Бетховен. Украинская тема

Вадим Ильич Росин
Largo e mesto*. p.2.Sonate №7.

После затишья нам следует ждать урагана.
Если же верить молве, то веселье - к слезам.
Стонет рояль, как охрипшая скрипка цыгана,      
душу мне рвёт и тоской приливает к глазам.
 
В грудь проникает чредою минорных трезвучий,
сердце тревожит их нежный славянский мотив,
только Судьба держит пульс в цепких лапах паучьих,
субдоминантой вторгаясь без спросу, встаёт на пути.

Крепкой октавою давит она, разрывает легато,
жёсткую линию гнёт, причиняя страданье и боль.
А в глубине алтаря тихо плакала муза Эрато,
глядя на то, как мораль убивает любовь.

Из нижних регистров 
глухих коридоров
слышны уже близко
шаги командора,
и веером искры -
узоры квинтолей,
и сильные доли 
ложатся в пассаж,
а группы септолей,
почувствовав волю,
пускаются в пляс.

И вот, как будто лопнула струна...
поникла как-то скрипка у цыгана…
и в этот самый миг вошла Она –
Джульетта, Маргарита или… Ганна
А может то пожаловала к нам
Ассоль, заметив алое на реях,
рванула голубица по волнам
в объятья романтического Грея.

Я видел чудный образ в вышине,
и слушая чарующее пенье,
переживал и радость, и... сомненье -
Бог его знает, хватит ли уменья
запечатлеть прекрасное мгновенье,
которое так грело сердце мне.

13.07.2015г.

* - широко протяжно, печально

  от автора:

   Считаю своим долгом дать некоторые пояснения (для не посвящённых) по поводу Бетховенской сонаты для ф-но №7 Соч.10.
Соната написана в 1797-98гг, когда Судьба постучалась к 17 летнему юноше, грозя ему глухотой, в это же время он переживает смерть матери. Это не могло не сказаться на душевном состоянии молодого композитора. Отсюда и глубокая скорбь трагизм во второй части сонаты.
    Впервые largo e mesto мне довелось услышать примерно 20 лет тому в исполнении С.Рихтера на декабрьских вечерах. Если кому-либо доведётся увидеть запись этого выступления, непременно обратите внимание на лицо исполнителя, Вам сразу станет ясно о чём речь, всё страдание, которое пережил юный композитор отразилось на лице великого маэстро. Признаюсь, это состояние передалось и мне. Долгое время я ходил как помешанный под впечатлением от этой великой музыки, пока не нашёл ноты и не выучил их.
     Примечательно, что в 1 и во 2 части сонаты Бетховен использует темы славянского (украинского) песенного фольклора.