Лениниана Мариэтты Шагинян. Секрет успеха

Зера Черкесова Новеллы
17/07/15
Продолжение моей "шагинянианы"(из моих любимых писателей с давних пор)
 См.:

http://www.stihi.ru/2015/05/30/3188
Серебряный век. Мариэтта Шагинян. Комета
(Здесь о ее стихах)
 
Она написала за свою долгую трудовую жизнь так много, что признавалась, что сама не помнит всего, что написала. Добровольная работа ее почитательницы по сбору всего написанного Мариэттой Шагинян, включая очерки и статьи, заметки в прессе первых революционных лет, составление библиографии писательницы растянулась на годы и составила объемистый труд. И не все вошло в этот труд, есть еще белые пятна в библиографии М.Шагинян, ведь многое публиковалось с неизбежными цензурными купюрами, не в полной редакции; кроме остались неопубликованные по тем же причинам рукописи и черновики. Самое ныне известное неопубликованное из Мариэтты Шагинян, много упоминаемое благодаря чему ее имя не забывается - это все тот же Ленин, благодаря которому так удачливо сложилась ее мирская судьба. А именно:всякий раз, когда хотят опорочить имя Ленина, то упоминают теперь имя Мариэтты Шагинян, которая в ходе архивных розысков в Ульяновске для своего романа "Семья Ульяновых" обнаружила калмыцкие корни Илья Николаевича Ульянова(которые потом в радостном возбуждении обсасывали в нацистской германской прессе. Как ныне обсасывают возможные еврейские корни Ленина) и еврейское происхождение Марии Александровны по ее отцу, врачу Александру Бланку.

Причудливо вышло... Сколько писателей-апологетов ленинской темы, а в СССР о Ленине так или иначе писали все писатели и вообще все причастные к перу,-кануло в лету забвения Имя же Мариэтты Шагинян, вознесенное в СССР на олимпийский Парнас благодаря ленинской теме прежде всего, - и после падения империи избежало забвения благодаря той же теме, но уже в ином ракурсе. Диссидентском. Мариэтта Шагинян всегда балансировала между мирами и идеологиями...При показной абсолютной лояльности в ее творчестве и личности всегда было предостаточно диссидентсвующего и непокорного. Всегда отличалась "лица необщим выраженьем". Даже из партии раз добровольно вышла, бросив в пылу партбилет!..Обошлось. Всегда ей все прощалось, даже открытие страшной крамолы о нац.корнях Вождя. Только закрыли это открытие на сто замков спецхрана, но "рукописи не горят", ныне у всех на устах.

И все-таки по настоящему, как писатель, Мариэтта Шагинян своей эпохи не перешагнула, оставшись однако одним из символов той эпохи. Это много. Ей было дано очень много - кроме одного:встать в один ряд с поэтами и писателями, названными великими. Перешагнуть свое время, быть актуальным и спустя много лет после ухода и смены идеологий. Как милостив к ней оказался непостижимый Рок, забравший ее на исходе советского строя, одновременно с Брежневым, чтобы она не увидела жестокости судьбы:крушения всего, чему она служила свою долгую жизнь.

Но почему?! Если почитать ее стихи - право, они не слабее по звучанию и смысловой наполненности - стихов Цветаевой, Ахматовой, этих наиболее известных и почитаемых поэтесс Серебряного века. А Мариэтта Шагинян имела короткую, но выраженную известность в том самом Серебряном веке накануне революции именно как поэтесса. Но уже в советское время ее стихи не переиздавались отчего-то и она сама больше стихов не писала. Так ее поэтическая лира оказалась забыта еще при ее жизни. Я пыталась восстановить к ним интерес в своих статьях, см.ссылки.

