Гений металлических кружев

Владимир Лагунов
Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в небольшом и тихом провинциальном городе Грайвороне, тогда Белгородского уезда Курской губернии. Его отец, Григорий Петрович Шухов, происходил из рода, в котором на протяжении многих поколений мужчины были офицерами русской армии. Он закончил юридический факультет Харьковского университета, считавшегося после Петербургского, Московского и Киевского одним из лучших в стране. Благодаря своему образованию, решительному и твердому характеру, честности, трудолюбию и обаянию Григорий Петрович довольно быстро сделал блестящую карьеру. Уже в 29 лет он был произведен в титулярные советники и получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память о Крымской войне 1853-1856 гг. (Небезынтересно, что Г. П. Шухов, будучи совсем молодым человеком, едва разменявшим третий десяток, был даже какое-то время Грайворонским городничим). Еще через восемь лет Григория Петровича переводят на работу в Петербург, где вскоре он производится даже в надворные советники. Везунчик, да и только!
      Мать В. Г. Шухова, в девичестве – Вера Пожидаева – была дочерью подпоручика Капитона Пожидаева, имевшего маленькое имение в Щигровском уезде Курской губернии.
В 1864 году, в одиннадцатилетнем возрасте, Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию. Где он учился до этого, доподлинно неизвестно, скорее всего, в Курской и Херсонской гимназиях, но возможно, что только в Курской. В гимназии Владимир занимался хорошо и проявил заметные способности к точным наукам, особенно к математике. Родители воспитали в своем сыне целеустремленность, трудолюбие, проницательность и жажду к знаниям. Однажды на уроке Шухов взял и доказал теорему Пифагора способом, который сам же и придумал. Учитель отметил оригинальность доказательства, но поставил двойку ученику, за отступление от догмы.
Гимназию Владимир закончил в 1871 году с блестящим аттестатом. Выбор профессии был для него однозначным. Кроме выдающихся математических способностей, у Володи была уже к той поре отчетливая мечта стать инженером, и своей практической деятельностью способствовать развитию России, ее процветанию и лидерству в мире.
     По совету отца Владимир поступает в Московское Императорское Техническое училище (теперь это МВТУ, превращенное за советские времена в придаток ВПК). МИТУ в те годы было учебным заведением, где предоставляли возможность получить фундаментальную физико-математическую подготовку, приобрести глубокие знания по другим теоретическим дисциплинам и одновременно овладеть прикладными ремеслами, столь необходимыми инженеру-практику. Учебные программы здесь составлялись на основе учебных и практических курсов Петербургского Института Корпуса Инженеров Путей сообщения – самого передового учебного заведения Европы. Выдержав вступительные экзамены в Училище, Владимир Шухов был зачислен в «казеннокоштные воспитанники» и жил самостоятельно в казенных дортуарах (в общежитии), изредка навещая родителей, которые в то время жили в Варшаве.
Учиться в Училище было непросто, атмосфера здесь царила тяжелая: действовал строгий режим, царила казарменная дисциплина, осуществлялся мелочный надзор, налицо было ущемление элементарных прав. Но строгости здесь являлись не самоцелью, их рассматривали как стимул к прилежной и добросовестной учебе (следует напомнить, что стимул, это в Греции подразумевалась палка, которою погоняли осла). От воспитанников требовали отличного усвоения основ физико-математических знаний, на основе которых инженер приобретает в дальнейшем все для своего дальнейшего самостоятельного роста. Приученный родителями к самостоятельной и скромной жизни, Владимир Шухов упорно занимался физикой и математикой, работал в читальном зале, чертежной, столярной и слесарной мастерских. Успехи В. Шухова заметили и оценили по достоинству его преподаватели по Училищу, известные ученые: доцент по кафедре аналитической механики Н. Е. Жуковский, профессор по кафедре математики А. В. Летников, почетный член педагогического совета академик П. Л. Чебышев, который прославился своими работами по теории чисел, теории вероятностей, теоретической механике. Студент Шухов сконструировал форсунку для сжигания жидкого топлива и в мастерских училища сам ее изготовил. Изображение этой форсунки поместил сам Д.И.Менделеев на обложке своей книги о промышленном развитии России. Вот так замечали и выделяли талантливых студентов в темное мрачное время царизма! Шухов изобретал, а другие студенты бомбы делали, царя взорвать! Тоже «изобретатели»!
