Стихотворение месяца 29 - Обзор Яленки

Тм Гуси-Лебеди
1. "Падение"

Медленно падаешь вниз, ощутив пустоту –
Время всегда замедляется в кроличьих норах.
Воздух становится вязким, и ты на лету
Ловишь пылинки, заснувшие в сорванных шторах.

Белым безмолвием смотрит в тебя потолок.
Слишком нелепо. Нельзя быть готовым к такому.
Ты в этот миг так беспомощен, так одинок…
Жизнь победила. И боль – лишь награда живому.

Хотелось выставить одни пятёрки - за компактность выражения
боли после падения. Хотя, в первое прочтение возникал вопрос:
если ты упал, то почему "жизнь победила"? Но пришла ассоциация
с больницей и беспомощным падением при невозможности не только
сопротивляться, но и некоего страха - конец! И это одиночество
чем-то вязким охватывает. А пылинки - точно, присутствуют, и,
скорей всего, со штор сорваны... Потому единственный "промах"
"боЛь - Лишь" при сливании звука не считаю.

5/5

2. "Стихира - это шар земной"

Стихира - это шар земной.
Его просторы предо мной.
Тут реки, горы и моря.
Поэты трудятся не зря.

Здесь из катренов этажи,
В итоге странствий - миражи,
Варенье с ароматом грёз,
Цунами в океанах слёз,

Цветут сады для дивных Муз,
Сердца сливаются в союз.
Хоть иногда идёт война,
Но вера и любовь одна.

В несчастье вдруг издалека
Тебе протянется рука.
Здесь равнодушных просто нет.
Стремленье к правде - высший свет.

Не всем открылось мастерство.
Стихосложенье - волшебство.
А графоманства суета
Родит лжеца или шута.

Здесь много голых королей
И в никуда поводырей.
И часто чей-то вкус дурной
Встречают радостной толпой.

Но есть исток живой воды.
К нему всегда ведут следы.
Из родника того глоток
Откроет мир волшебных строк.

Пусть счастье входит в каждый дом
Стихиры праведным трудом,
А начинающий поэт
С её небес увидит свет!

На самом деле, не люблю я эти "промывания" стихирских будней
и отношений, но... пожелание тронуло! Да и сама я попадала в
некие переделки на сайте. Всё правда. И помогать советами всем
люблю. Что ж, не смотря на простые грамматические рифмы, не стану
слишком занижать оценки, хотя и художественности особой нет... но,
за этот катрен:
"Здесь много голых королей
И в никуда поводырей.
И часто чей-то вкус дурной
Встречают радостной толпой."

4/4

3. "В среду"

Генри в одной из лучших своих рубашек –
Так как должно души быть достойно тело.
Каждую среду к Генри приходит Маша,
Генри слегка циничен, но так,  в пределах.

Маша бросает в рот из тарелки вишни,
Генри в такие миги слегка расслаблен,
Маша щебечет, там,  о любви, о жизни.
Генри молчит и курит: что скажешь бабе…

В следующую субботу – прием у босса,
«Кто там из наших будет, не знаю даже» -
Генри еще любезен, но смотрит косо:
Ночь за окном,   пора бы убраться Маше.

Два оборота… «Милая, как обычно,
Я на мели. У скверика – на маршрутку».
И про себя: «Вот дьявол, от жизни личной
Нет мужикам покоя ни на минутку».

Генри бросает лед, разбавляя виски.
Опустошенный,  сникнувший отчего-то,
Гена на кухне варит себе сосиски
И достает альбом со своими фото:

Вот он в элитном клубе «У братца Лиса».
Вот он на байке, юный, подобный бесу….
В общем-то, Генри с радостью бы женился,
Только пока  не встретил свою принцессу.

Решила за мелкие промахи не снижать оценки. В данном случае, это
"Генри в такие миги слегка расслаблен" - слово "миг" имеет лишь
единственное число, но история рассказана в таких ироничных тонах,
которые я обожаю! Гена сосиски варит, а Генри БЫ женился, найди он
себе ДОСТОЙНУЮ. Думаю, он так и "зависнет Генрем": принцессы сами
ищут ДОСТОЙНОГО, но никак не подобного данному экземпляру! Да, и
рифмы мне понравились - не чёткие, но не "заезженные".

