Одесский Челлини. гл. 2. Все древности делают в Од

Марк Штремт
Одесский Челлини

2. Все древности делают в Одессе

О Гохмане замолвим слово:
Удачливый негоциант,
В предметах старины толково
Он разбирался – не педант.

В родном Очакове сначала,
В Одессе с братом он потом,
Торговля, сбор их привлекала,
Имели свой торговый дом.

Херсонска(я) улица семнадцать,
Пастера улица теперь;
В Одессе им обосноваться,
И бизнес свой открыть, как дверь.

Продажу древних всех находок
Поставили, как на поток,
Товар настоль был весь ходок,
Контроль же – не был столь жесток.

Среди товаров в магазине
Тиара оказалась вдруг,
Весь магазин был, как на мине,
Владельцев охватил испуг.

Испуг за ценность той короны,
Легенду сочинили ей;
Явилась на хвосте вороны,
Чтоб ошарашить всех людей.

Как будто в скифской той могиле,
Она лишь найдена была,
Она настолько в древнем стиле,
Легенда по миру; пошла.

Все справочные книги мира
Почли за честь писать о ней,
Французы «родили» кумира
На зависть в мире всех людей.


Но Эрмитаж – в большой досаде,
Что упустили этот шлём;
И мир научный, как в «осаде»,
Испачкан будто бы дегтё;м.

Вновь разгорелись жарки(е) споры,
Что шлем-тиара – не царя,
Её нашли, не роя горы,
«Пришили» к скифам только зря.

Скорей всего она – подделка,
Одесский весь учёный мир
Настаивал, что – это сделка,
Французы, чтоб «кончали пир».

Директор местного музея,
Учёный по раскопкам муж,
Легенде этой не поверя,
Сказал, что это просто чушь.

Другой учёный – археолог,
Одесский вице-президент,
Историй древностей «психолог»,
Назвал он сказкой инцидент.

Изделья древних ювелиров,
До тонкостей познавши их
И защищая честь мундиров
От перекупщиков лихих;

Единодушно было в мненье,
Назвав афёрой века шлём;
Но восхищались тем уменьем,
Каким искусством «пахнет» в нём:

«Работа тонкого чекана,
И лучше, чем всё – до сих пор,
В вещах поддельного обмана,
«Добытых из подземных нор».

Но в Лувре не было сомнений,
По мненью их профессоров,
В Европе не «витает» гений,
Кто «наломать мог в этом дров».

С чеканкой филигранной в злате,
Никто не мог назвать имён,
И в Лувре, лёжа на полати,
Тиара  «создавала звон».

Семь лет все были в восхищенье,
Тиара вызвала фурор,
Но вдруг произошло «сраженье»,
И в дело «влез» сам прокурор.

В двадцатого начале века,
Художник Эллина Майянс
Был пойман в роли человека,
Картин с подделкой – «целый съянс».

К ответственности он суровой
За это сразу привлечён,
И он своей натурой щедрой,
Наверно, «местью награждён».

В допросах выдал всех «экспертов»,
Торговцев, антикваров – всех,
И много стало этой жертвой,
Гремел судебный там успех.

Но самым «подлым» там признаньем,
Его зловещие слова:
-- Музеи наши по незнанью
Скупают не шедевр – «дрова».

Предметов «подлинных» искусства
В музеях столько «развелось»,
Что у людей пропало чувство,
И недоверье родилось.

А скифского царя корона,
Хотя и мастерский предмет,
Но не «жар-птица», а «ворона»,
И в ней найдёте Вы мой след.

И по итогам заявленья
Об экспертизе встал вопрос,
Всем людям, как на удивленье,
Кто Лувру так «измазал» нос?

Скандал и шум вокруг тиары
К ней вызвал шквальный интерес,
К виновникам все ждали кары,
А в посещениях – прогресс.

За три дня в Лувре побывало
Под тридцать тысяч человек,
И постепенно лишь всплывало:
Чьё имя потрясло так век?

Никто иной, как из Одессы
Златых дел мастер Израиль,
Он – Рухомовский, к интересу
Совсем не ставил себе цель:

Обмануть весь мир подделкой;
Но невольно стал он им,
Мысль была настолько мелкой:
Лишь продать товар другим.

Работу сделав филигранно,
Что приняли за раритет;
И ничего не было странно,
Что на царя был «шлём» одет.

Ошиблись эксперты Парижа,
Да Вена чуть не впала в грех,
И Лувр из-за его престижа
Решился покорить там всех.

Как не поверить этой сказке,
Что все изделья древних лет
В Одессе «лепят» по указке
На той Ремесленной палм-стрит.

Июнь 2015 Марк  Штремт
 (продолжение следует