В 1876 году В. Шухов с отличием и золотой медалью заканчивает Училище. В знак признания его выдающихся способностей он был даже освобожден от защиты дипломного проекта. Это нечто небывалое для России! Зачем от гения требовать какой-то обязаловки и тратить его драгоценное время на бессмысленный труд? Академик П. Л. Чебышев делает молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической работе в университете. Однако Шухова больше привлекают не теоретические исследования, а практическая инженерная и изобретательская деятельность, мечты о которой теперь оказались так близки к осуществлению. Он отказывается от заманчивого предложения, и после отказа, его никто не притеснял, а напротив, Шухов в составе научной делегации в порядке поощрения командируется Советом Училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов. Вот так то!!! Выставка открывалась в Филадельфии, в Фермоунт-парке, на берегах живописного озера в мае 1876 года.
Поездка в Соединенные Штаты сыграла определяющую роль в жизни В. Г. Шухова и это неудивительно. Заокеанская держава после гражданской войны начала свой рывок к мировому лидерству, быстро оттесняя Великобританию на второй план. На выставке Шухов познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, выходцем из России, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве Главного и других зданий Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за что получил там Гран-При и золотую медаль. Именно А. В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов различных изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питтсбурга, строительство железных дорог и все другие ошеломительные новинки американской техники.
Вернувшись из Америки в 1877 году, В. Г. Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. После ярких впечатлений от такой замечательной заокеанской поездки для него начались унылые серые будни: работа над чертежами железнодорожных насыпей, типовых станционных зданий, локомотивных депо. Эти навыки в последующем весьма пригодились Шухову, но, для молодого активного человека, работа без возможности творчества, под гнетом косного начальства была угнетающей. Под влиянием друга семьи Шуховых, хирурга Н. И. Пирогова, он поступил вольнослушателем в Военно-медицинскую академию. Кто-то от тоски начинает водку пить, а гении идут учиться дальше.
Летом этого же года А. В. Бари с семьей возвратился в Россию, оставаясь гражданином Северо-Американских штатов. Он понимал, что Россия тоже стоит на пороге стремительного промышленного развития и правильно предполагал добиться здесь быстрого успеха, рассчитывая на свои способности. Став главным инженером Товарищества братьев Нобель Бари, начал заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти. Именно в начале XX века Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и Бари был на передней линии этого процесса вместе с прозорливыми Нобелями.
Правильно оценив творческий потенциал В. Г. Шухова еще в Америке, А. В. Бари вскоре пригласил его принять на себя руководство отделением фирмы в Баку – новом центре быстро развивающейся российской нефтяной промышленности. В 1880 году А. В. Бари основал в Москве свою строительную контору и котлостроительный завод, пригласив В. Г. Шухова на должность главного конструктора и главного инженера. В возрасте 27 лет такие должности это что-то да значит! А ведь к этому еще прилагалась немаленькая зарплата с тремя нолями. Так начался плодотворный союз блестящего менеджера и фантастически талантливого инженера. Он продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.
Приглашая В. Г. Шухова к сотрудничеству, А. В. Бари получал молодого (25 лет), не обремененного предрассудками инженера с блестящими характеристиками, порядочного, свободно владеющего тремя языками (английский, французский, немецкий), приятной внешности и отличного воспитания.
В. Г. Шухов в лице А. В. Бари обрел исключительно ценного партнера – образованного и культурного человека с опытом предпринимательской деятельности в Америке, грамотного инженера, способного объективно оценивать идеи и предложения, умеющего на равных общаться и с иностранными предпринимателями, и с крупнейшими промышленниками России. Союз Шухов-Бари был взаимовыгодным и поэтому он оказался долговременным и плодотворным.
В 1880 году В. Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки. Молодой инженер произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтепромыслов до Баку. В 1891 году В. Г. Шуховым разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением её на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе.
Природа необычайно щедро одарила Владимира Григорьевича всеми мыслимыми яркими, многогранными талантами. Поражает воображение простое перечисление сфер его деятельности. По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д.
Не менее обширна и география распространения в России изобретений замечательного инженера. Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока. В. Г. Шухов – оказался создателем нефтеналивного флота в России. По его проектам создавались точные чертежи в Москве. Сборка стальных барж длиной от 50 до 130 м осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 года было построено 82 таких баржи.
В результате исследований В. Г. Шухова и его коллег (Е. К. Кнорре и К. Э. Лембке) была создана универсальная методика расчета водопроводов. До этого они регулярно прорывались из-за гидравлических ударов. Фирма Бари после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России.