5/5

4. "В седле Пегаса"

Не тот поэт кто член союза.
Бог упаси за то корить.
А тот - кому всегда в обузу
О вечном прозой говорить.
В седле строптивого Пегаса
Несется отрок седовласый.
Судьбой не согнута спина,
И сердце рвется как струна.
А я всегда немного трушу,
Тасуя рифмы как таро.
Тупое критика перо
Не сможет исцарапать душу.
Но лишь за горизонтом лет
Узнаем – был ли жив поэт.

Раз уж стихо в стиле великого автора, то даже инверсия "Тупое
критика перо" точно вырвалась из того стиля и того века)) За
сим, "быЛ Ли жив" не учитываю: понравилось.

5/5

5. "О жизни"

Судьбу нельзя назвать безгрешной,
Но жизнь моя из года в год
Цветет заоблачной черешней,
В которой счастье гнёзда вьет.
И в то же время вкус полыни
В себя впитало платье-путь.
Вот потому-то сердце стынет.
Во что одеть его, обуть?
Всему виной, конечно, гены!
В них дух кузнечного огня
Преобразил простор вселенной
В разливы песен для меня.
Готов косить я их колосья
Отточенным серпом души,
Чтоб чистый звук многоголосья
Разрушил кавалькаду лжи.
Пусть светит дней моих икона
Священным заревом небес,
Приносит каждому Юнона
Ключ от двери в стране чудес.
Я ратую за праздник лета,
За мирный вечер у костра,
Чтоб окна звездного повета
Светились серебром добра.
Звучит в регистре судеб нота
Забытых, в общем-то, честнот.
Вся жизнь моя – штрафная рота,
Которой дан приказ: «Вперёд!»

Каким обнадёживающим показалось начало!.. но, со строки про
платье-путь пошло нагромождение образов, за которыми утеряна
нить повествования... Путаница в восприятии сюжета. Замечу ещё,
что слово "честнота", церковно-славянского происхождения, на мой
вкус в контексте стихов неуместно, как и старинное слово "повет" -
оно красиво, кстати, но не в данной сумятице размышлений: дух
кузнечного огня преобразил просторы вселенной в разливы песен,
которые хочется косить серпом души, чтобы кавалькада лжи разрушилась
чистым звуком многоголосья... Эх, если бы и данный звук был так же
чист... Сожалею, "крутила" ЭТО и так и сяк... грустно, но

4/2

6. "Непогода"
 
Вновь непогода в июне --
Бал всемогущих стихий...
Мысли, пропавшие втуне,
Глухонемые стихи.
 
Тучи брюхато нависли.
Прочь, неулыбчивость туч,
Прочь, ошалелые мысли --
Светит мне жёнушкин луч!
 
Что для меня непогода?!
Счастья погожесть во мне!
В сердце рождается ода
Солнечно-юной жене.
 
Мысли пропавшие -- в слово
Правды и света вросли.
Стихотворения -- снова
Голос и слух обрели.
 
И непогода смущённо
Стихла, ушла, улеглась.
Я осознал восхищённо
Жёнушки нежную власть.

Что ж, очень редкое явление - влияние жён на качество поэзии,
автором отмечено. Правда, в данном случае особо не ощущается
сие явление. Некоторые авторские находки на сайте "режут" уши,
но не буду слишком строгой по поводу "погожести", только из-за
"брюхатости туч" не занижаю оценку, хотя и это не ново, да, и
учитываю воздействие "жёнушкино"))

4/3

______________________________________________

7. "Дождь для поэтессы"

