Миры. Первый этап. Контакты и конфликты

Мой Лирический Герой
Итак, начинаем первый этап нашего марафона.
Термины и общие правила: http://www.stihi.ru/2015/06/25/4015

Тема контакта с инопланетной цивилизацией – одна их основных тем фантастической литературы. Этот контакт рассматривался разными авторами в самых различных аспектах. И одним их этих аспектов является аспект принципиального понимания землянами внеземной цивилизации.

Произведения, которые легли в основу задания первого этапа, мы предлагаем рассмотреть именно в этом аспекте.

Итак.

Станислав Лем. Фантаст и философ. Его произведения вошли в золотой фонд литературы двадцатого века. Он писал о многом. Он писал о разном. И среди его произведений есть четыре романа, которые критики объединяют общей смысловой направленностью: "Контакт? – Нет контакта!"  К этим произведениям относятся "Солярис", "Непобедимый", "Эдем", "Фиаско". Во всех этих произведениях земляне, по сути, терпят поражение. А причина этого поражения – в непонимании того мира, той цивилизации, с которой столкнулись. Принципиальное отличие иной цивилизации от земной не даёт возможности ни понять, ни договориться, ни  провзаимодействовать с ней иначе, чем улететь, оставив инопланетный мир в покое ("Непобедимый", "Эдем"), либо остаться в роли наблюдателя без надежды на перспективу контакта ("Солярис"), либо уничтожить инопланетную цивилизацию ("Фиаско"). Пессимизм, с которым Лем смотрит на межпланетный контакт обусловлен утверждением автора, что человек ищет не столько инопланетную цивилизацию, сколько своих "двойников" в космосе и, не найдя таковых, точнее найдя иных – не может ни принять их, ни понять.

А теперь давайте вспомним о творчестве братьев Стругацких. Их романы, также являющиеся гордостью мировой литературы двадцатого века, подходят к проблеме контакта несколько иначе. Даже в тех произведениях, где контакт не состоялся ("Малыш", "Волны гасят ветер") – он не состоялся не по причине непонимания, а по причине сознательного отказа от этого контакта. В этом коренное отличие подхода братьев Стругацких от подхода Станислава Лема. Земляне отказались от дальнейших усилий по налаживанию контакта с цивилизацией на планете Ковчег ("Малыш") не в силу непонимания, а напротив, поняв и приняв нацеленность инопланетян на уединение. В романе "Волны гасят ветер" контакт с люденами  (которых вполне можно рассматривать как инопланетян, несмотря на их генезис) не состоялся не по причине непонимания землян, а по причине отказа самих люденов от контакта. Комиссия по контактам (КОМКОН), которую Братья Стругацкие  в своих романах создали – сумевает силами своих прогрессоров (слово, придуманное братьями и устойчиво вошедшее в современный лексикон) устанавливать взаимодействие с инопланетянами, несмотря на все различия между ними и землянами. Их романы "Трудно быть богом" и "Обитаемый остров" – показывают работу прогрессоров на чужих планетах. И что мы видим? Земляне, как бы ни старались они не вмешиваться в чужой им мир – вмешиваются и направляют его, руководствуясь земными принципами, установками… Гуманизм землян – побеждает темноту средневековья ("Трудно быть богом") и цинизм индустриальной олигархии ("Обитаемый остров"). Прогрессоры – способствуют прогрессу… вот только не уничтожают ли эти действия что-то самобытное?..

Но… давайте вернёмся к конкурсу.

Тема этапа называется "Контакты и конфликты"

Первый маршрут.
Участникам марафона следует написать произведение, в котором нужно отразить практику или следствие взаимодействия двух групп, вынужденно пересекающихся между собой, при том, что имеет место быть принципиальное (в чём-то) взаимонепонимание между группами. Трагично, драматично или комично такое взаимодействие – каждый участник марафона решит сам. Также каждый участник решит кто взаимодействует, причем это совсем не обязательно инопланетяне и земляне, а например "мужчины и женщины", "христиане и мусульмане", "отцы и дети"… Но вот что обязательно (!!!) надо сделать в произведении, причём именно в тексте, а не в эпиграфе – так это сделать явную отсылку (аллюзию или реминисценцию) на хотя бы один их двух романов ("Солярис" или "Фиаско") С. Лема.
Условное название этого маршрута "МЫ – РАЗНЫЕ!"

Второй маршрут. Его условное название "МЫ ОДНОЙ КРОВИ!"
Участникам марафона следует написать произведение, в котором также нужно отразить взаимодействие двух групп, вынужденно пересекающихся между собой. Но вот только непонимания между этими группами быть не должно, хотя неприятие позиций другой стороны вполне может быть. При этом одна из групп должна, явно или неявно, в чём-то, но доминировать над другой. Трагично, драматично или комично такое "пересечение с доминированием" – каждый участник марафона также определяет сам. Также каждый участник сам решает кто пересекается, причем и в этом маршруте это могут быть совсем не обязательно инопланетяне и земляне. Например "Демократы и консерваторы", "Мужчины и женщины", "Рабочие и крестьяне", "Олигархи и работяги"… Но вот что обязательно (!!!) надо сделать в произведении, причём именно в тексте, а не в эпиграфе – так это сделать явную отсылку (аллюзию или реминисценцию) на хотя бы один их двух романов ("Трудно быть богом" или "Обитаемый остров") братьев Стругацких.

От одного автора принимается  не более одного стиха на маршрут.
Автор может написать стихи на оба маршрута.
Призовой фонд этапа 4000 баллов Стихиры.

Срок написания произведений – до пятницы, 31 июля , 23:59 МСК.

Конкурсные стихи присылать ведущему Белому Ящику на электронный адрес bel_yash@mail.ru.


Удачи авторам!

Ведущий Белый Ящик.

P.S.
Для справки.
Произведениями, на которых будет базироваться второй основной этап марафона, являются:
1.       Любой роман Роберта Асприна из цикла "Корпорация МИФ", маршрут 1.
2.       Любой роман Макса Фрая из цикла "Лабиринты Ехо", маршрут 2.
Романы доступны в сети. Участники конкурса могут самостоятельно определиться с теми романами, отсылки на которые потребуется включить в их произведения.
Конкретизация тематики, контекст, в котором нужно будет рассмотреть эти произведения, будет определён одновременно с началом этапа марафона. Информация дана для возможности более полного ознакомления  с романами.

_____________
Иллюстрация из инета.