1018. Неугасимый свет. О поэзии Надежды Гикал

Надежда Гикал
С сердечной благодарностью Тамаре Александровой публикую эту статью.

Неугасимый свет…
(О поэзии Надежды Гикал)

Надежда Гикал не новичок в поэзии. Она давно приобрела известность в литературном мире: дипломант и  победитель  многих литературных конкурсов, член Союза писателей России, автор пяти прекрасных поэтических сборников, причём один из них состоит из двух томов. Все книги, в том числе и пятая «Навстречу музыке дождя», изданная в 2012 году и уже ставшая раритетной, написаны в основном в форме трёхстиший-хайку.
В начале творческого пути Надежда Никитична выбрала для себя именно этот жанр, чтобы  подарить людям неугасимый свет своего сердца, и осталась верной избранному пути.
Более ста лет назад появились хайку (трёхстишия) на русском языке, вначале как подражание переводам с японского, но постепенно они оформились в суверенный жанр русской поэзии и являются самой молодой ветвью этого литературного явления за пределами Японии. Особенно хайку-движение получило развитие с приходом Интернета.
Но какой бы жёсткой ни была форма хайку для русской поэзии, она в ней развивается и совершенствуется. В русских хайку – безмерное русское поле, и русская душа, и русская боль. Пример этому поэзия Надежды Гикал:
***
Стынет в глазах земли
жёлтая грусть –
плачут журавли над Россией…
***
Дремлет церковка под липами,
утонули в солнышке дома -
щемящая Русь…
***
Всю боль русской земли
вобрала она в себя -
деревушка в три дома…
***
Не сгинуть, не пропасть –
набатом звучит над Россией
русское слово…
***
Смотрят покосившиеся избы
ликами древних старух –
вековая тоска России.
***
Опустевший дом
прикрыл ставнями глаза –
устал ждать…
***
Распластав крылья,
летит над полем птица –
русское поле жизни…
Вот почему её поэзия не затерялась среди многочисленных имён поэтов Интернета, а заняла достойное место среди самых талантливых, завоевав признание читателей.
Почему хайку в наше время становятся всё более популярным жанром? Хайку (трёхстишия) по сути своей – это силлабическая система, которая  развивалась издревле на Руси в устном народном творчестве (пословицы и поговорки, загадки и частушки, былины и песни и т.д.). В фольклоре отобразилось  стремление к красоте и правде, к добру и справедливости, склонность к афористичности, что было присуще русскому народу. Вот почему, на мой взгляд, и получился этот органичный сплав классической японской формы и русской души, и уже эта форма не является чужеродной для русской поэзии.
Русская поэзия, как и русская душа, многогранна: чистая, как хрусталь, прозрачная, как слеза, открытая и таинственная, глубинная и немного загадочная – в ней не видно дна. И в новой форме она остаётся таковой, только ещё более лаконичной, философичной. В ней та же звучит музыка, и та же видна глубина, простота и ясность, та же радость и та же печаль. В отличие от японской поэзии, русские хайку более метафоричны, а порою в развёртывании цепочки ассоциаций и афористичны. В этом есть чисто русское очарование. Вглядитесь и вслушайтесь:
***
Качается серебряный месяц
на циферблате ночи –
время жизни отсчитывает…
***
Нет светлее красоты,
чем огонь. Гореть в огне –
нет страшнее судьбы…
***
Его не проси – придёт,
он глух до мольбы – уйдёт.
День жизни…

Такова поэзия Надежды Гикал, ибо она достигла высокого профессионализма, и в её поэзии, как в зеркале, отразилось то, о чём говорилось ранее.
Каждое слово в поэзии Надежды Гикал весомо, зримо, через немногое говорит о многом, и, что особенно важно, в её стихах есть душа, чувства и мысли, ощущения  русского человека, в них сквозит боль о России и любовь к России.
Галина Брюквина, член Союза писателей России, в своей статье о творчестве Надежды Гикал «Души высокой откровенье» пишет: «Она (Надежда Гикал) – изумительный ювелир в поэтическом жанре хайку. Каждое слово её трёхстишия – это прекрасная жемчужина… Не перестаёшь удивляться мастерству автора… Это симфония в трёх звуках… Это целое явленье». И это справедливо. Хочу добавить, что это - явление в русской литературе XXI века, так как мир поэзии Надежды Гикал наполнен любовью и добротой, через которые она, словно через призму, смотрит на мир, а её поэзия – это храм любви к человеку, построенный автором в наше тревожное время.
***
К вам, люди,
незвана пришла
из тьмы.
Доброе сердце и чистые помыслы
я принесла –
ничего не прошу взамен.
В назначенный срок
уйду я, как все,  –
слово оставлю вам…
(верлибр)

