Смертное и бессмертное в человеке

Владислав Стадольник
                СМЕРТНОЕ И БЕССМЕРТНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ (1) *

      Проблемы смерти и бессмертия всегда волновали человечество. За многие века накопилось большие объёмы исследований – в философии, религии, науке, искусстве. В настоящее время есть возможность посмотреть на эту тему – исходя и из сокровенных знаний, которые освещают ещё сравнительно недавно малодоступные сведения.

     В Теософском словаре Е.П.Блаватской отмечено: «Когда Буддизм учит, что "Карма есть то духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении", или перевоплощении, то это просто означает, что после каждой Личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин; причин, которые суть непогибающие, т.е. которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не заменены своими законными следствиями и, так сказать, не смыть ими, и такие причины – если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями – последуют за перевоплощенным Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами. Ни одна "личность" – чистое сцепление материальных атомов и инстинктивных и ментальных свойств – не может, конечно, сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности, то есть – Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго выбирает личность, которую оно одушевит после каждого Дэвачана, и получает через эти личности последствия созданных кармических причин, то оно и есть Эго – то Я, которое было упомянуто как "духовное зерно" и воплощенная карма – "которое единственное переживает смерть."
   ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ Составлен Дж. Мидом Перевод с английского А.П. Хейдока Перевод осуществлен по изданиям: 1. H.P. Blavatsky. The Secret Doctrine. Ind. to vots. 1 and 2. London ets., Theosophical publ., 1895.2. H.P. Blavatsky. The Theosophical glossary. London, 1892.

      В книге «Надземное» вопрос ставится так: «Нужно не только признать бессмертие духа, но и научиться подходить ко всем явлениям Беспредельности. Ярко может приближаться Мир Тонкий, если не изгонять его. Существуют два вида мужества. Можно встретить самых отчаянных храбрецов в земном смысле, которые дрожат при слове о призраках. Но истинное мужество не страшится никаких призраков. Они могут появиться в самом ужасном виде, но опытный наблюдатель знает, что они не могут вредить там, где живет мужество.

      Среди многих воплощений вырабатывается истинное отношение ко всем астральным проявлениям. Могут спросить – приближаются ли разные тонкие существа к Нашей Обители? Конечно, они могут приближаться, но не могут воздействовать. Каждое земное место наполнено тонкими существами. Вопрос лишь в том, насколько они вторгаются в земную жизнь» Учение Живой Этики: Надземное, из § 052.

      Е.И.Рерих, обращаясь к данной тематике, писала: «В вечном круговороте жизни, по мере продвижения эволюции, великое назначение человека как сотрудника Космоса в поддержании равновесия космической жизни будет становится всё более и более очевидным. Миры зарождаются и распадаются, тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои чувствования, преображается в сверхчеловека и занимает место среди Высших Духов и живёт в вечности. Высочайшие Духи являются сотрудниками Великого Зодчего и Матери-Природы, строителями миров и руководителями народов» Письма Елены Рерих, 2.9.1937 г.

                Устремимся в Беспредельности Духа!
                В Сердце Космос Вечного Огня!
                В Свете Духо-зрения и слуха
                Обновится жизнь Земного дня.

                Осознаем Беспредельность жизни
                И Земных борений скрытый смысл…
                В Преданности Огненной Отчизне
                Станет Светозарной наша мысль.

                Беспределен Путь и Восхожденье!
                В Духе Вечном Истинная Жизнь!
                Главное – Духовное Рожденье!
                В Беспредельность Жизни путь лежит!
                Романова Татьяна Викторовна 22.06.2013 Стихи.ру

      «Обещана вечная жизнь. Жить не в настоящем, не в будущем, но в вечном будет победой над Майей трех преходящих миров. Элементы вечного и преходящего легко различимы. Жизнь вечна, формы ее выражения временны. Субстанция материи, то есть огонь – вечен, но преходящи формы его выражения; дух вечен, но ограничены сроком его оболочки. Вечны космические законы, но то, что заключено в рамках этих законов и обнимается ими, – подобно великому потоку жизни, текущей в беспредельность. Срочны миры и системы миров, и даже целые галактики, но Космос, как таковой, вечен, ибо сущ в беспредельности. Так Космос и дух человека по природе своей беспредельны. Если сознание связывает себя и отождествляет себя с проводниками, оно погружает себя в объятия и власть преходящего и обрекает себя смерти; если сосредоточивает энергии свои на бессмертной триаде и в ней утверждает себя, то тем создает условия для непрерываемости сознания, то есть бессмертия своего в духе.