По проектам В. Г. Шухова в нашей стране и за рубежом было сооружено около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве. Интересно, что, получив в 1919 году по постановлению Совнаркома заказ, Владимир Григорьевич предложил проект радиомачты из девяти секций общей высотой около 350 метров. Это превышало высоту Эйфелевой башни, высота которой была 305 метров, но при этом Шуховская башня получалась в три раза легче. Острая нехватка металла в разоренной стране не позволила реализовать этот амбициозный проект, который мог стать мировым памятником инженерного искусства. Проект пришлось изменить. Существующая башня из шести гиперболоидных секций общей высотой 152 метра была возведена с помощью изобретенного Шуховым уникального метода «телескопического монтажа». Долгое время эта башня оставалась самым высоким сооружением в России.
При строительстве башни произошла авария, после которой ОГПУ быстренько приговорило Шухова к расстрелу! Расстрел потом переквалифицировали в условный, так как Шухов был всё-таки нужен. Под условным расстрелом Шухов прожил 18 лет!!! Может быть без этого «крючка» в организме Шухов пожил бы и дольше? Но ОГПУ это не волновало… Им было наплевать на почтенный пенсионный возраст (64 года) мэтра инженерных наук!
Под руководством В. Г. Шухова было спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.). Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа, где работала его первая любовь Ольга Книппер-Чехова. Встреча их в театре не состоялась. По проекту В. Г. Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника ХV века – минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, создалась угроза ее падения. В 1932 году был объявлен конкурс проектов спасения башни. Шухов представил необычный проект и стал не только победителем конкурса, а еще и руководителем работ по спасению минарета.
Но вернемся в XIX век. За 15 лет работы в «Строительной конторе Бари» (1880-1895) В. Г. Шухов получил 9 привилегий (патентов), имеющих значение по сегодняшний день: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг-установка, ажурная гиперболоидная башня из прямых элементов, образующих фигуру ращеия гиперболид. Эта башня получила большой резонанс в мире после Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Упомянутая выставка стала крупнейшим событием в культурной, промышленной и технической жизни страны и подлинным триумфом инженерной мысли В. Г. Шухова. Более четырех гектаров площади зданий и павильонов было покрыто и застроено его конструкциями, превращавшими буквально каждый павильон в новое достижение российской науки и техники. В общей сложности В. Г. Шухов запроектировал восемь выставочных павильонов общей площадью около 27000 м;. Четыре павильона были с висячими покрытиями, столько же перекрыты сетчатыми оболочками пролетом 32 м. Конструкции В. Г. Шухова опередили свое время как минимум на 50 лет. Висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 году, а покрытие в форме опрокинутого усеченного конуса во Французском павильоне в Загребе (Югославия) – в 1937 году.
Главной достопримечательностью Нижегородской выставки стала водонапорная башня В. Г. Шухова (высотой 32 м). В течение 15 лет такие же шуховские башни появились более чем в 30 городах России, а в годы первых пятилеток было построено еще около 40 башен в России, Закавказье и Средней Азии. Башни В. Г. Шухова при всей своей надежности и функциональной практичности были необыкновенно красивыми. Сам Шухов говорил: «Что красиво смотрится, то – прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно». Тут просто нечего сказать, я и сам так проектировал. Смотрится! Значит правильно сделано! В. Г. Шухов, впервые в мире рассчитав и создав висячие и арочные сетчатые пространственные покрытия, положил начало новому направлению в строительном искусстве. Дебаркадеры Киевского (Брянского) и Казанского вокзалов в Москве, светопрозрачные перекрытия ГУМа, музея изящных искусств, Петровского пассажа, Главпочтамта, уникальный художественно оформленный стеклянный купол Метрополя – все эти и многие другие сооружения в Москве (а ни одна крупная стройка в ней не обходилась тогда без участия В. Г. Шухова) и сегодня поражают своей красотой, изяществом и современны, как будто только что созданы. А ведь возраст некоторых из них уже перевалил за сто лет!
Чем больше узнаешь о делах и трудах В. Г. Шухова, тем больше поражаешься гению этого русского инженера и ученого. Кажется, здесь уже столько было перечислено его уникальных изобретений и проектов. Но этот перечень можно продолжать и продолжать. Причем многие из разработок Владимира Григорьевича таковы, что будь они единственными из того, что сделал этот великий инженер, все равно его имя осталось бы навсегда в истории науки и инженерного искусства.
