2015 - 2 конкурс. Итоги. Алёна Асенчик

Золотой Пегас
Сразу хочу сказать авторам большое спасибо за интересные стихи, за возможность пройтись в «своих тапках по чужой территории» - по картам ваших миров, отражённым в поэтических строках. Разумеется, моё мнение обо всех девяти стихах – это всего лишь моё мнение и ничего больше. Итак…


1.  7. Гербарий неисполненных желаний
 
Пылится в заколоченном чулане,
а может быть, на старом чердаке
гербарий неисполненных желаний
и грезит о заботливой руке.

Забытые, отправленные в небыль,
листы, где нет ни времени, ни дат,
а только бледный цвет, засохший стебель,
сожжённый лес и вырубленный сад.

Гербарию загаданное снится,
он дремлет и не ведает пока,
что время копит новые страницы,
свисая паутиной с потолка.
Поставила это стихотворение на первое место за «многое в малом». Стихотворение небольшое, но интересное, с оригинальными образами. Уже заглавная строка – «гербарий неисполненных желаний» - словно ключик от чулана, наполненного тайнами. Так когда-то я заглядывала в замочную скважину бабушкиной кладовки, где, по моему детскому мнению, в тревожном полумраке хранились несметные сокровища: старый-старый чемодан с потрёпанными книжками, телефонная трубка без телефона (трагедия расставания!), сундучок с дядькиными инструментами и много каких-то непонятных «взрослых» вещей, каждая из которых могла бы стать частью интересной фантазии. А у лирического героя стихотворения в таком чулане хранятся не просто вещи, а желания! Неисполненные. Это и есть якорь, цепляющий читателя: сколько у каждого из нас таких желаний, не обнулившихся в своей неисполненности, а бережно хранимых нами! Зачем? Трудно сказать. Может, и правда они просто ждут «заботливую руку», чтобы стать чем-то большим, чем простой гербарий? И очень понравился образ времени, свисающего паутиной с потолка…
Ну, вот, на анализ своих впечатлений я уже потратила гораздо больше слов, чем автор стихотворения.

2.  4. Картина в оконной раме

Мне весна подарила картину в оконной раме,
в ней не счесть перспектив, озарений, живого света...
я листаю прохожих и прячу их лица в память,
архивируя в файл под названием "Скоро лето."

День прозрачен и свеж, сообразен Москве и маю,
в основном сине-зелен, а к небу - слегка оранжев,
чёрный пёс на контрасте нюансом лубок ломает,
вместе с парой ворон создавая эффект коллажа.

Многомерен и ярок, на сюр городской похожий,
заоконный пейзаж, на ладонях весны согретый,
и адепт бесконечности - очередной прохожий -
промелькнув за окном, исчезает в туманном "где-то".

Спасибо автору  стихотворения за оригинальный взгляд на мир! Мне этот взгляд оказался близок и понятен – на целое второе место в рейтинге! )) Несколькими строфами нарисована яркая картинка, заставляющая и улыбнуться (сочности, лёгкости мазка), и задуматься – мы ведь и правда словно «архивируем» в себе полученную информацию, каждый по-своему. И промелькнув в жизни перед чьими-то взглядами, исчезаем в туманном «где-то»…
3.  8. акулина

белолицая, чернобровая акулина
приходила,
песню снежную заводила.
небо в рясе едва чадило луны кадилом.
беспородная сука жалобно в лад скулила.

"баю-баюшки, бедки-детки, подрастайте,
подрастёте - время сонное наверстаем".

синеокая, хладносердая акулина
оплела дома словесною паутиной,
где иртыш, молодецки сопя,
выгнул спину.
март придёт, заорёт,
встанет клином.

а сейчас баючит вихрями акулина.
небу недосуг свысока увидеть
над церквушкой крест,
колкий, спелый иней
на посёлке.
сон здесь лубочный, длинный.

здесь москва и не снится -
тыщи вёрст до столицы.
вдоль ослепшего окна
бродит улица бледна.
где-то в да;ли-далеко
эхо сплёвывает кровь.
"...боже святый, нам не дай..." -
зги господней не видать.

запевает псина,
воет акулина.

«небо в рясе едва чадило луны кадилом», «иртыш, молодецки сопя, выгнул спину», «колкий, спелый иней на посёлке» - невозможно пройти мимо таких образов! Манера написания стихотворения мне не очень близка, но язык стихотворения сочный, яркий, почти всегда оригинальный. Несколько раз прочитала, с удовольствием перекатывая на языке, несколько раз меняла местами с последующим стихотворением, но оставила таки на третьем месте. Спасибо большое автору!

4.  9. Жить это просто

Жить – это просто. Дорога. Дом.
Тёплые доски пола.
Старая булочная за углом.
В паре кварталов школа.

Няня наварит кислые щи,
Молча глядит куда-то.
– Вот, – говорит, – из всех мужчин
Двое пришло ребят-то…

Тянет из леса дождём и костром.
Ветер качает тополь.
– Мужа-то Мишу – в сорок втором.
Где это – Севастополь?