      Нелепо говорить о бессмертии тела, или бессмертии в теле, или бессмертии в астрале, или в теле ментальном, которое хотя и длительнее всех прочих, но тоже ограничено сроком. Лишь огненное тело бессрочно. Но для его оформления надо внести в него оформляющие его элементы. Этими элементами будут качества духа, являющиеся формами утвержденных и кристаллизованных в микрокосме человека огней. Приходим к тому же: оформление огненного тела нуждается в качествах духа. Так, их утверждая, утверждает вечную жизнь в бессмертной триаде своей человек. Трудно представить себе, что самый блестящий интеллект подобен яркому фейерверку, а скромное, незаметное качество духа, скажем, самоотверженность, далекому солнцу в пространстве, не умирающему веками. Из высоких размышлений складывается полезное достижение. Потому огонь мысли полезно добавить в процесс оформления высшей триады. Обычно сознание человека пребывает в низших проводниках, крепко связанных с жизнью земною. Сознание надо почаще из них извлекать, погружая его в высшие сферы. Бессмертно явление огненной мысли. Мысль, освобожденная от элементов астрала и заблуждений интеллекта, поможет собрать и фокусировать в кристаллы частицы светящейся Материи Люциды, входящей в состав элементов огненного тела. Магнитная сила мысли ручательством будет того, что достижение это возможно. Но надо хотеть, но надо дерзать, но духом и сердцем надо принять и утвердить путь царственной йоги огня. Я Утверждаю, достижимо бессмертие духа, уявляемое в форме непрерываемого сознания» Грани Агни Йоги, 1960 г. Нояб. 23.

                А лес весь светится насквозь –
                Светлы ручьи, светлы берёзы,
                Светлы после смертельной дозы
                Всего, что вынести пришлось,
                И будто нет следов и мет
                От многих смут и многой крови,
                И будто каждая из бед
                На этом свете будет внове.
                Вот так бы просветлеть лицом,
                От долгих слёз почти незрячим,
                И вдруг открыть, что мир прозрачен,
                И ты начало звал концом,
                И вдруг открыть, что долог путь
                И ты тогда лишь не воспрянешь,
                Когда ты сам кого-нибудь
                Пусть даже не смертельно ранишь.
                Лариса Миллер

      В Посланиях от Учителя Света в 2011 году сказано: «Утверждаю, что не эфемерный туман, исчезающий от первого дуновения ветра, чувства высокие, но сила оживляющая вселенной. Они избавляют нас от механического понимания жизни и грубости как коры нарастающего невежества. Но "тонкие вибрации прошлых жизней" звучат и живут в недрах сердца. И торжественность высекает огненные мысли из недр сердца» Константин Устинов. Весть Беспредельности. Из § 29. 12 февраля 2004 - 2 декабря 2004

      Подготовка данной книги осуществил В.Е.Стадольник, кандидат медицинских наук, доцент по философии, член- корреспондент КНАГЭЧ на основе серий книг: Учение Живой Этики (Агни Йога), Грани Агни Йоги, Знаки Света. Они высвечивают важнейшие аспекты земной жизни человека и перспектив её продолжения в Тонком Мире.