Было сонно вокруг... Но в сады Приозерья
Залетели певучие яркие птицы -
И рассыпались в воздухе лёгкие перья,
Нарушая июльского флёра границы,
И пошёл летний дождь!
Он дрожал и метался,
Каждой каплей своей вдохновлял поэтессу,
Растекался по лужам, стеклу и металлу,
Не имея ни формы, ни цвета, ни веса -
Просто был божеством, что лилось и дышало...
Мой дружок, ты грибной?
И с удвоенной силой
Дождь по травам хлестал, дева следом бежала,
Это было волшебно...
Но всё это было!
Были волосы в струях, стремящихся в реки,
Был вопрос щекотливый: не любишь, бродяга?
И ответ непонятный, и образ был некий,
Безусловно далёкий, он звал и притягивал,
Он почти оживал!
Дождь закончился странно,
Только запах остался озона и леса...
В лабиринтах души, в теремах филигранных
Размышляла о тайнах любви поэтесса...

Смутило "Были волосы в струях, стремящихся в реки" - смысл понятен,
а воплощение картинки для меня не состоялось, к сожалению. Ну и для
грибного дождя не соответствующие действия: "с удвоенной силой
Дождь по травам хлестал" - ошиблась, видать, героиня...
В предпоследней строфе лишний слог в слове "притягивал", думаю, все
отметили. Но мне даже приглянулся сей "выверт" - припишу-ка я его к
оригинальным рифмам, потому как оно ярче, нежели "дышало .- бежала".)
Есть рифма довольно приятная, кстати, "метался - металлу".

4/4

8. "Сюрприз"

А вот и я! Не правда ли, сюрприз?
Румянец заиграл, я вижу, рада...
Забегали ресницы вверх и вниз,
Смятенье чувств, неуловимость взгляда .

Нам этот миг с тобою богом дан,
Прекрасен, судьбоносен, осязаем...
Поставь же в уголочек чемодан,
Повесь на гвоздик клетку с попугаем.

Я всё решил! Отныне и навек
Меж нами нет гнетущей нас преграды.
Теперь я разведённый человек
И от людей уж прятаться не надо...

Оставил всё! Квартиру и семью,
Процентов сорок основной зарплаты,
В обмен на обольстительность твою
Во глубине махрового халата...

Давай же бесноваться и кутить,
Куражиться разнузданно и дико...
Никто уже не в силах запретить
Протяжность стона и внезапность крика.

Я вижу, стол тобой уже накрыт,
Наличие спиртного так уместно...
Признаюсь, разыгрался аппетит,
Который день не емши, если честно.

Теперь всё это мне принадлежит,
И полумрак, и таинство дивана...
Постой-постой! А это кто лежит?
С нахальною улыбкой полупьяной...

Припозднился ты, дорогой товарисч... Не емши, размечтамши об
"обольстительности в глубине махры"... Видать, не всем по нутру
потеря 40% от зарплаты или затянувшийся уход-приход.
Рифмы глагольные однокоренные "принадлежит - лежит" - (( "Навек -
человек" - мы тоже "проходили"... Если честно, понравилась "дан -
чемодан")) Но большинство, к сожалению, грамматические... Опять
же, "ужик" не радует, ко всему:
"Теперь я разведённый человек
И от людей уж прятаться не надо..." - вполне заменим на "мне, нам".
От "слипания" звуков "на гвоздиКлетку" избавиться сложнее, впрочем,
с кем не бывает, верно?

3/4

9. "...Офис, лето, инстаграмм..."

От рассвета - нет просвета,  дел - немытая гора!
Съев меня, как кот котлету, сыто хмурилась хандра.
День пропал по всем приметам, как с прилавка фуа-гра.
...Тут в меня плеснуло летом, - и - до пят, как из ведра!

Полилась струя в окошко, что случайно я открыл, -
Море, солнце и окрошка, облака с комплектом крыл,
Дым шашлычный на поляне, мостик радуги в грозу,
Лысый дед на параплане, бабка "Стой!" вопит внизу,

"Ух-ты-яхты"! Волны-брызги, паруса и небеса.
Пляж, буйки, дельфины, визги, дети, мамки, телеса.
Сто кило в плену бикини...  Скушав тысячный хот-дог,
в горизонт шепнула синий: - Все, худею, видит Бог!

