Стихотворение месяца 29 - Обзор Ларисы Ладыка

Тм Гуси-Лебеди
1. "Падение"

Красивый дактиль, грамотный язык, хорошие рифмы и безупречный ритм.
По личному опыту падения я знакома с этим удивительным чувством замедленности времени, когда успеваешь заметить массу каких-то второстепенных вещей и надумать всякого. Понравилась аллюзия на Алису и оптимизм заключительной строки.
Наверное, это стихотворение можно понять и в переносном смысле: падение – одиночество – боль, но жизнь побеждает!
5\5

2. "Стихира - это шар земной"

Написано легко, но как-то заурядно: обычный ямб, простая парная рифмовка и «детские» рифмы, некоторые совсем слабенькие (королей-поводырей, дурной-толпой).
Общее впечатление – как от бодренькой пионерской речёвки, где зарифмовано всё, что под руку попало: этажи, миражи, варенье и цунами, музы, война и пожелание счастья всем-всем.
Понятно, что автор хотел выразить лучшие чувства по отношению к сайту, но получилось это неуклюже и нехудожественно.
4\3
 
3. "В среду"

1..1.1..1.1.
1..1.1..1.1.
1..1.1..1.1.
1..1.1..1.1.
Чудесный логаэдный ритм, нарушенный только лишним слогом в слове «следуЮщую». И что бы не сказать «в будущую»? Во втором катрене неуместными показались словечки «миги» и «там». А вот рифмы очень хороши!
Почему-то мне сразу представилось, что это – песенка под гитару, слегка ироничная, «но так,  в пределах». В каждом катрене последняя строка достойна аплодисментов. И в целом отличная картинка, скорее даже клип. Ну, очень понравилось!
5\5


4. "В седле Пегаса"

По форме перед нами так называемая «сонетная ересь»: 14 строк, в трёх катренах разные способы рифмовки (перекрестная, парная и рамочная), «замок» из двух рифмующихся строк. Однако сонетом стихотворение не является: в нём не только не соблюдены смысловые принципы построения сонета, но и вообще отсутствует внутренняя логика. Что, собственно, хотел сказать автор? О чём\о ком это лоскутное шитьё? Мною главная мысль не обнаружена.
Стоит ли докапываться до смысла «обузы» или выражения «сердце рвётся, как струна»?
Огорчают и грамматические ошибки: отсутствуют запятые в первой строке перед словом  «кто», в десятой строке перед словом «как» и почему-то стоят тире вместо запятых в третьей и четырнадцатой строках.
3\2

5. "О жизни"

Рифмы я назвала бы доброкачественными, но вот стиль и выбор лексики порождают многочисленные вопросы. Полностью согласна со смыслом первой строки: судьбу (в отличие от жизни) нельзя назвать ни грешной, ни безгрешной, хотя возможно и оправдательное «судьба – быть грешным». Первая строфа – сплошное смысловое противоречие: жизнь постоянно цветёт, но сердце стынет (?) Среди странных образов «платье-путь». Неясно и что хотел бы одеть-обуть автор: сердце или это самое (этот самый?) платье-путь. Непонятно, что готов косить ЛГ «отточенным серпом души»: по смыслу текста получается, что «колосья разливов». Неудачное выражение «ключ от двери в странЕ чудес» подразумевает, что в стране чудес множество дверей, и каждому достанется по комнатке. Если же дверь в странУ чудес одна, то у Юноны целый склад ключей. Тоже – не очень… Кстати, о Юноне. Как и «священное зарево небес», эта дама плохо монтируется со «штрафной ротой»: слова явно из разных стилей. «Дух кузнечного огня» в генах, «отточенный серп души», «дней икона», «кавалькада лжи», «регистр судеб», «поветы» и «честноты», – всё это как-то не связано одно с другим, и сложно понять, что же всё-таки хотел сказать автор.
3\3

6. "Непогода"
  
Понравились неулыбчивые брюхатые тучи, погожесть счастья и солнечно-юная жена. Всё «жёнушкино» – не понравилось. По знакам препинания посоветовала бы: восклицательный знак в конце 7-й строки, запятая после слова «мысли» в 8-й строке; в 10-й и 12-й строках тире не нужны.
4\3

7. "Дождь для поэтессы"

Очень красивый анапест, прекрасные рифмы, особенно хороша «бродяга-притягивал». Цельный романтический образ, неожиданно подпорченный финальными строчками: «В лабиринтах души… размышляла» (Думала в душе?)
5\4

8. "Сюрприз"
Написано легко, с хорошим юмором. Стиль – близкий к разговорной речи, поэтому вполне оправдано просторечное «не емши» как характеризующее речь персонажа. Даже «уж» не вызывает особого протеста, хотя при желании от него можно было бы избавиться, тем более, что дважды повторяется его родственник «уже».
Ритм выдержан; рифмы, в основном, нормальные (кроме однокоренной глагольной «принадлежит-лежит»).
4\5

9. "...Офис, лето, инстаграмм..."