                1. Постижение тайны себя
                2. Окно души
                3. Бессмертное и непреходящее в человеке
                4. Башня духа
                5.Смена формы не есть смерть, но лишь перемена состояний
                6. Беспределен человек
                7. Достоянием – бессмертие духа
                8. За пределы обреченности смерти
                9. Вечный Свет дает вечную жизнь
                10. Послесмертное существование
                11. Соприкосновением с непреходящим
                12. Оберегает человека – перевоплощения Закон
                13. В Мире Тонком
                14. Тонкий Мир стучится в дверь
                15. Помощь с Тонкого Мира
                16. Безграничны возможности духа
                17. Берётся миссия при воплощении
                18. Бессмертие – в сердце
                19. Попрание смерти
                20. Надземной свободы плоды
                21. Окно в Беспредельность
                22. По водам Огненным идти
                23. Огненное тело – есть одеяние духа
                24. Чело несущий через Вечность


       Не может быть бесцельным и бессмысленным существование в мире, где даже травинка малая имеет свое назначение. Цель одна – эволюция всего, что есть, в какой бы форме оно ни проявлялось. Ради этой цели умирает все, чтобы жить. Смерть – ради жизни. И даже не смерть, но замена старой, изжитой формы новой. Жизнь непрерывна, но формы ее выявления меняются постоянно. Перерывы жизни сознания люди называют смертью. Но ведь оно возвращается вновь, а когда-то, по достижении духом известной ступени, оно становится непрерываемым, и достигается бессмертие, осознающее себя. Планетные Духи Достигли этой ступени непрерываемого сознания на уровне высшем и Вошли в поток вечной жизни, сохраняя самосознание своей Индивидуальности. Ради достижения этой цели великой и живет на Земле человек.

       Личность – синоним ограниченности. Поэтому Наши привязанности, дружба, любовь и расположение носят не личный, но Индивидуальный характер, то есть идут далеко за пределы одного воплощения. Когда Мы Говорим о Близости к Нам, длящейся тысячелетиями, Имеем в виду именно это условие. Индивидуальность не ограничена одним воплощением, в течение которого живет личность, и дела индивидуальные – явления большой длительности. Именно длительность, захватывающая века и тысячелетия, служит отличительной особенностью Наших дел и Наших начинаний. Ведь Мы Живем, сознательно Живем в вечности, и, чем больший период времени захватывает Наша деятельность, тем ближе она Беспредельности.

      Обратите внимание на то, какие огромные расстояния во времени обнимают некоторые пророчества. Огненное сознание поднимается над условием времени и прозревает в огненные дали будущего. Это будущее начертано Нами, оно определено тем, что называется Великим Планом. В нем нет места тому, что наполняет личную жизнь обычного человека современности. Этот План Нашего существования, Наших учеников Мы Стремились внести в орбиту Наших дальних действий и приобщить к жизни за пределы личного мира. Отказ от личного – не жертва, но просто замена малого большим и великим. Космические заботы не менее насущны, чем заботы текущего дня человечества, ибо касаются и определяют его будущее. Надо понять всю глубину Майи личного мира, чтобы выйти на простор пространственной жизни. И когда Говорю, что Хочу, чтобы Дни Жизни Моей в ваших днях утвердились, вас тем Устремляю в Сферы Жизни Владык.

      Сколько личных мирков зажигалось и погасало с каждым новым воплощением смертного человека. И где все они, эти мирки, которыми так яро и напряженно когда-то жили воплощенные на Земле духи? И куда денутся эти мирки, которыми ныне люди живут, страдая, мучаясь, радуясь и переживая временные ощущения жизни земной? Все они так же погаснут и со сцены уйдут, как ушли бывшие прежде. Потому Мы Стремимся перенести ваше сознание на план непреходящего, который связан с Бессмертной Индивидуальностью человеческого духа. Чтобы из временных стать беспредельными, надо сознание перенести в Беспредельность и духом подняться над преходимостью временных условий, в которых и которыми живет личность человека при его воплощении в плотное тело. Как напряженно Стремились все Великие Духи, имена которых отмечены в истории человечества, вырвать сознание людей из малого мира личных переживаний и открыть им Новый Мир будущего и непреходящего, уводящего их в сферы Космической Действительности. Труды этих Просветителей были тяжкими непомерно, ибо сознание человеческое как теперь, так и всегда было далеко от всего, что касалось познания Высших Миров. И ныне вновь людям даются новые возможности подойти к Беспредельности через Учение Жизни и достичь ступеней непрерываемого сознания, то есть фактического Бессмертия.