Дача-грядки-помидоры, стрекоза на поплавке,
Лучше гор другие горы, пятки к небу в гамаке,
По реке ли на байдарке, в кабачке ли по-винцу,..
Брызжет лето спектром ярким-всем найдется цвет к лицу!

Сдул дела соленый ветер. Мой загривок отпустив,
Растворился в синем цвете черно-бурый негатив.
Я закрыл окошко мышкой, мысля ...дцатый раз в году:
Хоть весь мир накройся крышкой - в отпуск завтра же уйду!

Рассуждаем-обсуждаем...
"Сто кило в плену бикини...  Скушав тысячный хот-дог,
в горизонт шепнула синий: - Все, худею, видит Бог!" - в первой
фразе не указан пол "ста кил", потому считаю, стоит объединить
эти фразу в одну и заменить родовое окончание:
"Сто кило в плену бикини, скушав тысячный хот-дог,
в горизонт шепнулО синий: - Все, худею, видит Бог!"
Далее...
"Лучше гор другие горы, пятки к небу в гамаке,
По реке ли на байдарке, в кабачке ли по-винцу,..
Брызжет лето спектром ярким-всем найдется цвет к лицу!", мне думается,
из-за отсутствия глагола здесь необходимо тире "Лучше гор - другие горы",
а "лето спектром ярким-всем найдется цвет" данное тире отделить пробелами:
"лето спектром ярким - всем найдется цвет".

Ну и вердикт: за юмор и образные приёмы, за волю к победе - то есть,
к лету даже у интернете(опечатки не в счёт):

5/5
______________________________________

10. "Утро с кротом"

Банка из-под березового сока – новый дом моего пескаря.

Ты говоришь, с пескарём морока, он точно! захочет в моря,
ему будет сниться Крутишка и водомерок бег…
Хоть слабого он умишка и вовсе не человек,
а все же бывает премудрым – да верить ему нельзя!
Он может однажды утром меня обыграть в «язя»…

…– И вот ты уже мигренишь в русалках под толщей вод…
– Смеёшься?! – а зря не веришь,– я, зрячий и мудрый крот!
Я знаю землю на ощупь! Я знаю землю на вкус!
Земля, она есть и будет, она – мой козырный туз.
А то, что дожди налили (пусть даже и с океан),
промочит поля на мили, но помни! вода – обман.

Отдашь мне веселую рыбку?!
Не бойся, ведь я – не кот.
Я знаю ее улыбку…
Я – самый печальный крот!

Мне так не хватает всплеска и леденящих брызг,
и, чтобы коварная леска мой страх опьянила вдрызг!..
За Норность я выпью кофе.
Пусть взгляд твой, подруга, кисл,
узнает пескарь, покорность – есть высший подземный смысл!

Ты плачешь.
Малёк кверху пузом…
Вот будет радость коту!
Ну, что ж… возвращаюсь к музам,
а ты – в свою темноту.

Банка из-под березового сока пуста.

"Я знаю землю на ощупь! Я знаю землю на вкус!
Земля, она есть и будет, она – мой козырный туз." - во-первых,
рифма к слову "ощупь" потерялась, хоть она как бы внутренняя,
но в других местах автор рьяно подбирал их. Во-вторых, что
гораздо важнее: ударение в слова "земля" при склонении по падежам:
никак не "землЮ", а "зЕмлю", сожалею, но:
https://ru.wiktionary.org/wiki/

Сложной оказалась сказочка для меня. Не смогла понять, куда делся
пескарь? Неужели превратился в крота? Да и запуталась напрочь и в
кротах, и в котах и, даже, в пескарях, плюс, "Крутишках"...
Что есть "Норность"? Чем Она так пленила героя басни, что стоило
за Неё выпить(с большой же буквы вещь!)? Слова "кофе и покорность"
у меня тоже не рифмуются...
А "высший подземный смысл" - не для среднего ума, видать))

3/3

11. "Завесы и туманы..."

Завесы и туманы, всё завесы да туманы…
И говорение на иных языцех.
И – ковшики обеих Медведиц
накренились.
Пей звёздное молоко.

