На стыке цивилизаций

Валерий Белов
О цивилизационной роли России

Часть 1. На стыке цивилизаций

Сейчас идёт активное обсуждение того, насколько имперское содержание России является для неё благом или проклятием. Какого мнения ни придерживаться, но факт остаётся фактом, что в мировой истории не найдётся другого государства, которое существовало бы или продолжает существовать столь длительное время со всеми признаками имперского устройства.
Зададимся вопросом, а что обусловило столь длительное её существование? Среди разных возможных объяснений я придерживаюсь того, что Россия оказалась чрезвычайно устойчивой во всех исторических обстоятельствах потому, что сочетала в себе самые разные свойства, необходимые для выживания всего организма в самых разных условиях, включающих идеологическую экспансию чуждых ей цивилизационных ценностей.
Причиной этого послужило неантагонистическое проживание многочисленных народностей и этносов с их различными культурами и верованиями в рамках одного государства под одним, назовём его имперским, центром управления.
Цементирующей духовной основой подобного единения, несомненно, являлось православие. Согласно ему, у всех людей один отец – Господь всемогущий, и все люди братья во Христе независимо от их вероисповедания. А в таком случае серьёзные конфликты возникают не среди представителей разных конфессий, а по другим причинам. История свидетельствуют, что религиозные войны в Европе происходили между самими христианами, разделившимися на два лагеря – католиков и протестантов. В тоже время в России ничего подобного не происходило. Отдельные столкновения между представителями разных конфессий возникали, как правило, по причинам политического или экономического свойства.
Церковные расколы, как фактор вражды, происходили в рамках одного вероисповедания. Но они не затрагивали ценностных основ существования этносов, проживающих на одной территории. На бытовом уровне люди разных религиозных взглядов прекрасно уживались друг с другом. Всё это происходило в рамках одной цивилизации, если придерживаться определения Питирима Сорокина: «Цивилизация, или социокультура - это мир, созданный человеком. Цивилизация включает следующие основные части: бесконечно богатую идеологическую совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных теорий и т.д.; материальную культуру, представляющую предметное воплощение этих смыслов и охватывающую все, начиная с простых средств труда и кончая сложнейшим оборудованием; все действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивидами и их группами используется тот или иной набор смыслов».
Это определение хорошо тем, что оно расчленяет общее понятие на его составляющие и обозначает связи между ними. Используя это, можно понять и объяснить, каким образом в недрах одного общества происходит гражданский раскол, приводящий к войне при наличии определённых для этого условий. Как правило, подобные условия привнесены извне, а у самого общества не выработано достаточно сильного противоядия, чтобы этому противостоять.
Если социокультурные факторы подвергнуть изменениям в такой степени, что это существенно трансформирует систему всех ценностей, то можно будет утверждать, что мы имеем дело уже с другой цивилизацией.
В своей известной книге Столкновение цивилизаций Хантингтон показал, что цивилизации обладают имманентной агрессивностью, что при определённых условиях приводит к конфликтам. Он отмечал, что соперничество между этими цивилизациями будет в основном невоенным, но вооруженные конфликты будут возникать в пограничных зонах между цивилизациями. Характерен в этом плане мир ислама, про который автор пишет, что "у него кровавые границы". Но Хантингтон оказался прав не только в отношении исламского мира, чьи границы хорошо очерчены.
Получилось так, что военное кровавое противостояние возникло внутри цивилизации с почти тысячелетней историей. Но тут мы должны вновь обратиться к определению цивилизации, данном П.Сорокиным, чтобы понять, а что же произошло на Украине в 2014 году.
Последовательное целенаправленное влияние на социокультурные составляющие общества привели к их трансформации в сторону того, что активно навязывалось извне. Как это происходило уже достаточно хорошо описано разными авторами, но в данном случае можно утверждать, что на Украине произошёл цивилизационный раскол. Часть населения Украины возжелало жить по западному образцу: Украина – це Европа! Полагая, что материальное благополучие – его сущность и обязательной атрибут, часть воспитанного особым образом поколения готово было на ура принимать любые европейские ценности, включая те, которые другая часть населения не желала принимать ни под каким видом.
В русском переводе убрали вторую часть названия книги Хантингтона. Полностью название книги звучит так: "Столкновение цивилизаций и новый мировой порядок". И это название точнее раскрывает содержание данного труда. А то, каким способом навязывается этот порядок, жители Украины испытали уже в полной мере, но далеко не исчерпанной, учитывая тот фактор, что цивилизации просто так не меняются, а находиться на их стыках – хуже чем по китайскому поверью «жить в эпоху перемен», особенно, когда эти перемены ничего хорошего в себе не содержат.