      «Во всем можно различать манвантары и пралайи. Решительно от мельчайших явлений до смены миров можно видеть этот величественный закон. Можно понять строгую прогрессию, связующую малейшее с величайшим. Также единообразно сменяются ощущения нашего организма и сознания. Мы можем или чувствовать постижение, или оказываться на краю пропасти незнания, как бы перед великой пустотою. Но на гребне познания мы будем помнить о незнании. Также перед пустотою будем сознавать, что это Майя Пралайи, ибо нет пустоты. Так помните, что мираж пустоты сменяется неисчерпаемостью сокровищ духа. Сегодня что же Сказал вам? Только одно слово – неисчерпаемость. Пусть это будет заветом грядущего.

      Когда осознаете Беспредельность, то должны привыкать и к качествам ее. Неисчерпаемость будет тем первым качеством, которое обрадует каждое смелое сердце.

      Умствование есть некоторое противоположение сердечному постижению. Умствование есть своего рода магия, но магия есть противоположение Благодати. Мы должны очень осознать как магию, так и умствование. Ведь они так близко лежат от личности, от самости и, как говорится, от эгоизма. Умствование идет от себя, магия противополагает себя Высшему. Но сердечное постижение так же, как и Благодать, не имеет в основе своей самости, иначе говоря, самого задерживающего начала. Дикобраз мечет иглы от себя, но трудно достичь его сверху. Каждый умствующий лишает себя многого общения Свыше. Не смешаем ум с условным умствованием. Ум поведет к мудрости, иначе говоря, к сердцу. Но умствует червь, с трудом переползающий тропу человеку. Потому будем так настойчивы около достижения сердца. Ведь там ларец восторга, который не купить золотом» Учение Живой Этики: Сердце, § 140, 336.

                И нахлынет волна,
                и отступит,
                будет вновь наступать
                в день и в ночь,
                но должен держать
                дух удары,
                и  идти,
                даже  если  невмочь.

                В Плотном мире –
                удары, удары,
                не пройти,
                если их не сдержать,
                и  к  Высотам
                в  грядущее
                нужно неотменно –
                шагать и шагать.
                Владислав Стадольник 2006

       Н.К.Рерих: «Для кого-то загадка или тайна смерти уже разрешена. Будучи еще в теле, человек уже знает, что смерти нет, что смерть – это величайшая иллюзия человечества, что смерть тела совсем не означает смерти того, кто живет в нем. Будучи в теле земном, он уже не раз переходил в своем тонком теле в Мир Надземный и убеждался, что именно в нем живут те, кого люди считают умершими» Грани Агни Йоги, 1971 г. § 516. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.

      Река жизни течет в океан Беспредельности. Беспредельность, сущая вечно, принимает ее в лоно свое. Живем в беспредельности вечности. Вечно сущая жизнь уявляется во временности форм своего выражения, и временное становится выражением вечного. Осознать уявление вечного во временном будет победою духа над ним, преходящим, и постижением тайны себя самого, ибо дух вечен. Процесс осознания вечного будет процессом накапливания элементов бессмертия в микрокосмосе человека. В каждом явлении жизни можно найти эти элементы непреходящего, ибо все существующее не имеет ни конца, ни начала, но связано с окружающим миром цепью непрерывной преемственности. И даже великие понятия времени и пространства не имеют ни верха, ни низа, ни конца, ни начала. Они не имеют пределов, ибо сама беспредельность выражается в них. Так, созерцая бесконечный поток жизни в ее временных формах, вечных постоянством своей смены, можно ощутить дыхание вечности во всем, что в ней существует. Эта жизнь временного в беспредельности подчинена великим космическим Законам, которые являются незыблемой основою проявленного Мира. Изучение этих законов есть соприкосновение с вечностью; постижение их будет выходом Сознания на космический простор, а применение их в жизни ознаменует собою утверждение элементов бессмертия в духе.