…В колодце сидит, скорчившись, Эхо.
Ловит звёзды по капле и тоненько дребезжит в ответ.
А в паузах стучит зубами от холода,
от ноющего, пронзительного холода
колодезных замшелых подпространств.

…Иные языки у тебя в голове
славословят завесу тумана.
Ты не успеваешь с синхронным переводом.
..А ковшики – глянь! – опрокинулись в колодец!
и куда же бедному старому Эхо
столько студёного молока?

И для чего, спрашивается, вообще
все эти завесы и туманы?
Ведь поэты не ходят здесь.

– Очень дорогое дачное место.

Не знаю, что делать с данной историей? Для кого опрокинулись эти
ковши? "И для чего, спрашивается, вообще
все эти завесы и туманы?
Ведь поэты не ходят здесь", но кто-то слышал всплеск студёного
молока? Сложно судить да рядить о незнаемом, видать, в дорогих
кругах, как и в дачных местах вращаться не приходилось...

4/4

12. "Зной"

День задыхался в июльской жаре,
время застыло в дремотном желе,
и раскалившийся солнечный диск
белою кляксой над полем завис.
С неба, напористы и горячи,
в землю безжалостно били лучи,
ранили, плавили, жалили, жгли
всё, до чего дотянуться могли.
Сохли деревья и вяли цветы,
прятались звери от солнца в кусты...

Ох, до чего же противный и злой
был наступивший полуденный зной!

А стихи, наоборот, приятны и радующие своей ёмкой образностью. Ну,
и вообще, понравились, хоть и рифмы просты, вроде бы, даже есть
пара глагольных, но эта простота нарисовала чёткую картину жары!.

5/5
______________________________________________________

13.  "Молот, Серп... а закон инока за престолом"
                / Акро-палиндром /
Мутирует кремлёвская звезда
Отлиты семенные зёрна в пули.
Легко ли молодым  стоять на стуле,
Объявленным вне всякого стыда?
Тогда выходит всех нас обманули
Символикой великого труда.

Еды и зрелищ хочется всегда.
Реальность нелегка и неприглядна.
Пока мы живы, кажется – всё складно.
А после ждём решения суда.
Закон и заповеди схожи? – ладно!
Арест, этап, дорога в никуда.

Какое право в правде или лжи?
Обман с благими целями понятен.
Никто не испытает антипатий,
И даже не просрочит платежи.
Не видя чёрных дыр и белых пятен,
Отчаянный цепляется за жизнь

Когда смиренный инок даст обет,
Алтарь откроет тайны приношений.
За маской социальных отношений
Абсурдность достижений и побед.
Престол монарха всё-таки страшнее
Религии единственной в себе.

Едва ли веру можно обрести
Серпом ли, свастикой иссиня-чёрной.
Так было слово первое: "Прости!"
Однако молодые звали чёрта.
Лишь инок оставался непокорным,
Одним из тех, кто мог ещё спастись
Молитвой пред иконой чудотворной.

Слушайте, братцы, сложная игра - я бы за такую не взялась!

5/5

____________________________________________

14. "Стороной"

Сотни тропок и дорог по судьбе
серпантином извиваясь, бегут.

Только дальний путь заказан тебе,
разрешён один постылый маршрут:
дом-работа, то туда, то назад –
по наезженным кругам колесишь.
Жизнь обычная: не Дантовский ад,
не Эдем, а нечто среднее лишь.

Где же прячется цветок золотой,
жароптицыно перо где искать?
Не приходят чудеса на постой,
только тишь царит да пресная гладь.

Выйдешь ночью на крыльцо покурить,
на болоте подмигнут огоньки.
Злую весть они несут, может быть?
или радость, скукоте вопреки?
Чья-то тень над головою мелькнёт,
парой крыльев тяжело прошуршав,
издавая тихий стон нутряной.

Это жизнь твоя летит стороной
и взывает:
—Где душа? Где душа?

Да.... разминулись, видать... Мне сложно об этой стороне
неведомого судить. Поставлю

4/4
__________________________________________________________

15. "Эгоист"

Вылет павлиноглазок
Выдался очень рано.
Снег сероват и вязок -
Слипся в саду горами.

