Самообучение написанию японских стихов день 1

Солнце Моё
Начало http://www.stihi.ru/2015/07/09/5249 Шпаргалка поэтических форм и японской поэзии
   
   Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. А значит, его можно применить к реальному пространству и пространству абстрактному, математическому.
   Пространственное воображение можно использовать для различных целей и является способом приобретения информации, вспомогательным способом мышления, способом для формулировки задач, помощником или средством при решении определённой проблемы. Оно является необходимым во многих профессиях.
   Пространственное мышление – это специфический вид мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображённом). В своих наиболее развитых формах это мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных.
   Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов в мысли и оперирование ими.(1)
   Умение применять пространственное мышление в реальной жизни сформировано не у всех людей, некоторым даже в течение жизни не удается овладеть им так, чтобы наряду с языковыми навыками  одновременно сформировалась способность к абстрактному мышлению.
Умение абстрактно мыслить формирует творческие способности и креативность. Творческий подход к любому делу имеет притягательный магнит успешности. Какие бы методики мотиваций успешности не придумывали, до сих пор нет стойкой и понятной системы формирования пространственного мышления человека, начиная с грудничкового периода и до преклонных лет.
   Одним из путей формирования пространственного мышления является духовное состояние. Заставить человека развить в себе пространственные способности без желания очень проблематично или невозможно, но настоящие педагоги умеют создать такие условия и даже опосредованно добиваться неплохих результатов.
   В частности, в общении можно использовать элементы игры, игры написания японских стихов. Ведь только подумать, что ребенок, которого учат говорить, говорит с вами СТИХАМИ, от одной мысли об этом на душе становится божественно красиво. Точно так же красиво общаться и друг с другом. Говорить кратко, но ёмко, образно и духовно.
Способность будить воображение - одно из главных свойств японской лирики малых форм.
   Именно это сподвигло меня создать этот самоучитель, то есть на собственном опыте, но с пользой другим, пройти путь обучения написания стихов японским стилем.

   Одной из целей обучения этому искусству хотела бы, чтобы сама методика запоминалась само собой. И была бы неотъемлемой частью нашей жизни. Чтобы шел сплошной поток, где одно плавно и логично перетекало бы в другое, а непонятное и новое было бы преподнесено с помощью уже известного и хорошо знакомого. Но хочу здесь ещё использовать и знания космические, которые имеются в моем духовном багаже.
    Поэтому предлагаю начинать обучение с написания танкетки.
ТАНКЕТКА — сверхкраткая поэтическая форма

*стихотворение из двух строк, насчитывающих в сумме шесть слогов.
3+3 или 2+4.
* должно быть не больше пяти слов 
* не должно быть знаков препинания.

Первое упражнение "Ручеёк", имеющий устье, из которого подобное слово притягивает подобное, получается концентрированная беседа со сжатой формой мысли.

Пробный пример.
1
кофе пью
хорошо
2
хорошо
не всегда
3
всегда
только любовь
4
только
любовь долготерпит
5
и Любовь
все простит
6
любовь
долготерпит

    Далее, на базе упражнения 1, должно раскрываться новое.  И предлагаю второе упражнение с киго. Киго — «сезонное слово». Киго необходимо для написания хайку. И чтобы его там применять, надо его прочувствовать и прощупать на малом.

Второе упражнение "Ручеёк с киго".

Пробный пример

(Ждет воплощения)

Третье упражнение "Танка в две руки".

Играют двое и по очердности пишут строки по схеме 5-7-5-7-7 - короткая песня
* не имеет рифм

Пробный пример

5 поет кузнечик
7 златоглазки стрекочут
5 как ночь прекрасна
7 дышится тихо, легко
7 любовь все покрывает

А сейчас будет работа по проверке ударения на слоги

И ударения хорейные (на нечетные слоги), а в японских стихах более распространено ударение на 1-4-7 слоги.
Но мы с Вами можем согласиться на любую классику (1-4-7, 2-4-6, 1-3-5-7).
Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются 2, 4, 6 и т. д. слоги

5 по-ет куз-не-чик
7 зла-то-гла-зки стре-ко-чут
5 как ночь пре-крас-на
7 ды-ши-тся ти-хо, лег-ко
7 лю-бовь все по-кры-ва-ет

В получившейся "танке" обнаружился "изъян".
Вместо хорейного, получился ямб. И тогда 4 строчку надо переделать

Например, так

5 поет кузнечик
7 златоглазки стрекочут
5 как ночь прекрасна
7 дышу цветов нектары
7 любовь все покрывает

И снова, попытка не удалась!
А "дышу" тоже не годится, так как не рекомендуется говорить от 1-го лица.
Да, и вообще, эта 4-я строка разрывает весь текст на куски, а должно быть наоборот.

Казалось бы, вот нашлось сочетание слогов и ударений "туман сгущает звуки", но стих не просто набор фраз. Это философия созерцания.
И я приняла подсказку Арканума Вивума

И танка приняла окончательный вариант такой:

поет кузнечик
златоглазки стрекочут
как ночь прекрасна
своей естественностью
любовь все покрывает

Интерес возник к классической форме написания, по схеме 1-4-7.
Пример получился таким и не очень хорош как стих, хотя схема присутствует.

5 вет-ры сду-ва-ют
7 пыль за-кру-ти-лась тру-бой
5 за-мер-ло по-ле
7 страх за-та-ил-ся в тра-ве
7 знак ка-та-стро-фы везде

ветры сдувают
пыль закрутилась трубой
замерло поле
страх затаился в траве
знак катастрофы везде

Буду еще варианты искать.

продолжение http://www.stihi.ru/2015/07/10/2405 Самообучение написанию японских стихов день 2
... процесс идет...идет игра...пока..


Ранее
http://www.stihi.ru/2015/07/06/2483 Неужели ЭТО надо нашим детям
http://www.stihi.ru/2015/06/26/3904 Мысли о культуре человека