Красота мира и человеческой души, гражданственность – главные темы и достоинства поэзии Надежды Гикал.
Евгений Сигарёв, литератор, так характеризует творчество поэта: «Каждое хайку  как  эпиграф к состоянию души… Её стихи – это ларец с драгоценностями»
Юрий Викторович Доманский, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы Тверского государственного университета, пишет: «Это жизнь, явленная словом и в слове. Приобщение к этой жизни – великая благодать, которой удостоится всякий, кто прочтёт маленькие стихотворения Н.Н.Гикал».
Сергей Мансков, кандидат филологических наук, анализируя поэзию Надежды Гикал, написал: «Пристальная наблюдательность художника преломляется в поэтическое мышление и создаёт совершенно новый подход к картине мира… Три коротких строки становятся окном в душу светлого человек».
Обобщая уже сказанное, хочется отметить, что в маленьком стихотворении поэта каждое слово, каждый образ на счету, и они приобретают особую весомость и значимость. В её поэзии изящная простота и гармония прекрасного, есть ассоциативное сознание и глубина проникновения, ибо путь в поэзию Надежды Гикал – это путь от созерцательности природы, её красоты и явлений к познанию себя и мира, и только затем путь к Слову, ибо в конце этого пути «Муза, старая, как мир» склонилась над нею, чтобы уже никогда не покинуть поэта:
***
Не вечно моё тело –
но будет жить в стихах
душа моя…

Надежда Никитична задумывается  о значении своей поэзии в другом верлибре:

Не славы желаю
своим стихам.
Пусть будут они
похожи на сад,
чтоб люди нашли в них
покой и отраду –
и к жизни вернулись
опять…

Её поэзия – дивный сад, в котором читатель дышит красотой и любовью и может воскликнуть: «Ведь и я так чувствую, и эти строки про меня!» Так и должно быть – ведь это свойство настоящей поэзии. Поэт говорит о себе, а читатель узнаёт свои чувства, свои ощущения, своё восприятие мира, узнаёт красоту увиденного.
***
Как много хочется отдать
этим коротким строкам –
ведь даже травы не молчат на ветру…
***
Бросаю семена
в безжизненную почву –
увижу ли цветы?..
***
Поэт – избранник неба:
молнией заточено перо,
солнца жар в строке…
***
Всесильно слово –
в его власти подарить
 бессмертие человеку…

Как многозначны в своей недосказанности оригинальные стихотворения поэта о нашем времени:
***
Кольцо за кольцом
нанизывает дерево
историю жизни.
Человек без памяти –
засохшее дерево…
***
Небо вместило
сокровища всех звёзд.
Сердце моё – небо бездонное…
***
В моей тоске
непроглядная ночь –
спичку не зажечь на ветру…
***
Когда в душе
нет веры и чести –
свободны руки…
***
Стремимся к мудрости –
смысл жизни
находим в простоте…
***
Одни стреляют в тела,
другие метят в души –
стервятники кровожадного времени…
«Почему так бывает грустно, когда весной опадают лепестки сливы, и отчего так щемит сердце, когда в осеннем небе гуси пролетают над домом? Не оттого ли, что красота угасает, а осень и тишина стучат в дверь. Изыск и печаль, нежность и тоска, – вот то, что делает японскую поэзию мудрой, глубокой и бесконечно жизнеутверждающей – ведь за разлукой обязательно будет встреча, а несчастная любовь – лишь этап на пути к истинному чувству!
Благодаря этому удивительному сочетанию, казалось бы, несочетаемого японская поэзия вот уже много веков привлекает к себе внимание многочисленных почитателей, волнуя и обнадёживая»… (Анастасия Садокова о классической японской поэзии)  Так можно сказать и о поэзии Надежды Гикал, ибо красота и грусть присущи и русской поэзии.
Надежда Гикал усвоила поэтику японского классического стиха, и её поэтическая форма расцвела в полную силу.
***
Созерцаю жизнь,
познаю себя –
уподобляюсь Книге мудрости…
***
Иного счастья не хочу:
прожить, пропеть – облаком белым
проплыть над землёй…
***
Время зрелости
мудростью окрашено –
цену слов узнаю…