Зяблики целой стаей
Скачут везде по насту.
Голым коряжьем встали
Яблони по участку.

Солнце апреля греет
Доски крыльца и крышу...
И, от весны дурея,
Капли сосулек слышу.

Что же ей снова нужно?
Вечной любви да ласки?
Милый, красивый, лучший...
Слышал я эти сказки.

Дуться - совсем по-детски!
Строго сверкнул глазами:
Все у тебя не к месту,
Слушай, отстань, я занят.

Чем? Да самим собою:
Жесткой язычной теркой
Когти готовлю к бою,
Мех полирую черный...

Я не совсем поняла, кто и что есть - эгоист. По заключительной строфе.
Больше на чёрта похож. По правде, начало очень даже по нраву! Но... не
ясно, как можно расслышать "Капли сосулек"? Сами капли - не слышны. Здесь
нет действия.
"Что же ей снова нужно?" Звучит как продолжение предыдущей строфы о весне.
Потому не ясно, к кому вопрос - к невесть откуда взявшейся даме или же -
к Весне?.. Если же Она хвалит Эгоиста, чего бы Ему не "повилять хвостом" -
не чёрт же он, всё-таки?! На пса "смахивает"... Как всё завуалировано...
Жаль, если бы не "манцы" с эгоизмом, вышли бы чудесные пейзажные стихи!

4/3
____________________________________________

16. "В дрожащей дымке…"

"Вдоль затуманенной равнины
Росы мерцают светляки",*
Их бриллиантовые спины
Сливались в дивные пастели,**
Еще дремали ветряки
Не выходя из грёз-постелей,
В дрожащей дымке всплыл мираж, –
Сияли купола на храмах,
Юнец безусый, видно, - страж
Коленопреклонен пред Дамой.

Пунцовый жар ей не унять,
Ланиты вспыхнули от страсти,
Но чувства загоняет вспять, -
Лежит ей путь в далёкий край,
Дочерний долг сильнее счастья,
А о любви и не мечтай.
Гремели по камням подковы,
Алела персиком заря…
По стражу и княжне сурово
Фатальный рок влепил заряд.

Остался, правда, страж беззвестный,
В легендах-отголосках битв,
Зато судьба княжны-невесты
История давно хранит.
Безусых стражей век не долог, -
Княжне и клятве был до гроба
Он верен и тем самым дорог.
Прощальный стон его: "Княжна!"
В дрожащей дымке таял морок,
В ушах звенела тишина.

Несмотря на то, что эксперименты в стихосложении я принимаю и
люблю, сложный выбор рифмы несколько раз уводил меня от сюжета.

В данной фразе, кроме надуманной инверсии, смысл утерян:
"Зато судьба княжны-невесты
История давно хранит.", вероятно, "судьбу история хранит"?
Вполне можно слова в последней строке переставить, тем более,
звучит как "историЯ" - на "давно история хранит".

Сложную работу автора, похоже, по достоинству оценить не смогу.

4/4

17.  "Она безумно его любила..."

Она безумно его любила,
слова ловила, улыбки, взгляды,
и после встречи в сердечной сумке
улов хранила, закрыв на клапан;
она мечтала ему быть лампой,
подушкой, кошкой, входить без стука,
звонить без страха, стирать рубашки,
варить картошку ему на ужин;
когда ей больно и грустно было,
когда он был ей как воздух нужен,
она улов свой в слезах купала,
а после вешала на балконе,
и с удовольствием сохли рядом
с её трусами, носками, блузой,
его улыбки, слова и взгляды,
всё узаконив.

О силе чувств по данным, иносказательным строкам, судить можно, но
не совсем понятно, если она улов купала в слезах - обижалась, то
есть, отчего этим обидам было радостно просыхать? Или только в её
представлении?
Да, и ещё - если это белые стихи, то случайные рифмы(не на нужных
местах) только сбивают. Как "клапан - лампа" или "ужин - нужен".

4/4
с уважением, Яленка