Очень понравилось всё: шикарные внутренние рифмы, песенный ритм, палитра образов, сочный юмор. Блеск!!!
5\5

10. "Утро с кротом"

Честно говоря, впечатление двойственное: с одной стороны – отличные рифмы, в том числе внутренние, с другой – странный сюжет и ритм рваный, неверный. Знаками не размечено, что говорит Крот, а что – ЛГ, поэтому неясно, кто подруга, а кто выпьет кофе, кто – к музам, а кто – в темноту. Оставляет множество вопросов: Зачем кроту рыбка? Что означают выражения «чтобы коварная леска мой страх опьянила вдруг» и «покорность – есть высший подземный смысл»? Наверное, мудрость стиха зарыта слишком глубоко.
4\4


11. "Завесы и туманы..."

Очень красиво и поэтично! Но как можно оценивать технику верлибра, где ни размера, ни рифмовки? Поэтому – извините, автор! – 3\5


12. "Зной"

 Стройный четырёхстопный дактиль всегда красив. По-моему, в таком коротком стихотворении автору удалось создать картинку безжалостной летней жары и духоты. Обилие глаголов оправдано: жара активно действует, и от неё нигде не спрятаться. Жаль, что самые яркие образы сосредоточены в первом предложении: задыхающийся день; дремотное желе, в котором увязло время; раскалившаяся клякса солнца. Заключительные строки не так сильны.
5\4

13. "Молот, Серп... а закон инока за престолом" 
  
 Акро-палиндром! Форменная эквилибристика! При этом красивая система рифмовки: abbaba. Философский смысл, выраженный таким удивительным способом, кажется ещё более глубоким и значительным. Создаётся впечатления колдовства.
5\5


14. "Стороной"

Красивый логаэдный ритм и хорошие рифмы. Несколько смутило выражение «не приходят чудеса на постой»: то, что станет постоянным, уже не будет восприниматься как чудо. Понравилось «жароптицыно перо». Не поняла, зачем меняется способ рифмовки в заключительной строфе и почему осталась «холостой» строчка «Чья-то тень над головою мелькнёт».
По знакам: деепричастный оборот «серпантином извиваясь» должен быть выделен запятыми с двух сторон.
По смыслу – хорошо.
4\4


15. "Эгоист"

1..1.1.
1..1.1.
1..1.1.
1..1.1.
Очень хороший логаэдный ритм и хитрый приём раскрытия «личности» ЛГ в последних строках. Однако сомнительными показались рифмы «нужно-лучший» и «по-детски – не к  месту». И не «втычка» ли слово «везде» в 7-й строке?
Посоветовала бы заключить в кавычки «Милый, красивый, лучший...» и пользоваться буквой «ё».
4\5

16. "В дрожащей дымке…"

По смыслу – баллада: печальный рассказ о несчастной судьбе влюблённых. Техника, однако, не балладная, хотя интересная: десятистрочная строфа и система рифмовки abacbcdede.
Не понравилась чересполосица глагольных времён: светляки «мерцают», но спины их «сливались»; дама (а, может, и не дама) чувства «загоняет вспять» (выражение неудачное!), когда подковы «гремели» и заря «алела».
Старинные слова «пред», «ланиты», «страж» плохо сочетаются с жаргонным «влепил заряд».
«Фатальный рок» – тавтология.
«В дрожащей дымке таял морок» = морок таял в мороке = дрожащая дымка таяла в дрожащей дымке.

Опечатка или грамматически неверное построение фразы: «судьба княжны-невесты
история давно хранит».
Нет логики в употреблении словечка «зато»: страж остался в легендах, ЗАТО княжна осталась в истории.
Не всё в порядке и со знаками препинания:
В конце 5-й строки нужна запятая.
В 7-й строке после слова «мираж» требуется двоеточие.
Вводное выражение «видно, страж» лучше с двух сторон выделить тире.
В конце 3-й строки второй строфы предпочтительнее двоеточие (расшифровка причины).
В первой строке третьей строфы запятая не нужна, а в конце пятой лучше поставить точку.

Все эти технические огрехи мешают художественному восприятию жалостной истории, поэтому
3\3


17.  "Она безумно его любила..."
.1.1..1.1.
.1.1..1.1.
Сделав «кардиограмму», отметила красивый логаэдный ритм, потом придирчиво искала рифмы к конечным словам и находила их в самых разных и неожиданных местах. Но как это сделано – осталось для меня непонятным, и рассуждать об этом не хочется, потому что ясно: это изящное стихотворение, состоящее из одного предложения, и есть поэзия настоящая (с трусами, носками, улыбками и взглядами!)
Спасибо за наслаждение, Автор!
5\5

ооооооооооооооооооооооооооооооооо