Говоря о В. Г. Шухове и его работах, постоянно приходится повторять слова «первый», «впервые» и добавлять к этому самые яркие эпитеты. Говорить о В. Г. Шухове как человеке тоже необходимо словами в превосходной степени. Его коллеги, партнеры, соратники, друзья отзывались о Шухове всегда с отменной теплотой и любовью. Его жизнь, казалось бы, посвященная только работе, в действительности была яркой и многогранной. Он общался на протяжении многих лет с замечательными современниками из самых разных сфер деятельности – учеными, инженерами, архитекторами, медиками, художниками, увлекался велосипедным спортом, шахматами, фотографией, дружил с шумным актерским окружением, любил слушать Ф. Шаляпина, читать стихи, конструировать мебель. Сослуживцы писали ему в приветственном адресе, поднесенном в 1910 году: «Мы не будем касаться здесь Ваших изобретений: они известны во всей России и даже за ее пределами. Но мы не можем обойти молчанием того, что, играя такую огромную роль в жизни и росте всего предприятия, Вы для нас были всегда доступным и участливым не только начальником, но и товарищем, и учителем. Каждый мог спокойно нести к Вам свое горе и свои радости в уверенности, что все найдет живой отклик у Вас…».
Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов и первые магистральные трубопроводы, и многое другое. В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 – ее почетным членом. Отношение В. Г. Шухова к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 года, было, мягко говоря, неоднозначным. Его взрослые дети все ушли в Белую Гвардию! Но, оставаясь истинным русским патриотом, Шухов отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству. Еще в 1919 году в его дневнике было записано: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Это и верно с одной стороны, а с другой стороны в этом содержится страшное заблуждение! Исполнители всегда полезны, но они не являются распорядителями ресурсов, в том числе главных из них: человеческих жизней.
Последние годы жизни Владимира Григорьевича были омрачены сталинской инквизицией 30-х годов, постоянной боязнью за детей, неоправданными обвинениями, смертью жены, уходом со службы из-за ненавистного бюрократического режима. Все это подорвало его неплохое от природы здоровье, привело к разочарованию и депрессии. Его последние годы прошли в уединении. Он принимал дома только близких друзей и старых коллег, читал, размышлял. Он, к сожалению, не оставил мемуаров! А ему было о чем рассказать.
В.Г. Шухов похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
3 октября 2001 года на территории Белгородского государственного технологического университета состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся инженеру ХХ века,  земляку В. Г. Шухову. Авторы (скульптор А. А. Шишков, архитектор В. В. Перцев) создали монумент по просьбе общественности и администрации области, чтобы увековечить память о выдающемся земляке. В эти же дни прошла традиционная, уже третья научно-практическая конференция-школа-семинар молодых ученых, аспирантов и докторантов, посвященная памяти В. Г. Шухова.
Политехническая деятельность Владимира Григорьевича Шухова, проявившаяся в гениальных инженерных разработках, относящихся к самым различным сферам, не имеет аналогов в мире. В. Г. Шухов принадлежит к той блистательной плеяде отечественных инженеров, чьи изобретения и исследования намного опережали свое время и на десятилетия вперед изменяли направление развития научно-технического прогресса. Масштаб инженерных достижений В. Г. Шухова сопоставим с вкладами в науку М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, И. В. Курчатова, С. П. Королева. Именно эти имена создавали авторитет и обеспечивали мировое признание российской науке. Уже при жизни современники называли В. Г. Шухова российским Эдисоном и «первым инженером Российской империи», а в наше время Владимир Григорьевич включен в список ста выдающихся инженеров всех времен и народов. И даже в таком списке он по праву может занимать первые строки.
Сегодня в России, наверное, каждому знакомо имя американского изобретателя Эдисона, но лишь немногие знают В. Г. Шухова, чей инженерный, изобретательский дар не менее оригинален  и значим. Причина такого незнания – непростительный грех многолетнего замалчивания. Мы обязаны ликвидировать дефицит информации о нашем выдающемся земляке. В. Г. Шухов является для нас и для всего мира олицетворением гения в инженерном искусстве, так же, как А. С. Пушкин по праву признан поэтическим гением России, П. И. Чайковский – ее музыкальной вершиной, а М. В. Ломоносов и Д.И.Меделеев – гениями научными. В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, тонкий художественный вкус и идеальная инженерная логика, трезвый расчет и глубокая духовность.
Сегодня, когда за окном XXI век, память о Владимире Григорьевиче Шухове, замечательном человеке и гениальном инженере, жива и свежа. Для новых и новых поколений российских инженеров и исследователей он был и остается символом инженерного гения и примером служения своему делу, своему Отечеству.
Отныне площадь университета в Белгороде будет навечно осенена скульптурным изваянием Владимира Григорьевича Шухова. Воплощенный в металле, он будет напоминать будущим инженерам о великих делах великих сынов России, о том, что Родине всегда необходимы талантливые инженеры-творцы и преданные патриоты. Возвращение народу имени Шухова будет символом несокрушимости человеческой  мысли и неизбежного возрождения подлинной России