Пляшет ленивая пыль в лучах.
Время идёт чуть слышно…
– Я иногда зову по ночам:
Мииииша! Миииша!..

Няня глядит в этот сорок второй,
Плачет. Кивает мелко.
Нам по двенадцать. Сидим с сестрой,
Мучаем щи в тарелках.

Руки у няни в венах-корнях,
Бледных веснушек просо…
Вот бы на озеро на полдня!
Жить – это просто.

Не скажу, что с точки зрения техники стихотворение идеально: в некоторых местах заметны этакие словесные стыки, которых можно и нужно было избежать. Вот, например:
Няня наварит кислые щи,
Молча глядит куда-то.
– Вот, – говорит, – из всех мужчин
Двое пришло ребят-то…
Это сочетание в одном контексте «молча» и «говорит»  меня, например, при чтении «спотыкнуло». Между тем, заменив наречие на, допустим, «грустно», «скорбно», «долго» (ну, это автору решать - что тут лучше выбрать, я просто для примера), можно подобного стыка избежать. Есть и другие претензии. Но стихотворение трогает, запоминается, западает в душу. Потому – высокое место в рейтинге. Спасибо автору!


5.  1. СВЕТЛО

...ты просила меня рассказать о светлом...

всё  когда-нибудь  будет,  не  спрашивай,  только  когда.
я  не  знаю  ответа,  я  знаю,  что  будет  и  ладно.
а  пока  мы  лежим  на  ладонях  и  дышим  на  ладан,
согревая  дыханьем  своим  города,  города,
у  которых  от  холода  сводит  замки  и  ограды.
понимаешь,  и  время  и  люди  –  вода.

ты  смотрела  так  часто,  как  солнце  летит  под  откос,
как  на  крышах  весёлые  дворники  трогают  небо.
я  бы  тоже  по  крыше  под  утро  с  тобою  побегал.
или  вышел  туманом  на  каменный  северный  мост,
и  лепил  бы  кораблики  из  почерневшего  снега,
а  потом  превращался  бы  в  воду  и  рос,

ты  бы  мне  улыбалась…  под  воду  уйдут  корабли,
мы  не  станем  чужими,  мы  будем  дышать,  как  и  прежде.
пусть  на  ладан,  пусть  с  нами  останутся  там  же  и  те  же,
согревать  ледяные  ладони  замерзшей  земли:
и  вода,  и  весёлые  дворники  в  синих  одеждах,
и  все  те,  кто  за  ними  под  утро  на  крышу  ушли…

Есть очень понравившиеся строки. Даже не скажу - чем: просто зацепили сразу. Возможно, заложена в них какая-то словесная энергетика: «города,  города,
у  которых  от  холода  сводит  замки  и  ограды»,  «я бы… вышел  туманом  на  каменный  северный  мост», «солнце  летит  под  откос». Но есть и строки, показавшиеся не совсем удачными: «а потом превращался бы в воду и рос» (не сразу поняла эту метафору – почему он «рос», превращаясь в воду; пришлось несколько раз перечитать это место, чтобы докопаться до смысла растущей воды); как-то в целом образ «люди – вода» показался… не очень внятным, что ли. Не приглянулся, в общем. «Согревать ледяные ладони замёрзшей земли» - явная речевая избыточность (какое-то из определений послужило  «костылём» для ритма).
Но стихотворение действительно светлое, а ещё доброе, уютное (несмотря на весь описанный в нём холод). С интересом окунулась в мир его лирических героев, согревающих дыханьем города.

6.   3. Любаша

Я плоть от плоти постсоветских улиц -
Не верил, не боялся, не просил,
И руки загребущие тянулись
К бутылочным созвездьям что есть сил.

Я в этом деле многого добился -
Ни рюмки, ни стакана мимо рта,
Но вот однажды понял, что допился,
Когда открылся временной портал.

Я слышу танго, и меня корёжит
От судьбоносных сталинских времён,
В которых много девушек хороших,
В которых много ласковых имён.

Одна из них по имени Любаша
Заплакана, грустна и холодна.
Танцуют пары. А к Любаше даже
Не подгребает сука ни одна.

Я понял вдруг, что я - сама природа!
Меня мутит от всякого жлобья!
Я добрый человек такого рода,
Который тем добрей, чем больше пьян.

Я собираю ветром в кучу тучи.
Пора сценарий тухлый поменять.
Сейчас за всё общественность получит
От очень подобревшего меня!

Не плачь, Любаша! Слёзы смоет ливень.
Смотри, врагов народа мочит дождь.
И чем вода пьяней, тем суетливей
Сбегает с танцплощадки молодёжь.

Плывут со сцены: аккомпаниатор,
Портрет вождя, певица в парике.
Любовь смеётся. Гром грохочет матом.
Ползёт карета Скорой вдалеке.

Удачно выбран размер для передачи именно этого содержания. Удачно вплетены аллюзии. Оценила и чувство юмора автора. Но чего-то мне в этом стихотворении всё-таки не хватило. Может, положительных эмоций?