Как прозаик, публицист она написала очень много. Более всего стала известна своей ленинианой. Это Тетралогия. Четыре романа, писавшиеся много лет:"Семья Ульяновых", вышедший до войны, затем "Билет по истории", исторический роман-хроника"Первая Всероссийская", вышедший  после войны, и уже в 70-е остро-публицистические "Четыре урока У Ленина". Не все они равнозначны по объему и степени раскрытия красной темы. На мой взгляд, самым слабым, растянуто-скучноватым, рассыпающимся по форме является роман-хроника "Первая Всероссийская", посвященная не Ленину, а его отцу Илье Николаевичу Ульянову. И рассказ не о том, каким он был отцом детей Ульяновых, а по мысли Шагинян - восстановление исторической справедливости: рассказ о педагогической и общественно-подвижнической деятельности И.Н.Ульянова на фоне проходившей в ту пору Первой Всероссийской выставки(аналог поздних ВДНХ). Роман, который я все же прочла с карандашом, хотя и не без усилий над собой. Но может и понравится, ведь во всем, что писала Мариэтта Сергеевна - любые огрехи и несовершенства формы подчас(на мой взгляд, ее слабая черта стиля из-за постоянных растеканий мыслию в ее творчестве часто не ощущается крепкой выдержанности композиции) - но всё компенсирует ее философский ум, афористичность и неожиданность  философских обобщений в ее постоянных уходах в сторону от темы. Самое сильное из шагиняновской Ленинианы:"Четыре урока у Ленина". Жанр определить невозможно, он вне каких-то твердых жанровых рамок:не беллетристика, а скорее собранная за годы   публицистика об "уроках", преподанных ей чтением Ленина, сплав личных мемуаров с ленинской темой, объединенных сквозными сюжетами в четыре части. "Четыре урока у Ленина" были переведено на многие языки народов СССР и восточноевропейских стран социализма, удостоены высшей из наград СССР для писателей - Ленинской премии и прочих советских и зарубежных наград и вошло в советское время в школьную программу по советскому периоду русской литературы. Большой том статей и очерков о Ленине, его семье, корнях, о своем чтении Ленина - пятый том 9-томника, М. Худ. лит., 1986. Есть что почитать.

Представляет большой интерес ее публицистика о литературе, педагогике, театре, музыке - всё, что она долгие годы писала для бесчисленных журналов и газет и вошло в отдельные тома ее Полного Собрания.

Но если назвать то, что может остаться в Вечности, невзирая ни на какие ветры политических перемен, то исключительный интерес представляет ее толстый том мемуаров,  которые она писала 20 лет и которые отражают не только ее судьбу, но   в глубоком преломлении предреволюционной России. Она написала свои воспоминания только до 1917 года, до своих 30-лет, начиная с 1888 года рождения. Писаны же мемуары в 60-70 гг.20в. Об остальном сочла ненужным писать мемуары, так как вся ее последующая жизнь при Советской власти отражена в ее литературном, публицистическом творчестве. Хотя мне жаль, такое объяснение все же не до конца искренне, ведь многое осталось за страницами написанных книг, жаль, что она не написала мемуаров о советском периоде хотя бы "в стол" в расчете на будущие времена. Тогда вошла бы в корпус "диссидентской литературы" и продолжила оставаться актуальна. Никогда не следует полагать, что любой политический строй навечно сохранит статус-кво, странно, что такой философ, как она, этого не поняла. Или просто не успела написать дальше, слишком много сил и объема вложив в рассказ о  своей дореволюционной молодости и первых лет революции. Однако как интересно читать и иногда перечитывать! Но и в "Человек и времени" есть немало о советской современности тех лет, когда писались мемуары, размышлений, мудрых советов читателю. Заканчивая мемуары в конце 70-х, она не знала, что проживет весь советский период российской истории - с 1917 по 1982 гг., а дальше было крушение строя, но она осталась свидетелем и летописцем  советской эры. И тем уже значительно написанное ею, если выбирать самое примечательное из Летописей канувшей советской цивилизации.
 
