можно добавить паузу, будет красиво!

9 - Прогресс. Должен быть заметен уже после первого года непрерывной работы! Поэтому не ищите
всего того, что я написал здесь в моих первых работах. Запомните, чем позднее написанная мной
работа, тем больше шансов найти в ней эти правила. Если вы пишите много лет и прогресса нет -
стоит наверно бросить это занятие, а не то будете как "Пушка" или "Некрасик".