7.   5. вернусь

забудусь сброшу сорок лет
стою у бочки с хлебным квасом
верчусь к афише с Фантомасом
в кармашке трогая билет
беру большую жадно пью
пока бидончик доливают
а осы в кружках прибирают
буравя в пене колею
до дома ходу пять минут
второй этаж обед в подушке
да как дойти играют в тюшку
торчу пока не позовут
поесть умыться как успеть
ну мама ведь сеанс начнётся
она лишь только улыбнётся
и мне в ладошку сунет медь
 какой-то зуммер обернусь
звонят ответишь? Просыпаюсь

чуть позже молча подымаюсь
а сердце бухает – вернусь

Очень динамичное стихотворение, прекрасно передающее энергичность лирического героя, насыщенность его дня. Неудачи (по моему мнению): «верчусь к афише» (вертеться можно вокруг чего-то; предлог «к» здесь не подходит), «торчу пока не позовут» (нужно учитывать современные значения слов; я о «торчу», да: неоднозначность глагола здесь абсолютно не нужна, как мне кажется); «умыться как успеть» - неуклюжая конструкция получилась; «какой-то зуммер обернусь» - ну какой сорок лет назад мог быть зуммер в квартире, кроме телефонного или «будильникового», поэтому «какой-то» здесь выглядит несколько небрежно: согласитесь, можно было подобрать более удачный эпитет для «зуммер», чтобы тайна предпоследней строки (ах, это был сон!) не раскрывалась на зуммере, а дожила бы именно до нужной строки ))) В целом у меня сложилось впечатление, что стихотворение – это пока черновик, который вполне может стать интересной вещью! Удачи автору!

8.   2. В детской спаленке

 В детской спаленке ножек маленьких
 не звучит уже топоток,
 одиночество ставит прочерки
 в длинной повести вместо строк.

 В детской спаленке две проталинки
 в ледяной пелене тоски –
 фото в рамочке, щёчки в ямочках,
 да кровать без одной доски.

 В детской спаленке так слова легки,
 только некому их сказать,
 лишь бессонница в пояс клонится
 и опять зовёт зоревать.

 Взрослой дочери дни ли, ночи ли
 нет весомых причин считать,
 очевидное – разве видно ей,
 как сидит вечерами мать

 в старых валенках в детской спаленке
 серой птицею у окна,
 и кружит вокруг исхудавших рук,
 словно петли вьёт, тишина.

Тема выигрышная, но тем самым и «опасная» для автора. О подобном пишут немало, поэтому избежать штампов, выбрать оригинальное (так, чтобы ни у кого больше!) развитие темы очень и очень непросто. Автору, как мне кажется, удалось это сделать только частично.

9.   6. Что-то, что-то не так, не так

                "Что-то, что-то не так, не так"
                Юрий Кукин

Не «катят» катет и  гипотенуза,
бильярдный шар скользит помимо лузы.
Жара достала так, что мочи нет!
Блесна не долетает до стремнины,
и ноги от  ушей, но не у Нины…
Я ненавижу утренний омлет.

Не разберусь, что не в порядке с этим, 
чем  ходоки  свои тропинки  метят.
Размер не тот поношенных  штиблет?
И небо не такое  голубое,
который год, как не цветет алоэ,
а  может быть, пора сменить лорнет?

А в мясе постном  не хватает перца, 
душевных струн в опустошенном сердце,
тошнит меня и от парных котлет.
И простыня, гляди, почти не смята, 
во рту противно,  мне б листочек  мяты,
покинула меня моя Жаннетт!

А нефть всё дешевеет за границей,
бензин взлетел в цене безумной птицей,
налейте лучше мне в бокал клерет!
Клерет исчез давно из магазинов.
Загнил незрелый виноград в корзинах?   
Пустые полки нам поют:
- Привет!

Законы сыплются зелёной вишней,
от них народ честной почти не дышит.
Трубите общий сбор, мой друг, корнет!
Ах да, трубить, увы, не ваша участь.
Зачем фальшивой нотой уши мучить?
Да отложите лучше свой кларнет. 

И не всегда нам помогает «Но-шпа»,
вот  где-то  засуха, а где-то оспа…
А  запил кто, не завершив сонет? 
И в Лондоне погромы,  пламя пышет,
полковнику теперь никто не пишет,
пожалуй, съем постылый  винегрет…


Ощущение некой сумбурности: здесь и катеты с гипотенузами, и бильярдный шар, который почему-то не мимо, а «помимо» лузы (видимо, у него большая программа не только в бильярде), и Нина, и Жаннет, и клерет, и но-шпа, и многое-многое другое из разных областей и времён. Несколько раз перечитала, но (прошу прощения у автора) так и не поняла, о чём этот текст, в общем, «что-то не так, не так». Спишем это на мою читательскую непрозорливость ))

Ещё раз всем спасибо за интересные стихи. Удачи всем и вдохновения!