"Человек и время. История человеческого становления" Мариэтты Сергеевны Шагинян это, что я советую прочесть всем без исключения. Вы найдете много полезного и мудрого от писательницы, прожившей почти 100 лет, ей было о чем рассказать и чем поделиться из своей долгой насыщенной событиями жизни, а язык ее считаю одним из лучших в русской литературе 20 века. Кто хочет научиться писать по настоящему интересно, живо, ярко, держа читательское внимание, тот непременно должен почитать Мариэтту Сергеевну Шагинян, хотя бы ее дореволюционные стихи и том мемуаров "Человек и время" - даже если идеологически она вам чужда и читать ее раннюю  беллетристику(один из первых советских фантастов!), ее лениниану и публицистику советских лет, ясно, что уже давно неактуальную по тематике(но не по слогу и глубине осмысления ставившихся ею тем статей в советской прессе!). Уже самое чтение ее прозы неизменно волнует и учит, а она еще и секретами мастерства  щедро делится. Правда, ее книг не найти в новейших бумажных переизданиях, она не переиздается с самой перестройки. Последний 9-томник 1986г, см в букинистике. Но к счастью есть еще интернет.

Что написано о самой Мариэтте Шагинян? Есть очень интересные мемуары опять же - ее друга и журналиста, писателя Константина Багратовича Серебрякова "Приближая прошлое. О Мариэтте Шагинян". Ни за что не пожалеете, прочитав! Это Школа.

Невероятно интересны и ее "Зарубежные письма" - ничего лучше в жанре путевых очерков я лично не читала. И с удовольствием перечитываю временами частью или весь том о ее многолетних путешествиях по миру с пером в руке. Крайне любопытны в том числе ее письма-очерки из стран Западной Европы в поездках в 60-70-егг.20в. Причем, с пером именно в смысле дореволюционных стальных перьев, ибо авторучек и печатных машинок она не жаловала, называя их "обезличивающими индивидуальность" и упорно писала всю жизнь пером, обмакиваемым в чернила. А что бы она сказала о нашей привычке строчить на клавиатуре перед монитором компьютера?!

А еще много статей. Владимир Солоухин в  своих интересных, хотя и зло-"развенчивающих" очерках  О Ленине - "При свете дня" верно и колко отметил, впрочем, что "многотомной" тетралогия М.Шагинян названа преувеличенно. И добавил, что все же четыре части - это немало, однако отметил то, в чем главная слабость знаменитой шагиняновской ленинианы:в них почти отсутствует главный герой!..Она больше пишет в  романах своей ленинианы о корнях родителей Ленина, об эпохе, вытаскивает из архивов массу имен, творит зеркало времени, уходит в тьму деталей быта, много пишет и о себе. Например, самую известную часть, удостоенную Ленинской премии, книгу "Четыре урока у Ленина" - вообще можно считать почти мемуарами писательницы и путевыми очерками ее разъездов по Европе в 60-70-е -чем собственно ленинианой. Ленинская тема в них идет едва не по касательной...Хотя я бы отметила, что блестяще - но на заднем  плане. Она много уходит в сторону. В наше время это назвали бы "флуд". Уход в сторону от главной темы, но "флудила" так интересно, что за это можно простить. Однако все же глубинной эволюции личности, определившего эпоху исторического вождя 20 века, как ставила перед собой сверхзадачу, не раскрыла и даже не подступалась. Я бы сказала, что образ Ленина она все же сотворила - и он, хотя бы и неизбежно-мифологизированный, был столь рафинирован и интеллектуально-изыскан, крепко основан на фактах биографии и трудах Ленина, что полагаю, это и было главной причиной ее вознесения режимом и прощения ей многого, чего другим не простили бы.

Все дело в мастерстве интерпретации, но для этого нужно было обладать такой эрудицией и таким редким талантом, каким обладала Мариэтта Шагинян.

Я не раз говорила, а вот в комментах где-то прочла, что никто так не писал о Ленине! И редкие произведения о Ленине сегодня так интересно читать - как шагиняновские. Ее вела эта красная тема и ей обязана столь многим в своей судьбе:хотя бы тем, что ее не коснулся Молох времени. Репрессии обошли стороной.