В поэзии Надежды Гикал есть неповторимая солнечная трепетность живого восприятия природы, и поэтому нельзя не восхититься любой картиной, увиденной глазами художника и созданной ею, ибо из малой формы поэтической миниатюры она преобразуется в великую картину целого мира, горизонты которой раздвигаются для читателя, и уже, вступая в сотворчество с автором, он сам допредставляет себе эту картину согласно своему опыту жизни. Вот в этом-то и  секрет японской классической поэзии, которую Надежда Никитична постигла в совершенстве, а глубина и тайна её поэзии завораживают читателя, заставляя задуматься и восхищаться поистине волшебными строками, полными музыки и очарования…
А вот что пишет она сама о поэтической форме хайку:
«Хайку – это волшебные картинки. В них, как в капельке росы, отражается вся красота мира: от скромного цветка пастушьей сумки у плетня и синей капельки ириса в зелени речной травы до радуги над полем и света далёких звёзд….
В этих трёх незамысловатых строчках вмещается вся палитра человеческих чувств: тоска одиночества и радость первой улыбки малыша, всепобеждающая любовь и тихая грусть неразделённой любви, разочарование и надежда…
Эти короткие стихи – это мгновенная остановка в вечном движении жизни, это удивление перед чудом бесконечной красоты природы и человека. К их очарованию иногда примешивается капелька грусти. Эта грусть – от непостижимости великой тайны, имя которой – жизнь».
Можно привести бесчисленные примеру тому:
***
Талая вода –
степенно моет гусь
красные лапки…
***
Ночи ещё холодные –
кутает вечер в туман
голые плечи рябин…
***
Звенят ручьи –
несёт весна на ниточке луча
солнца шар…
***
Порвалась золотая нить –
расползаются по Земле
синие сумерки…
***
Ночь в зеркалах луж –
лижет пёс бока
полной луне…
***
Растворился мир в мареве лета –
пилит кузнечик на части
грусть мою…
***
Дует студёный ветер –
в сетях берёзовых ветвей
бьётся маленькой рыбкой звезда…
***
Глупый воришка –
пытается ветер украсть
все листья со двора…
***
Хмурые тучи исчезли вмиг –
радость жёлтым листочком
залетела в окно…
***
Как  последнее «прости» в письме –
пролетает в тишине
одинокий гусь…
***
Первый снежок –
строчками птичьих следов
расписалась зима…
***
Утихла вьюга –
смотрят в пуховых платках
старушечьи лики изб…
***
Светло в лесу -
искрится серебром
санный путь…
***
Обугленной головнёй
чернеет на снегу ворон –
холод пронзает душу…
Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над лесом или морем, рождения весеннего цветка в поле, в лесу, на пригорке, замирал от восторга на цветущем лугу или среди могучих сосен и стройных берёз… После прочтения чудесных строк из книги Надежды Гикал понимаешь, что мир вокруг неповторим и прекрасен, а душа наполняется гармонией и светом,- невольно начинаешь жить в ладу с этим миром и с самим собой…
Н.Гикал любит путешествовать и дарит читателю свои впечатления:
***
Париж досматривал сны –
дворники уже выметали
из города тишину…
***
Кладбище Сен-Женьев-де- Буа –
кусочек потерявшейся во времени
России…
***
Аэропорт «Шарль де Голль –
с грустью сдаю
багаж впечатлений…

Творчество Надежды Гикал – это концентрированная поэзия, оригинальные современные стихотворения - миниатюры, простые на первый взгляд и такие сложные при прочтении, когда вдумываешься и поневоле очаровываешься ими, потому что в них не только красота, но исповедь сердца, радость и печаль, боль за Россию, свет неугасимый, дарованный людям, и это, наконец,  явление в русской литературе.
                Тамара Александрова,
                член Союза писателей  России.