       Матерь Агни Йоги (Е.И.Рерих)» «Изучение и постижение окружающего человека мира может все время углубляться, но никогда не может быть исчерпано до конца, ибо за ним стоит Беспредельность. Так, одни и те же явления можно изучать бесконечно, постоянно углубляя знание, но постичь их во всей всеобъемлемости их сокровенной сущности невозможно. Человек, эволюционируя, все время открывает все новые и новые аспекты Мироздания, обогащая и расширяя сознание. Конца же познавания мира нет. Ступени познания Космоса ведут в Беспредельность и теряются в ней»Грани Агни Йоги, 1972 г. § 165. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.

      Идти по вершинам – значит в духе подняться над жизни пучиной и, крыльями духа взмахнув, низин не касаться, и мрачных ущелий, и низких астральных слоев. Это также означает пребывание в сферах сверхличных. Личное, малое, ограниченное всегда слишком близко к низинам, когда горизонта не видно и замкнута жизнь малым кругом сознания. Так на любое явление существуют две точки зрения: личная и сверхличная. Первая обычно ошибочна, ибо мала и узка, вторая поднимает сознание над первой, и тогда видны дали и будущее приобретает реальные формы. Разбить оковы личности и самости – значит пробить скорлупу ауры и вырваться за пределы в пространство. Аура плотного тела подобна скорлупе, в которую заключен дух. Невозможно разделение тел, невозможно сознательное действие в ментале, если скорлупа самости закрывает пространство. Эгоизм, или самость, запечатывает сознание в ограниченном круге личных мыслей, эмоций и представлений и лишает свободы. Узников много. Они тоже говорят о свободе, но как далеки они от понимания настоящей свободы. Тело – тюрьма, самость – оковы, и личные чувства и мысли – тяжким подобны цепям. Если к этому добавить еще заблуждения времени, эпохи нарядности, ложные положения науки и тысячи загородок, отделяющих сознание от истины космической жизни, то воистину ярой тюрьмою покажется жизнь несвободного духа. Разбить цепи, ограничивающие сознание, не всякому духу под силу. Расширение сознания – путь к тому верный.

                Мы в ночь выходим – распознать,
                что  рядом,  или  чуть  далече,
                и звукам гулким в тиши внять, –
                дана  нам  –  встреча…

                Всё  в  преломлении  ином,
                и сердце чутко к отголоскам,
                и едва верим  –  толь ни сон?
                Иль – заповеданная встреча…

                И в снах – проходим в Далеко
                грядущее с былым сплетаем,
                и  Там  –  в  отраду  нам  окно,
                и мир – иной мы наблюдаем.

                И  в  тех  участвуем  делах –
                где  сердце  зову  отдаётся, –
                не посещают – горечь, страх,
                и  Красота  во  днях  куётся…
                Владислав Стадольник 2.1.2007

      Личный мирок обычного человека и его представление о себе самом ошибочны и ложны в самом корне. В беспредельной Вселенной нет места призрачному миру пьяницы, картежника, спекулянта, менялы и каждого человека, который живет настоящим в пределах одной жизни и верит, что существует лишь то, что он видит, и то, во что верит он и окружающее его скудоумие и невежество. Их Называем слепцами и мертвой – их жизнь. Живые мертвецы, обрекшие себя на смерть тем, что окружили сознание свое явлениями краткой длительности, тоже обреченными на уничтожение малым кругом своего проявления или существования. Положим, что кто-то и когда-то все сознание свое и силы вложил, чтобы почета и власти добиться, и, положим, добился. Прошли годы, он умер и умерли все, кто его почитал и ему подчинялся. И никого не осталось в живых, и память о нем, почета и власти достигшем, умерла, не оставив следа. К чему это все и где это все, что его окружало, и все, чем он жил? Где в Космосе место всем призрачным формам его представлений о жизни и мире? Все кануло в Лету, прошло. Ложным богам поклонялся почета и власти достигший и Майе служил, ничего не содеяв для мира.