Писала она неожиданно, вызывающе! Ее "Четыре уроки у Ленина" начинаются с того, что когда в первые годы после революции она уже имевшая за плечами философский факультет Высших женских курсов Герье и немалую подкованность в чтении философской литературы-открыла философские труды Ленина. то ... разочаровалась! Как скучно и тяжело, это невозможно читать! А ведь любой втайне или открыто сказал бы то же! Неужели советская власть опубликовала это, переиздавала на многих языках, включала в школьную программу, и еще наградила Ленинской премией?!

Но в том-то и "фишка", выражаясь новомодным сленгом, что сонм писателей фальшиво восторгались и остались фальшивыми слугами режима("Все взвейтесь да развейесь", как иронизировал булгаковский поэт Иван Бездомный о коллегах по цеху), а она громко сказала то, что шепотом говорили все:Ленин скучен и невозможен для чтения!

Это отправная точка. Читатель шокирован и завоеван, теперь он не закроет книгу пока не узнает в чем дело. И отсюда, Мариэтта Шагинян, словно мифогическая Ариадна, начинает вить свою нить мысли, шаг за шагом подводя заинтригованного читателя к прямо противоположному заявленному вначале выводу. И оказывается, что вся предшествующая философия до Ленина, на которой воспитывалась Мариэтта будучи студенткой-философом-ничто в сравнении с могучим интеллектом и методом мышления Ленина! И наконец апофеоз:Мариэтта Шагинян признается с гордостью и волнением, что всю жизнь каждый день хоть по страничке читает Ленина и была одной из нескольких в Союзе чудаков, прочитавших Полное Собрание Сочинений В.И.Ленина, составлявшее 55 томов.

Ну скажите на милость:разве случайно М.С.Шагинян была так обласкана Советской властью, когда столь виртуозно-интеллектуально умела писать о Вожде? Другие-то всё "Ленина и печника" умели больше...Хотя и незамысловатые рассказы "для народа" и детей, этакие "жития святых" тоже необходимы в творении Эпоса.

Безусловно писательское мастерство Мариэтты Шагинян.
Ну а сбор и изложение деталей биографии Ленина ПО ЧАСАМ! было задачей знаменитого ИМЛ-Интитута марксизма-ленинизма. В результате труда многочисленного коллектива, бесчисленных командировок по ленинским местам от Симбирска и Шушенского до Женевы и Парижа и многих других географических точек на глобусе и переворачивания пудов царских архивов, переписок и мн, мн.- на протяжении десятков лет была составлена Биохроника-почасовое восстановление биографии Ленина! Она опубликована.
 
 Где найти книги?

P.S.Все это периздается и еще читается. См. на Ozon.ru в выходных данных этой иллюстрации. Известный книжный интернет-магазин. В Озоне можно за копейки заказать и ее 9- томник. и разрозненные издания. в том числе научно-фантастический роман "Месс-менд" для интересующихся ранне-советской фантастикой(он еще и экранизирован в эпоху первых фильмов, так что исторический интерес).
Мемуары неоднократно изданные отдельно - "Человек и время", и "Зарубежные письма". Если вы хотите  не только букинистику, но и новейшие издания, то вам придется заказать в одном и большем количестве экземпляров в том же например интернет-магазине Ozon лично для себя репринт, многие заказывают, это и есть аналог "переизданий", но по индивидуальному заказу.

http://www.stihi.ru/2015/07/17/6455
Ленин, как выражение сути России

  http://www.stihi.ru/2015/07/15/6888
Ленинская концепция материи и современная наука


30082020
http://stihi.ru/2018/03/06/2608
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки
 

http://stihi.ru/2016/10/13/3105
Читаю всего В. Тендрякова. О Ленине и социализме переосмысленное. Литература Оттепели.
 

http://stihi.ru/2020/08/30/45
Возвращение Ленина. По анализу лент комментариев в соц сетях
 

http://stihi.ru/2021/02/19/9841
Фельетон о "разоблачителях" Ленина. Был ли Ленин "подменённым"?

 
http://stihi.ru/2020/02/01/8494
Так кто же были Ульяновы?
Анализ генеалогии.

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/106955.html