                Не умолкает звон, несутся звуки, –
                то  отголоски  дальних голосов.
                Они с Надземного, с земного,
                из прошлого, из будущего новь…

                И внове – в сердце Образ дивный,
                и  многие,  сошедшие сюда, –
                помочь, советы дать, поддержку, –
                на мысли светлые – где с Света вход всегда.

                Сюда, где в плотном – мы обличье,
                хотя  во  Тонком  дух  живёт,
                и пусть – сейчас мы мало слышим,
                но  сердце  –  в  Далеко  идёт.
                Владислав Стадольник 8.5.2005

      «Урусвати знает, что лучшие поучения Великого Путника и поразительные исцеления остались не запечатленными. Кроме обращения к народу и к ученикам, Он имел много собеседований наедине. Кто же мог записать такие замечательные поучения?

      О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощение. Перевоплощение было известно некоторым сектам и так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно, так же как и теперь, смена жизней вызывала ожесточенные споры.

      Учитель любил говорить о предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много было таких одиночных бесед. Иногда они касались начальных предметов, но бывали и собеседования с весьма образованными философами. Одни приходили боязливо в ночную пору, но другие решались приближаться и днем. Великое терпение Он проявлял ко всем. Можно себе представить, как было заполнено время Его в течение краткого подвига. Ученики часто недоумевали, когда имел Он время для сна?

      Также многие замечательные исцеления происходили незаметно. Люди замечали исцеления безумия, паралича, слепоты и глухоты. Такие исцеления своею очевидностью поражали толпу. Действительно, когда немые заговорили и прокаженный очистился, толпа была потрясена. Но, с научной точки зрения, иные чудеса были еще замечательнее. Учитель силою воли останавливал внутренние разрушительные процессы. Толпа и даже близкие не могли оценить такое мощное воздействие. Оно заставляло двигаться не только омертвелые мускулы, но могло заживлять пораженные ткани. Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог лишь мечтать.

      Это воздействие уже невозможно называть внушением. Оно должно было бы уже называться победою над плотью. И теперь, когда люди начали изучать силу мысли, они должны вспомнить о бывших замечательных победах мысли. В основе пусть будет соизмеримость, тогда энергия устремится по кратчайшему пути.

      Урусвати знает, какое непрестанное борение происходит между различными слоями материи. Говорю – свет побеждает тьму. Такая истина весьма схематична. Несомненно, в конечном итоге, свет побеждает, но много стадий будет пройдено, прежде чем хаос или тьма будут рассеяны.

      Не нужно думать, что между светом и тьмою не существует многих градаций. То же самое должно быть осознано не только в физических ощущениях, но и во всех мыслительных процессах.

      Правильно спрашивают – почему так медленно проникают в человеческое сознание некоторые убедительные идеи? Можно удивляться, что закон перевоплощения так трудно воспринимается человечеством, тогда как существуют многие свидетельства. Нужно понять, что осознание такого закона было бы неприемлемым для хаоса. Перевоплощение, признанное всеми людьми, преобразило бы всю земную жизнь. Сопоставьте лиц, принявших этот закон, с отрицателями его, и вам станет ясно, где свет и где тьма.

Можно поражаться, насколько сменяются волны признания и отрицания. Настоящая битва происходит надземно, и великие Силы участвуют в ней. Нельзя сказать, где граница безусловного признания и полного отрицания. Иной отрицатель ближе к познанию, нежели мертвенный, твердящий букву без смысла.
      Заметьте, что некоторые люди видели явления Тонкого Мира и, тем не менее, пытаются отрицать его. Особенно поучительно наблюдать книжников, которые много прочли, но в сознании ничего не усвоили. Можно легко представить себе, какой груз непомерный висит на познании каждого закона. Можно видеть, как гневаются и ожесточаются некоторые люди против даже очевидного проявления, которое не может повредить им. Это есть отражение битвы различных слоев материи.

      Мыслитель понимал, что хаос крепко держит ноги человека» Учение Живой Этики: Надземное, § 163, 388.

     * 17 июля 2015 г. в литературном портале Изба-Читальня (автор страницы – Владислав Стадольник) начата публикация сборника – СМЕРТНОЕ И БЕССМЕРТНОЕ